Каждый народ в бездонных копилках памяти имеет никогда не иссякающие богатства. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые предания, сказки, архитектура, быт и верования, любимые праздники, национальная кухня. Поэтому основная наша задача – помочь детям воспользоваться этими сокровищами, стать богаче, умнее и добрее. Достигается это путем ознакомления дошкольников с историей и культурой родного края.
Работая много лет в детском саду, я разработала свой план работы по этому направлению. В работе с детьми использую темы наиболее интересные и доступные им: одежда, жилище, домашние занятия, фольклор. На этих занятиях решаются следующие задачи:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, к родному городу, к детскому саду;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– развитие интереса к народному искусству, обычаям и традициям своего народа;
– знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своего города и столицы Татарстана.
Для решения поставленных задач был собран обширный наглядный материал, который постоянно пополняется: предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы народов Поволжья, альбомы, яркие иллюстрации природы и архитектуры родного края. Многое из демонстрационного материала изготовлено на занятиях совместно с детьми и родителями (посуда, изображения национальной обуви, одежды).
<Рисунок1> Занятие по национальному искусству.
В рамках моей работы был проведен цикл занятий по ознакомлению детей со столицей Татарстана – Казанью, ее исторически культурным наследием. Предметом изучения являлись татарское национальное искусство и архитектура города. Весь материал был разделен на отдельные темы, которые знакомили детей с различными сторонами древней и современной Казани:
– “Древняя Казань”
– “Легенды и предания о Казани”
– “Герб и флаг Татарстана”
– “Художники и писатели Татарстана”
– “Современные архитектурные памятники Казани. Кул Шариф.”
Особое внимание уделялось ознакомлению детей с древнейшим памятником Казани – Казанским Кремлем. Занятиям на данную тему предшествовала экскурсия в Казанский Кремль, которая позволила детям своими глазами увидеть красоту старинных построек, отметить для себя архитектурные особенности каждой из них. Это вызвало в них восхищение родной столицей, и что важно для нашей совместной работы, родило в детях большой энтузиазм к ее дальнейшему изучению.
В ходе занятий были по отдельности рассмотрены Спасская башня, Тайницкая башня, башня Сююмбике, мечеть Кул Шариф, Благовещенский собор. Во время беседы со мной дети по иллюстрациям анализировали форму, пропорции, цветовую гамма каждой из них. Были разобраны художественные материалы, которые помогут детям наиболее точно передать текстуру той или иной постройки. Было рассмотрено окружение построек -дорога, старинные белокаменные стены, деревья, памятник национальному герою – Муса Джалилю. Полученные детьми знания о Казанском Кремле были обобщены в итоговом занятии по изобразительной деятельности, конспект которого я представляю в данной статье.
Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе
Задачи
- закрепить знания детей о Казани – столице Татарстана, ее исторических памятниках и достопримечательностях (Казанский Кремль – Спасская башня, Тайницкая башня, башня Сююмбике);
- учить детей отображать в рисунках исторически интересные постройки Кремля, передавая пропорции и соотношение частей, используя разный изобразительный материал;
- совершенствовать технические умения и навыки рисования красками и карандашами;
- развивать чувство цвета, формы и композиции;
- воспитывать интерес к историческому прошлому столицы и гордость за свой народ.
Предварительная работа
- беседы по истории родного края;
- рассматривание наборов открыток, иллюстраций, книг с изображением видов Кремля, просмотр слайдов о Казани;
- прослушивание избранных музыкальных произведений Р. Яхина, Н. Жиганова и С. Сайдашева;
- разучивание стихотворений о Казани;
- занятия по ознакомлению детей с историческими памятниками и достопримечательнос-тями города, экскурсия к Казанскому Кремлю;
- рисование по теме “Древняя Казань”.
Материал к занятию
Иллюстрации, рисунки, наборы открыток о Казани, альбомы, развивающая игра “Построй башню”, магнитофон.
Изобразительный материал: акварель, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, фломастеры, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой, белая и тонированная бумага альбомного формата.
Ход занятия
Дети читают стихи о Казани.
Первый ребенок:
Радостью Казань моя полна
И светла и зелена.
Город кажется весной
Белой чайкой над волной.
Чудны парки и сады
Всюду яркие цветы
В этом городе живет
Дружный труженик – народ.
Второй ребенок:
Хороша ты, Казань, в предрассветную рань.
Ты, Казань, как сад весной, со всей страной
Цветешь всегда ты, город, мой, любимая моя Казань.
Спрашиваю у детей:
– Кто мог написать такие красивые и звучные стихи о Казани? (Конечно тот, кто очень любит Казань, только тот, кто живет в Казани.)
– Мы тоже любим Казань и хотим, чтобы ее полюбили и все, кто приезжает к нам в гости в столицу.
– Представьте себе, что сегодня мы с вами должны встретить “гостей”.
– Как вы думаете, на чем они приедут в Казань? (Ответы детей.)
– Какие исторические, интересные места мы показали бы “гостям”? (Ответы детей.)
– С чего лучше начать?
Цитируя Владимира Маяковского “Начинается земля, как известно от Кремля”, показываю общий вид современного Кремля.
Я читаю стихи Р. Кутуя:
Запоет стена как арфа
Белый звон стечет с горы
Сотворили в полдень чудо
Музыканты, маляры!
Что бы Кремль стоял светло,
Как слеза в глазах
Чтобы всякому приснилось
Белым сном Казань!
– Что это за чудо “белый звон”, “белым сном”? (Это Кремль с его белокаменной стеной.)
– На берегу какой реки стоит Кремль? (Ответы детей.)
– Расскажите гостям о Кремле.
Показ общего вида современного Кремля.
Дети рассказывают:
– Стены Кремля выложены из белого камня, а сверху на стенах мы видим стрельни, через которые в старые времена воины наблюдали за неприятелем и отражали его нападение. По углам построены башни, их было 13. Башни эти назывались дозорными.
– Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
– О каких башнях Кремля вы хотели бы рассказать? (О Спасской башне.)
Показ иллюстрации Спасской башни.
Дети рассказывают:
– Она, как и стены белокаменная, с золотой звездой на шпиле, с электрическими часами и золочеными стрелками. Это самые точные часы. Их бой слышен далеко вокруг. А знаете ли вы, что раньше часы были необычные, у них вращался циферблат, а не стрелки.
– Чье имя носит эта башня? (Ответы детей).
Показ иллюстрации башни Сююмбике.
Дети рассказывают:
– Она называется в честь доброй и мудрой царицы Сююмбике, которая после смерти мужа построила над его могилой деревянную мечеть. Мечеть назвали ее именем. Позднее на этом месте была построена высокая башня из красного кирпича.
– Эту башню называют еще и загадочной башней. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
– Расскажите еще об одной башне – Тайницкой.
Показ иллюстрации Тайницкой башни.
Дети рассказывают:
– Ее так называли потому, что от нее шел тайный подземный ход к ключу, находившемуся на берегу реки Казанки. В годы войны из него брали воду, когда Кремль окружали враги.
– На этом мы сегодня заканчиваем экскурсию по Казанскому Кремлю. Думаю, что “гостям” было интересно.
Дидактическая игра “Построй башню”
– Я хочу проверить какие вы “строители”. Перед вами конверты с деталями различных башен Кремля и эскизы с их изображением. Ознакомьтесь с ними и приступайте к “строительству”. Самостоятельная деятельность детей – постройка башен.
– Молодцы, и с этим заданием вы справились. Пройдите и посмотрите на все постройки Кремля. Обратите внимание на их величину, форму, цвет. Какие части башен вы можете отметить, они имеются только у одной постройки или у всех?
Пальчиковая гимнастика “Строим дом”
Дом я строю во вселенной (Руки через стороны вверх)
Есть в нем крыша и антенна (Ладошки – “крыша”)
Есть в нем дверь, и есть окошко (Пальчики – “дверь”, пальчики – “окошко”)
Пусть живет в ней наша кошка (Пальчики – “усики”)
– Предлагаю вам нарисовать одну из понравившихся башен Казанского Кремля.
– Какую башню вы выбрали? Почему? (Ответы детей.) Как вы думаете с чего надо начать рисовать? Какой формы части башни? Как лучше расположить рисунок на листе бумаги? (Ответы детей.) Используйте разный изобразительный материал, но вначале начните со вспомогательного рисунка простым карандашом. Не забывайте об архитектуре старинных построек.
Самостоятельная деятельность детей – рисование.
В ходе самостоятельной деятельности используются приемы: наводящие вопросы, подсказка, индивидуальный показ отдельных приемов рисования, напоминание, сравнение с изображением на открытке.
Гимнастика для глаз “Лучик солнца”
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной (Моргают глазами.)
Ну-ка, лучик повернись,
На глаза мне покажись (Делают круговые движения
глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду (Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду (Отводят взгляд вправо.)
<Рисунок2> Шубина Александра, 6 лет, “Спасская башня”
<Рисунок3> Вахрамеева Ангелина, 6 лет, “Благовещенский собор”
<Рисунок4> Владимирова Арина, 6 лет, “Башня Сююмбике”
<Рисунок5> Корочкина София, 6 лет, “Спасская башня”
Рассматривание и анализ детских работ.
– Дети, а вы не хотели бы рассказать гостям о нарисованных вами башнях? Расскажите о красоте, величии башен, которые вы нарисовали, какие приемы использовали.
Рассматривание и анализ детских работ.
– Молодцы. Работы получились интересными, разными, так как вы использовали разный изобразительный материал. Правильно передали соотношение частей, удачно расположили на листе бумаги.