Урок окружающего мира в 4-м классе с элементами дискуссии по теме "Что такое культура"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: дать учащимся представление о понятиях “культура”, “ценности”; ознакомить с духовными ценностями, составляющими культуру общества; воспитывать уважительное отношение к национальной культуре, народным традициям и нормам поведения, бережное отношение к произведениям искусства и творчества; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

Оборудование: кроссворды для учащихся класса, карточки для индивидуальной работы, словарь толковый, презентация, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), репродукции картин, изображения храмов, портреты художников, писателей, поэтов, изделия художественно-прикладного творчества.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих (Слайд 1). Вспомните слова замечательной песни:

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется…

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе не раз еще вернется.

– Расслабьте мышцы, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: “Я желаю тебе…”.

II. Проверка домашнего задания.

1. Разгадывание кроссворда (Приложение 2)

По вертикали: 1. Студеное море. 2. Самая восточная точка нашей страны. 3. Пролив, разделяющий Россию от Северной Америки. 4. Место добычи и разработки драгоценных ископаемых. 6. Какой город называют “Великим”?

По горизонтали: 5. Шестой по счету открытый материк. 7. Старинное название русских путешественников, побывавших первыми на новых, неизвестных до той поры землях.

Ответы: по вертикали — 1. Белое. 2. Дежнев. 3. Берингов. 4. Прииски, б. Новгород, по горизонтали – 5. Антарктида. 7. Землепроходцы.

2. Беседа по вопросам:

– С какими географическими открытиями вы познакомились?

– Назовите известные вам географические объекты, носящие имена известных землепроходцев и исследователей.

3. Работа по карте.

– Покажите и назовите места, которые посетил И. М. Пржевальский (Слайд 2).

– Покажите и назовите, где плавали северные мореходы-поморы.

– Покажите и назовите пункты и объекты, открытые Беллинсгаузеном, Лазаревым. Хабаровым (Слайд 3,4).

4. Проверка заданий по тетради, выступление подготовленного ученика по отдельному вопросу.

5. Работа по карточкам.

Карточка 1.

– Почему Арктика привлекала и привлекает людей?

– Запишите Большие реки России.

Карточка 2.

– Что называют “каменным поясом” России?

– Запишите моря Северно-Ледовитого океана.

III. Актуализация опорных знаний.

Анализ ситуаций (Слайд 5).

Ситуация 1.

Встречаются два одноклассника. Обмениваются дружественными рукопожатиями в перчатках. (Ошибка: приветствуют, обнажая руки.)

Ситуация 2.

Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк. (Ошибка: приветствуя даму, юноша вынимает руки из карманов.)

Ситуация 3.

Денис и Саша идут, оживленно обсуждая кинофильм. Их обгоняет Света. Кто первый должен поздороваться? (Тот, кто обгоняет.)

Ситуация 4.

Денис и Саша сидят за партой в классе. Входит Света. Кто должен здороваться первым? (Кто вошел в класс.)

Ситуация 6.

В дверях сталкиваются два мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен кого пропустить? (Кто окажется вежливее.)

“Мое поведение – мое личное дело!” Как вы думаете, правильно ли это? (Ответы учащихся.)

– Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове.

Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих. Как только не называют нынешний век – атомный, космический, кибернетический, компьютерный, электронный... Но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет его называть веком высокой культуры и духовных ценностей.

Мы учимся, работаем, выполняем общественные поручения, участвуем в митингах, бываем в кино, в театрах, на концертах, занимаемся спортом, посещаем выставки, ходим в гости... И все это составляет понятие “культура” общества.

– Так, о чём же мы будем сегодня говорить на уроке?

IV. Работа над новым материалом.

– Изучение нового материала мы проведём в необычной форме – в виде дискуссии.

– А что такое дискуссия, кто из вас знает? (Слайд 6)

– ДИСКУССИЯ (от лат. discussio — рассмотрение, исследование), обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы на собрании, в печати, в беседе.

– Какой же вопрос нам сегодня придётся обсудить? (Что такое культура?)

Выступление учащихся с индивидуальным домашним заданием (Слайд 7).

Я из тихого зеленого городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Именно здесь родилась знаменитая хохломская роспись, в орнаментальных рисунках которой есть мотивы, восходящие к культуре древней Руси. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

(Слайд 8) ТЕАТР (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах.

В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры — жонглеры, скоморохи. С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведение театрального искусства — спектакль — создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника.

Физминутка (Слайд 9)

– Я вам буду называть слова-качества человека. Если это качество положительное, вы приседайте, если отрицательное – стойте.

Тактичность, вежливость, пунктуальность, услужливость, скромность, бестактность, обидчивость, тщеславие, честолюбие.

ЖИВОПИСЬ, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета. Русские живописцы – Репин Илья Ефимович, Шишкин Иван Иванович, Крамской Иван Николаевич, Суриков Василий Иванович (Слайд 10, 11, 12, 13).

МУЗЫКА (от греч. musike, букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкость, динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино. Музыка подразделяется: на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Красная площадь образовалась в конце 15 в. на вершине холма, когда одряхлевшие белокаменные стены Кремля при Иване III были заменены кирпичными, и был издан указ, запрещающий всякое строительство на расстоянии пушечного выстрела от стен. Эта территория бывшего посада была освобождена от домов и деревянных церквушек, там было разрешено торговать. Площадь стала называться Торг, или Великий Торг. После большого пожара 1571 площадь некоторое время называли Пожаром, и запретили строить деревянные лавки. В конце 16 в. построили первые каменные торговые ряды. Приблизительно в это же время площадь получила название Красной, то есть красивой (возможно, что название произошло от “красного”, то есть галантерейного, товара, которым здесь торговали) (Слайд 14, 15, 16)

ПЕТРОДВОРЕЦ, город, центр Петродворцового района Санкт-Петербурга, расположен в 29 км к западу от Санкт-Петербурга. Пристань на южном берегу Финском залива. Железнодорожная станция Новый Петергоф. Население 81,8 тыс. человек (2002). Основан в 1709. Город с 1762. До 1944 Петергоф. Из основных промышленных предприятий: часовой завод (Слайд 17).

Один из самых грандиозных садово-парковых ансамблей 18-19 вв. Расположен вдоль южного берега Финского залива в 29 км от Петербурга. Впервые упомянуто под названием Петергоф в 1705 в Исходном журнале Петра I. Создание ансамбля началось со строительства в 1714 дворца “Монплезир”, Верхних и Больших палат. Первым архитектором Петергофа при Петре I был И. Браунштейн. Под его наблюдением создавались Большой каскад, каналы, аллеи, насыпана земляная дамба.

ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологические и художественные памятники Азии, памятники русской культуры 8-19 веков. Реставрационный отдел (Слайд 18).

V. Закрепление изученного материала.

Работа с учебником.

– Рассмотрите рисунки на с. 60.

– Назовите компоненты, которыми представлена в схеме культура общества.

– Расскажите по рисункам о ценностях культуры.

– Как создаются культурные ценности?

– Моя задача, как учителя и классного руководителя приобщать вас к культурным ценностям. О достижениях некоторых из вас мы уже можем судить: Белозеров Д., Соколова Арина, которые являются членами хореографического коллектива “Росинка”; Гилёв Дм. ходит в муз. школу, лучшими читателями, которые чаще всех посещают библиотеку, стали – Ладыженская Юля, Соколова Арина, Поспелова Наталья Слайд 19).

VI. Рефлексия.

Работа по группам.

1 группа – работает со схемой “Култьтура – это…..”

2 группа – делают рисунок эмблемы урока “Что такое культура”.

3 группа – работа со словарями (значение слова культура)

VII. Итог урока.

– Что интересного вы узнали на уроке?

– Каким вы видите культурного человека?

– Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.

Презентация

Приложение