Введение
В Уфе, на улице Благоева, стоит большой деревянный дом (некогда принадлежавший коллежскому советнику Зубову Н.Ф.), с которым связано детство известного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора “Записок ружейного охотника”, “Аленького цветочка”, трилогии “Семейная хроника”, “Детские годы Багрова – внука”, “Воспоминания” и других произведений.
Историки, краеведы, аксаковеды, художники считают своим долгом возвратить к жизни имена, факты, события, связанные с этим домом, с семьей Аксаковых, с историей и культурой города Уфы и России. Поэтому их усилиями в 1991 году на улице Благоева был создан Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова. Руководит музеем вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры, секретарь Союза писателей России Чванов Михаил Андреевич.
Большую помощь в формировании экспозиции музея оказали люди, так или иначе связанные с семьей Аксаковых. Например, “Полный и домашний всеобщий лечебник Бухана, славнейшего английского врача” издания 1809 г. был переданным врачом Соколовым В.М.. По такому же сборнику издания 1792 г. Мария Николаевна Аксакова лечила маленького Сережу.
В залах музея находятся шесть предметов мебели
XIX века, принадлежавших Еварестову Е.В., с 1900 г. настоятелю Кафедрального собора, человеку образованному и неординарному.В фондах имеются детали одежды
XVIII-XIX веков: детский чепец и рубашка, кружевные вставки, перчатки, ридикюли, веера, бережно собираемые и сохраняемые сотрудниками музея. К сожалению, по ним трудно составить полное представление о костюме того времени.Поэтому целью данной творческой работы является создание эскизов дворянской одежды для конкретных лиц: Тимофея Степановича, Марии Николаевны и Сережи Аксаковых и изготовление модели дневного платья Марии Николаевны, которое пополнит экспозицию музея и позволит наглядно представить внешний облик молодой женщины из дворянской семьи.
К сожалению, в “Семейной хронике” и “Детских годах Багрова–внука”, являющимися автобиографическими воспоминаниями автора, практически отсутствует описание одежды. Поэтому восстанавливать образцы пришлось по модным картинкам из журналов
XIX века, по акварельным портретам семьи Аксаковых и их окружения, по энциклопедиям мод.Сложность заключалась еще и в том, что все известные описания дворянского костюма относятся к столичной моде. Необходимо было сделать поправку на моду провинциальную, на вкусы людей, живших в отдаленном от столиц губернском городе.
В работе рассматривается период с 1788 по 1801 год, когда произошли основные события в семье Аксаковых, связанные с Уфой: венчание Тимофея Степановича и Марии Николаевны, рождение Сережи, переезд в Зубовский дом.
Общее направление моды. Описание мужского, женского и детского костюмов семьи Аксаковых
После издания Петром III в 1762 году “Манифеста о вольности дворянства”, их доходы от ведения хозяйства увеличились. Это позволило не только крупным, но и мелким дворянам тратить большие средства на экипажи, украшения, дорогую одежду. Даже в самых отдаленных от столиц местах дворяне старались одеваться по европейской моде. Правда, провинциальные губернские города, отдаленные от культурной и модной жизни Петербурга и Москвы, получали сведения о модной одежде с большим опозданием. Оно компенсировалось неоправданной дороговизной нарядов, обилием деталей, часто в ущерб стилевому единству костюма [1].
Обратимся к семье Аксаковых. Тимофей Степанович был потомком довольно состоятельного древнего дворянского рода. В юности, служил ординарцем у фельдмаршала Суворова. Выйдя в отставку, стал мелким чиновником 14 класса в Верхнем земском суде. По сути, это был “простенький деревенский дворянчик, совершенный невежда, прочитавший два-три глупейших романа, интересы которого не простирались дальше ловли перепелов и соколиной охоты. Он был неловок, смешон, жалок, не мог сказать двух слов, постоянно краснел, кланялся и старался держаться подальше от светских щеголей” [2]. Тем более всех удивило, что этот смиренный, застенчивый и стыдливый, как деревенская девушка, молодой человек осмелился сделать предложение блистательной светской красавице Марии Николаевне.
Вполне естественно, что и одет он был довольно просто, не отличаясь изяществом и щегольством.
Мужской костюм в 1780-х годах был ориентирован на французскую моду. Мужчины носили фрак, жилет, короткие штаны кюлоты, белые чулки, башмаки с пряжкой.
В начале 1790-х годов в моде английские фраки с короткими фалдами, круглые шляпы и сапоги [1].
К концу 1780-х годов костюм Тимофея Степановича мог выглядеть так: серый суконный фрак с отложным воротником из черного бархата, жилет из того же сукна, жабо, черные кюлоты, чулки, башмаки с пряжками.
Мария Николаевна Зубова была полной противоположностью Тимофею Степановичу.
Коренная уфимка, дворянка, дочь коллежского советника, кумир отца и всего города. Она была красива, умна, образована, ловка и блистательна в светском обществе, имела твердый, неуступчивый характер.
“Все по-тогдашнему умные и образованные люди, попадавшие в Уфу, спешили познакомиться с Софьей Николаевной,* пленялись ею и никогда не забывали” [2]. Многие знакомства впоследствии перешли в дружбу с ее семейством.
Среди друзей были В.В. Романовский, А.Ю. Авенариус, П.И. Чичагов, Д.Б. Мертваго.
______________________________
* В своих автобиографических воспоминаниях
С.Т. Аксаков несколько изменил имена реальных
действующих лиц. Так Мария Николаевна стала
именоваться Софьей Николаевной.
“Ученые и путешественники, посещавшие новый и чудный Уфимский край, также непременно знакомились с Софьей Николаевной и оставляли письменные знаки удивления ее красоте и уму” [2]. Особенно памятны в семье стихи графа Мантейфеля, написанные на французском языке, где он называл уфимскую красавицу Венерой и Минервой.
Ее отец “… непременно посылал свою Сонечку на балы к почетным лицам города. Софья Николавна, богато одетая, отлично по-тогдашнему танцующая, уступая усильным просьбам старика, приезжала на бал на самое короткое время. Протанцевав польский, менуэт и один контрданс или экосез, она сейчас уезжала, мелькнув в обществе, как блестящий метеор. Все, что имело право влюбляться, было влюблено в Софью Николавну, но любовью самою почтительной и безнадежной, потому что строгость ее нравов доходила до крайних размеров” [2].
Мария Николаевна вела переписку с А.Ф. Аничковым и Н.И. Новиковым, которые жили в Москве. Они оба были очарованы красноречивыми письмами провинциальной барышни. Присылали ей все новинки русской литературы, исполняли ее небольшие поручения и, вполне вероятно, могли держать ее в курсе светских нравов и столичной моды.
Уже позже, благодаря красоте, обаянию и уму Марии Николаевны, дом Зубова, где жила молодая семья, стал своеобразным культурным центром, привлекавшим самых образованных и блестящих людей Уфимской губернии.
Какими могли быть наряды столь блистательной красавицы? Вполне вероятно, что одевалась она, изыскано и со вкусом, являясь законодательницей мод для светского общества всего города. Кроме того, она была хорошей мастерицей: шила и вышивала, поэтому могла вносить в свой костюм всевозможные модные детали.
В 1770-1780-х годах женские платья плотно облегали фигуру, вместо фижм использовался турнюр, который прикрепляли сзади под юбку немного ниже уровня талии. Складки платья драпировались не на боках, а только на турнюре. Появились высокие прически и высокие головные уборы, чепцы [1].
К середине 1790-х годов силуэт меняется. Платья стали легкими свободным, по образцу античных туник, стянутые под грудью атласным поясом. Прически укоротились, упростились, появились локоны и греческий узел. На ногах носили туфли без каблуков, часто с завязками вокруг щиколотки [1].
В мае 1788 года состоялась свадьба Марии Николаевны с Тимофеем Степановичем. По словам очевидцев, богатый подвенечный наряд придавал еще больше блеску ее красоте.
До XIX века свадебные костюмы ничем не отличались от обычной модной одежды – разве что были наряднее и лучше качеством.
Свадебный костюм Марии Николаевны в повести не описывается, поэтому попробуем составить его, опираясь на модные картинки конца XVIII в., имеющиеся в экспозиции дома-музея.
Белая юбка из кисеи, вышитая легким золотистым узором. Сверху надето платье из темно-розового крепа с небольшим турнюром. Рукава до локтя с оборкой из кисеи, жабо. Пуговицы золотистые. Шляпа из белой тафты, поля подбиты крепом в тон платья. Украшена она венком из цветов, перьями, атласными лентами.
Домашние платья были с такой же высокой талией, как и выходные, но обычно с длинными рукавами и небольшим вырезом у шеи. Шили их из простых материй. Ситцы и другие бумажные ткани носили и богатые женщины: в те годы простота была в моде. С домашними платьями замужние женщины носили чепцы.
При малой занятости людей дворянского круга езда в гости была явлением повседневным, поэтому дамы были полностью одеты и причесаны [1].
Домашний костюм представлял собой платье с высокой талией, длинными рукавами узкими у запястья и с легкими буфами у плеча. Под грудью стянуто атласным поясом. Воротник “раф” из кисеи. Чепец в тон платья, украшен кружевами и атласными лентами.
В “Детских годах Багрова – внука” имеется единственное описание костюма Марии Николаевны, который появился у нее после 1796 года, когда Павел I запретил моду французскую и предписывал мужчинам следовать прусской моде.
“… государь приказал, чтобы все, кто служит, носили какие-то сюртуки особенного покроя, с гербовыми пуговицами (сюртуки назывались оберроками), и, кроме того, – чтоб жены служащих чинов носили сверх своих парадных платьев что-то вроде курточки, с таким же шитьем, какое носят их мужья на своих мундирах. Мать была мастерица на всякие вышивания и сейчас принялась шить по карте серебряные петлицы, которые были очень красивы на голубом воротнике белого спензера, или курточки. Мать выезжала в таком наряде несколько раз по праздникам в церковь, к губернаторше и еще куда-то” [3].
Вызывает некоторое смущение белый спенсер (спензер). Дело в том, что эти короткие курточки шились из ткани контрастного цвета по отношению к платью, на которое его надевали, для подчеркивания модного силуэта. Платья в это время носили из тканей светлых тонов, поэтому спенсер обычно шили из синего, лилового, коричневого черного бархата.
Возможно, Сергей Тимофеевич, не разбираясь в тонкостях женской одежды, не точно запомнил цвет спенсера. Кроме того “Детские годы Багрова – внука” вышли в свет почти 60 лет спустя после описываемых событий и представляли собой воспоминания 5-ти летнего мальчика.
Тем не менее, костюм выглядел так: темно-голубое платье из бумажной ткани с завышенной талией, с коротким рукавом. Подол оформлен защипами и белой атласной лентой. Спенсер из белого бархата с длинными рукавами, закрывающими кисти рук; украшен голубым воротником с рюшами, серебряными петлицами и серебряными пуговицами.
Шелковая шляпка в тон платья, украшенная белыми и синими атласными лентами, серебряными кружевами. Снизу подбита синим шелком. Чулки белые, туфли голубые.
“В конце XVIII века появилось понятие детской одежды как самостоятельного направления моды. До этого времени она была уменьшенной копией одежды взрослых. Детские платья стали шить из тонких легких тканей, более простыми по фасону, удобными в носке” [4].
Пока Сережа был маленький, его одевали как девочку: рубашка, платье, чулки. Позже он носил длинные штанишки и рубашку – косоворотку, подпоясанную на талии в торжественных случаях надевали короткие штаны, чулки, рубашку с жабо маленький фрак.
Выводы
Изучение литературных источников, архивных материалов, акварелей и гравюр того времени позволило воссоздать изображения мужского, женского и детского костюмов для членов семьи Аксаковых.
Сделана попытка показать отличия провинциальных образцов одежды от столичной моды.
Используя описание костюма Марии Николаевны в повести С.Т. Аксакова “Детские годы Багрова – внука” создана модель дневного женского платья конца 1790-х годов. Платье предназначено для экспозиции дома-музея С.Т. Аксакова в Уфе.
В настоящее время стала доминировать не столько сохранная функция музейной экспозиции, сколько познавательная и обучающая. Поэтому большую роль в ее образно-художественном построении играют вспомогательные материалы (муляжи, копии, макеты).
Модель платья Марии Николаевны удачно войдет в пространственную экспозицию зала и позволит наглядно представить внешний облик молодой женщины из дворянской семьи конца
XVIII – начала XIX века.Список литературы
- Русский костюм 1750-1917. Вып. 1, 1750-1830. – М.: Российское театральное общество, 1960. – с. 11-16.
- Аксаков С.Т. Семейная хроника. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1983. – с. 83, 84.
- Аксаков С.Т. Детские годы Багрова – внука. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1977. – с. 149.
- Иллюстрированная энциклопедия моды. /Л. Кибалова, Р. Гербенова, М. Ламарова. – Прага: Артия, 1988. – с.581.