Тема: |
Икона в искусстве |
Цель: |
Разобраться и понять, что собой представляет икона, ее характерные черты, особенности и отличия от станковой живописи. |
Мотивация: |
Развитие эстетических чувств, эмоциональной сферы, познавательного интереса учащегося. |
Оборудование: |
На доске: число, тема. На партах: папки, состоящие из шести листов с заданиями (приложение 1). На двери: “метеокарта урока” (приложение 3). На столе учителя: набор рисунков для “метеокарты”. На полке: выставка дополнительной литературы по теме (приложение 2). Мультимедийный проектор, презентация. |
I. Вступительное слово учителя:
– На сегодняшнем уроке нам нужно постараться понять, что собой представляет икона, каковы ее характерные черты, особенности и отличия, так как для нас это очень важно в культурно-историческом плане.
II. Содержательная рефлексия:
– У каждого из вас на парте лежит папка, в которой находятся шесть пронумерованных листов. Возьмите лист №2 (приложение 1), напишите на нем, что вы хотите для себя лично узнать на уроке. А теперь переверните лист с записью вниз и отложите на край стола.
III. Реализация цели:
1. Работа над вопросами
– Для того чтобы реализовать цель урока, нам необходимо поставить ряд вопросов, на которые вы хотели бы найти ответы (вопросы задают учащиеся, учитель выделяет основные и ученики записывают их в тетрадь:
а) Что означает слово “икона”?
б) Кого изображают на иконах?
в) Как понять икону?
г) Каковы правила написания икон?
д) В чем выражается внешнее отличие иконы от картины?)
– Подумайте и ответьте, с чем или с кем у вас ассоциируется слово “икона”? (ответ учитель может начать с себя)
2. Уяснение знаний
– А теперь нам необходимо выяснить, что же это слово означает. Толкование данного слова нам даст ученик, который заранее получил задание и нашел объяснение слову “икона” в толковом словаре (ученик дает толкование слова, а учитель выводит его на экран) (презентация, слайд 2).
– Запишите значение слова “икона” в тетрадь.
– Иконопись появилась на Руси в XI веке и пришла к нам из Византии с христианством. Икона – изображение. Кого же изображают на иконах? (учащиеся отвечают на вопрос, учитель подводит итог, показывая иконы, учащиеся делают запись в тетради) (презентация, слайды 3-7).
– Икона – это изображение священное, поскольку имеет не только визуально-познавательную функцию, но и молитвенную. В богослужении почитается более двухсот чудотворных икон.
3. Этап формирования критического мышления
– На вопросы в) и г), записанные в тетради, вы найдете ответы в розданных вам статьях на листке №3 (приложение 1). Задание: читайте статьи с карандашом, делая на полях пометки такие, которые есть в таблице на листке №4 (“+”, “V”, “?”, “-”) (приложение 1).
– Итак, что вы сами узнали из статьи? Что вы хотели бы узнать еще? Что противоречит вашим представлениям? (учитель показывает выставку книг, в которых более подробно говорится на данную тему (приложение 2)
– А теперь внесите свои ответы в таблицу на листок №4 (таблица заполняется на уровне опорных слов и словосочетаний) (приложение 1). Все, что вы не успели записать, допишите дома, так как данную статью каждый из вас берет с собой (“плюс” этого вида работы состоит в том, что со статьей ученик работает трижды: 1) самостоятельное чтение; 2) работа с таблицей; 3) домашняя работа с текстом).
4. Работа по методике “Мудрые совы” (приложение 1) (“плюс” этой методики в том, что рассказ учителя слушается в два раза внимательнее, так как все ожидают ответа на свой индивидуальный вопрос)
– Обратимся к двум последним вопросам г) и д), записанным в тетради. Возьмите листок №5 (приложение 1). Каждому из вас достался какой-то один вопрос. Теперь я буду рассказывать вам об основных элементах иконографии, а вы постарайтесь найти в моем рассказе ответ на свой единственный вопрос.
– Итак, каковы же правила написания иконы?
Существуют основные элементы иконографии Спасителя (презентация, слайд 8):
1) Нимб – символ святости, сияния божественного света, с вписанным крестом – только на иконах Спасителя.
2) Гиматий – верхняя одежда в виде плаща (в основном синего цвета).
3) Хитон – нижняя одежда в виде рубахи (в основном красного цвета).
4) Клав – нашивная вертикальная полоса на хитоне – символ чистоты и совершенства.
5) Книга – (может быть изображен свиток) – раскрытая книга содержит цитату из Святого Писания.
6) Надпись IC XC – сокращенное именование Спасителя.
Основные элементы иконографии Богородицы (презентация, слайд 9):
1) Нимб – без креста.
2) Мафорий – накидка в виде плаща.
3) Звезды на мафории – символ непорочности и символ Святой Троицы.
4) Поручи – символ сослужения всей Церкви в лице Богородицы Христу.
5) Надпись MP OY – сокращенно “Матерь Бога”, IC XC – сокращенно “Спаситель”.
– В чем же выражается внешнее отличие иконы от картины? (презентация, слайды 10-11) Рассмотрите репродукции картин и икон и попробуйте ответить на данный вопрос.
5. Коллективная работа по составлению таблицы “Отличия иконы от картины”(презентация, слайд 12-13)
Икона |
Картина |
1) условность изображения: деформированные, вытянутые формы (важна идея); |
1) торжество телесности: соблюдаются пропорции в изображении человека; |
2) характерна обратная перспектива: точка схода не в глубине иконы, а в человеке, перед ней стоящем; |
2) прямая перспектива (есть передний план, задний план); |
3) отсутствие внешнего источника света, свет исходит от ликов и фигур – символ святости; |
3) есть светотени; |
4) свет – символ |
4) цвет – средство для создания колорита картины; |
5) единовременность изображения: все события изображаются сразу. |
5) изображается какой-либо один момент. |
Вывод: |
|
Икона – веха на пути спасения души человека |
Картина – веха на пути эстетического становления человека |
6. Тестовый контроль
– Возьмите лист №6 (приложение 1) и постарайтесь дать правильные ответы на вопросы данного теста (ответы озвучиваются, за этот вид работы оценки не ставятся; на следующем уроке можно дать в качестве контроля более сложный тест).
IV. Содержательная рефлексия (завершение)
– Возьмите лист №2 (приложение 1) с целью, поставленной вами в начале урока. Получили ли ответы на свои вопросы, достигли ли поставленной цели? (ответы озвучиваются по желанию).
V. Эмоциональная рефлексия
– Перед вами “метеокарта урока” (приложение 3), которая поможет нам поделиться своим настроением. Подойдите к столу, выберите рисунок, который соответствует вашему настроению на данный момент и наклейте на нашу “метеокарту” (“метеокарта” может располагаться на доске или двери, учитель может начать с себя, например: “Я своей цели достигла, потому что мне помогла ваша активность, поэтому мое настроение соответствует рисунку “улыбающееся солнышко”).
VI. Домашнее задание.
1. Завершить работу над статьей и
таблицей.
2. Те, кого особенно заинтересовала данная тема,
могут написать реферат, используя предложенную
дополнительную литературу.