Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение Кадетского образования. В традиционном русском понимании слово "кадет" трактуется намного шире - это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.
Понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело воспринимались всегда однозначно и высоко ценились. Кадеты всегда поддерживались девиза: "Жизнь - Родине, честь - никому".
9 апреля 1997 года вышло распоряжение президента Российской Федерации 3 118 -рп "О создании в образовательных учреждениях кадетских школ (школ-интернатов) и постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 1427, утвердившее "Типовое положение о кадетской школе (школе - интернате)", в соответствии с государственной программой "патриотического воспитания граждан РФ на 2006-2010 г." и в связи с востребованностью российского общества в развитии кадетского образования определяется:
- необходимостью подготовки подрастающего поколения к службе в государственных муниципальных органах;
- возможностями кадетских образовательных классов всесторонне развивать в каждом воспитаннике его физические и духовные качества, формировать характер, укоренять незыблемость приоритетов благочестия и служебного долга, обеспечивая эффективность воспитания поддержанием образцового порядка и высокой организации внутренней жизни.
На основании постановлений президента, можно сделать вывод, что современному обществу нужны серьезные и подготовленные люди, способные постоять за свою честь и честь своей Родины. Школа способна воспитывать патриотов своей Родины. Только важно, чтобы патриотическая работа была приоритетной, и, чтобы в ней принимал участие каждый член коллектива, чтобы эта работа была адресная и пронизывала все звенья учебно-воспитательного процесса кадетского класса: на уроках и во внеурочное время. Школа должна воспитывать патриотов не только специальными мероприятиями, формами и методами, но и самой атмосферой, укладом жизни. Патриотизм должен вырастать из разнообразной социальной практики - из дела, а не только из внушения и наущения. Кадетское образование воспитывает эти качества. Но без воспитательных процессов, без практики, тренировки желаемых результатов не достичь. Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 17 одна из самых молодых в г. Кунгуре, ей 39 лет.
Школа расположена на окраине города в поселке Первомайский. Она является своеобразным очагом культуры данного микрорайона. В школе трудится творческий коллектив педагогов-единомышленников, который смог впервые в городе начать работу по кадетскому образованию. Родители отдают предпочтение нашей школе, поскольку школа небольшая, уютная, в ней по-домашнему тепло, уделяется больше внимания каждому ребенку и все посещают по нескольку кружков. Поэтому последние годы увеличился приток учащихся. На сегодняшний день половина учащихся школы составляют дети, которые приезжают из разных микрорайонов города Кунгура и с удовольствием обучаются.
В 2006 году на базе нашей школы был открыт первый в городе кадетский класс. С 2007 года на 1 ступени обучения открыты прокадетские классы, на 2 ступени обучения - кадетские классы. Прокадетские классы функционируют в целях создания единого образовательного и воспитательного пространства, осуществления целенаправленного духовного, культурного, интеллектуального и физического развития детей, их общего и военно-патриотического воспитания. Созданы условия для удовлетворения потребностей учащихся в получении разностороннего дополнительного образования.
Так в нашем образовательном учреждении сложилась система работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Главной целью организации воспитательного процесса на 1 ступени является:
- формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения. А так же заложить фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью.
Для достижения этой цели в ходе воспитательного процесса выполняются следующие задачи:
- образование в системе дополнительного образования на принципах развивающего, углубленного и личностно-ориентированного обучения.
- создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадетов, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;
- привитие с раннего возраста чувства чести, долга, беспрекословного подчинения законам и требованиям школьного устава, дисциплинированности и ответственности;
Образовательный процесс в образовательном учреждении осуществляется по режиму школы полного дня. Первая половина дня посвящена учебному процессу, вторая половина дня дополнительному образованию и внеклассной работе по данным направлениям.
1. Гражданско- патриотическое воспитание.
Задачи:
- вовлечение учащихся в социально значимую деятельность, направленную на воспитание чуткости, доброты и милосердия, развивать у них общественную активность.
- формирование гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом, Родиной.
- воспитание нравственного отношения к историческому героическому прошлому России, культуре ее народов, ее природе;
- расширение представлений о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, о работниках тыла;
Формы деятельности:
- классные часы;
- акции, мероприятия, КТД;
- уроки мужества;
- участие в военно- спортивных играх, соревнованиях;
- шефская помощь ветеранам, пожилым и инвалидам;
- экскурсии в музеи;
- поездки ПКК;
- викторины, конкурсы, брейн-ринги, интеллектуальные игры, КВН;
- проведение праздников, вечеров отдыха;
- участие в школьных, муниципальных, краевых, всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях, мероприятиях;
- оформление и участие в выставках рисунков, плакатов, газет;
- написание сочинений, стихов, сказок, рефератов;
- исследовательско-поисковая работа;
- месячник гражданско-патриотического воспитания;
- родительские собрания, семинары, конференции, лектории.
2. Нравственно- эстетическое воспитание
Задачи:
- формирование нравственного поведения в социуме;
- создание условий для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами;
- воспитание желания потребности нести добро людям;
- формирование у детей эстетического вкуса;
- развитие творческого воображения, коммуникативных качеств.
- Формы деятельности:
- классные часы, беседы;
- кружок "Этическая грамматика";
- экскурсии в музей, на природу;
- проведение праздников, вечеров отдыха;
- участие в школьных, муниципальных, краевых, всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях, мероприятиях;
- оформление и участие в выставках рисунков, плакатов, газет;
- поддержка традиций класса и создание новых;
- активное общение и поддержание творческого содружества с учащимися начальной школы и среднего звена;
- формирование культуры познания;
- формирование информационных компетенций;
- родительские собрания, семинары, конференции, лектории.
3. Спортивно- оздоровительное воспитание.
Задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание выносливости, закалки, умения ориентироваться при ЧС;
- формирование представление об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека;
- укрепление здоровья детей;
- развитие интереса к различным формам целесообразного времяпровождения;
- привитие умений, навыков физической культуры.
Формы работы:
- ежедневные зарядки;
- спортивные соревнования, мероприятия;
- спортивные секции;
- просветительская работа медицинского работника школы;
- классные часы, беседы;
- походы, экскурсии в природу;
- участие в школьных, муниципальных, краевых соревнованиях;
- родительские собрания, семинары, конференции, лектории.
4. Экологическое и трудовое воспитание.
Задачи:
- воспитание бережного отношения к природе;
- осознание себя частью природы;
- приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям через природу;
- формирование в ребенке исследовательских качеств;
- развитие творчества, воображения, умения управлять процессом творчества;
- формирование начальных умений и навыков трудовой деятельности;
- формирование уважительного отношения к труду, к людям разных профессий.
Формы работы:
- уход за комнатными растениями;
- экскурсии в природу, на предприятия города;
- проведение экологического месячника;
- выпуск плакатов, конкурс рисунков, поделок;
- летние задания;
- классные часы, беседы;
- участие в школьных, муниципальных, краевых, всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях, мероприятиях;
- оформление и участие в выставках рисунков, плакатов, газет;
- написание сочинений, стихов, сказок, рефератов;
- исследовательско-поисковая работа;
- праздники, акции, КТД;
- организация дежурства по классу, школе, генеральных уборок;
- родительские собрания, семинары, конференции, лектории.
5. Интеллектуально- познавательное воспитание.
Задачи:
- воспитание устойчивой мотивации к учебной деятельности;
- формировать целостное отношение к учебе;
- обеспечить развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей детей;
- формировать устойчивый интерес к процессу познания и самопознания;
- вырабатывать потребность в открытии новых знаний, находить самостоятельный выбор средств для их открытия.
Формы работы:
- предметные олимпиады, марафоны знаний;
- классные часы, беседы;
- занятия в кружках дополнительного образования;
- проведение праздников, вечеров отдыха;
- участие в школьных, муниципальных, краевых, всероссийских олимпиадах, марафонах знаний, соревнованиях, конкурсах, фестивалях, мероприятиях;
- исследовательская и проектная работа;
- оформление и участие в выставках рисунков, плакатов, газет;
- поддержка традиций класса и создание новых;
- активное общение и поддержание творческого содружества с учащимися начальной школы и cреднего звена;
- формирование культуры познания;
- формирование информационных компетенций.
- интеллектуальные игры, КВН, ринги, викторины;
- предметные недели.
Основные принципы воспитательного процесса:
- Воспитание строить в соответствии с потребностями ребёнка и общества на данный момент;
- Давать возможность ребёнку сознательно формировать свою личность;
- Создавать ситуацию успеха, находить возможность стимулирования ребёнка за активную самостоятельную деятельность;
- Обеспечить доверительное отношение между учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;
- Обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности ребёнка;
6. Ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников.
Большое значение имеет дополнительное образование.
В программу дополнительного образования входят:
- Спортивная секция
- Бальные танцы
- Текстильный дизайн интерьера
- Хор
- ЮПР - Юные патриоты России. (Входит история кадетского движения и строевая подготовка)
- История Кадетских корпусов
- Гимнастика ума
- Компьютерная графика и мультимедиа
- Русские шашки
- Юным умникам и умницам
- Этическая грамматика
- Детская риторика
- Основы православной культуры
- Земля Кунгурская
- Занятия по рукопашному бою.
Система воспитания включает в себя 4 компонента: управление, содержание, организация, общение. Главным органом управления воспитательным процессом является совет командиров. Начальная школа- первая рота. Каждый класс- взвод, командует взводом командир.Взвод делится на отделения, отделение имеет своего командира. В каждом взводе имеется уголок, где отражена символика и орган управления взводом, ведется рейтинг взвода, роты. Соуправление учащихся, это самоорганизация, это диалог взрослых и детей, который выстраивается на взаимноразработанных, согласованных и принятых для неукоснительного выполнения норм и правил школьной жизни, которые прописаны в Кодексе чести кадета. Базовым условием жизнедеятельности школы является уважение личности каждого.
Каждый кадет с достоинством носит форму. Парадную форму носят в торжественных и особых случаях (школьная линейка, АДК - аттестационно-дисциплинарная комиссия и др.) В обычные дни используется по вседневная форма.
ПАРАДНАЯ ФОРМА:
- Белая рубашка
- Галстук
- Брюки (юбка) чёрного цвета (брюки с красными лампасами)
- Китель чёрного цвета с нашивками
- Аксельбант жёлтого цвета
- Ремень белого цвета с пряжкой
- Берет чёрного цвета. По центру кокарда, справа значок с обозначением флага России
- Белые перчатки
ПОВСЕДНЕВНАЯ ФОРМА:
- Голубая рубашка
- Галстук
- Брюки (юбка) чёрного цвета (брюки с красными лампасами)
- Китель чёрного цвета с нашивками
- Берет чёрного цвета. По центру кокарда, справа значок с обозначением флага России.
Установлен определенный распорядок дня, который кадеты обязаны выполнять:
Утренняя пробежка.
Развод. (Сдача рапорта командира, соответствие внешнего вида уставу, наличие гигиенических принадлежностей, подведение итогов прошедшего дня и план на день)
Учебные занятия. (Сдача рапорта дежурного по взводу, приветствие преподавателя по определенной форме)
Дополнительное образование и внеурочная деятельность.
У каждого кадета имеется личная карточка, где отмечаются поощрения и взыскания.
Поощрения являются важным средством воспитания кадет в управлении дисциплины.
Применяются следующие поощрения:
- объявление благодарности с записью в карточку кадета;
- награждение грамотами, благодарностями, подарками, денежной премией;
- сообщение родителям о полученных поощрениях;
- увеличение каникулярного времени от 1 до 3 дней;
- снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;
- присвоение званий "Лучший прокадет", "Вице ефрейтор" и "Вице младший сержант";
За нарушения устава предусматриваются наряды, выговор, строгий выговор, в особых случаях - снятие погон на школьной линейке, отчисление из кадетского класса.
Мы видим проблему в том, что процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс - школа - семья - микрорайон - город - регион.
Мы сотрудничаем с организациями и службами города:
- Совет ветеранов ВОВ
- Комитет ветеранов боевых действий.
- ФГУ ГУФСИН № 40
- Воинская часть 63662.
- Военный комиссариат г. Кунгура, Кунгурского и Берёзовского районов
- Администрация города Кунгура.
- Телевидение, пресса.
- Учреждения культуры и дополнительного образования.
- Управление образования.
- Муниципальные дошкольные и школьные образовательные учреждения.
Поддерживаем связь с Пермским кадетским корпусом, с кадетской школой г. Чернушки.
Мы дорожим традициями, которые сложились с момента открытия кадетских классов:
- День Знаний.
- Еженедельные школьные линейки.
- Неделя здоровья.
- День пожилого человека.
- День Учителя.
- Присяга. (Для прокадет - принятие торжественной клятвы.)
- День Матери.
- Новый год.
- Смотр строя и песни.(23 февраля)
- Родительская неделя.
- Кадетский бал.
- Военно-спортивное многоборье.
- Парад.(9 Мая) Несение почетного караула.
- Военно-спортивная игра "Зарница"
- Праздник "За честь школы" (Подведение итогов по рейтингу "Взвод года", "Прокадет года", победителей по номинациям: "Интеллект", "Спорт", "Учеба", "Творчество")
- Военно-полевые сборы.
- Наши учащиеся принимают активное участие в мероприятиях, конкурсах, смотрах, соревнованиях на различных уровнях и имеют высокие результаты.
Ожидаемый результат:
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле. Что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
- Повысить творческие способности личности в новых социально-экономических условиях.
- Оптимально сочетать индивидуальное воспитание с воспитанием в коллективе и самовоспитанием.
- Осуществлять неразрывную связь со средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями.
- Сформировать сплоченный коллектив: учащиеся - учитель - родители.
- Воспитать с раннего возраста чувства чести, долга, беспрекословного подчинения законам и требованиям школьного устава, дисциплинированности и ответственности;