Из опыта работы по программе воспитательной работы "Сыны Отечества"

Разделы: Классное руководство


Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение Кадетского образования. В традиционном русском понимании слово "кадет" трактуется намного шире - это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.

Понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело воспринимались всегда однозначно и высоко ценились. Кадеты всегда поддерживались девиза: "Жизнь - Родине, честь - никому".

9 апреля 1997 года вышло распоряжение президента Российской Федерации 3 118 -рп "О создании в образовательных учреждениях кадетских школ (школ-интернатов) и постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года № 1427, утвердившее "Типовое положение о кадетской школе (школе - интернате)", в соответствии с государственной программой "патриотического воспитания граждан РФ на 2006-2010 г." и в связи с востребованностью российского общества в развитии кадетского образования определяется:

  • необходимостью подготовки подрастающего поколения к службе в государственных муниципальных органах;
  • возможностями кадетских образовательных классов всесторонне развивать в каждом воспитаннике его физические и духовные качества, формировать характер, укоренять незыблемость приоритетов благочестия и служебного долга, обеспечивая эффективность воспитания поддержанием образцового порядка и высокой организации внутренней жизни.

На основании постановлений президента, можно сделать вывод, что современному обществу нужны серьезные и подготовленные люди, способные постоять за свою честь и честь своей Родины. Школа способна воспитывать патриотов своей Родины. Только важно, чтобы патриотическая работа была приоритетной, и, чтобы в ней принимал участие каждый член коллектива, чтобы эта работа была адресная и пронизывала все звенья учебно-воспитательного процесса кадетского класса: на уроках и во внеурочное время. Школа должна воспитывать патриотов не только специальными мероприятиями, формами и методами, но и самой атмосферой, укладом жизни. Патриотизм должен вырастать из разнообразной социальной практики - из дела, а не только из внушения и наущения. Кадетское образование воспитывает эти качества. Но без воспитательных процессов, без практики, тренировки желаемых результатов не достичь. Муниципальное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 17 одна из самых молодых в г. Кунгуре, ей 39 лет.

Школа расположена на окраине города в поселке Первомайский. Она является своеобразным очагом культуры данного микрорайона. В школе трудится творческий коллектив педагогов-единомышленников, который смог впервые в городе начать работу по кадетскому образованию. Родители отдают предпочтение нашей школе, поскольку школа небольшая, уютная, в ней по-домашнему тепло, уделяется больше внимания каждому ребенку и все посещают по нескольку кружков. Поэтому последние годы увеличился приток учащихся. На сегодняшний день половина учащихся школы составляют дети, которые приезжают из разных микрорайонов города Кунгура и с удовольствием обучаются.

В 2006 году на базе нашей школы был открыт первый в городе кадетский класс. С 2007 года на 1 ступени обучения открыты прокадетские классы, на 2 ступени обучения - кадетские классы. Прокадетские классы функционируют в целях создания единого образовательного и воспитательного пространства, осуществления целенаправленного духовного, культурного, интеллектуального и физического развития детей, их общего и военно-патриотического воспитания. Созданы условия для удовлетворения потребностей учащихся в получении разностороннего дополнительного образования.

Так в нашем образовательном учреждении сложилась система работы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Главной целью организации воспитательного процесса на 1 ступени является:

- формирование у учащихся гражданственности, патриотизма, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения. А так же заложить фундамент нравственных и волевых навыков поведения, которые постепенно перейдут в привычку и станут естественной потребностью.

Для достижения этой цели в ходе воспитательного процесса выполняются следующие задачи:

  • образование в системе дополнительного образования на принципах развивающего, углубленного и личностно-ориентированного обучения.
  • создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадетов, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;
  • привитие с раннего возраста чувства чести, долга, беспрекословного подчинения законам и требованиям школьного устава, дисциплинированности и ответственности;

Образовательный процесс в образовательном учреждении осуществляется по режиму школы полного дня. Первая половина дня посвящена учебному процессу, вторая половина дня дополнительному образованию и внеклассной работе по данным направлениям.

1. Гражданско- патриотическое воспитание.

Задачи:

  • вовлечение учащихся в социально значимую деятельность, направленную на воспитание чуткости, доброты и милосердия, развивать у них общественную активность.
  • формирование гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом, Родиной.
  • воспитание нравственного отношения к историческому героическому прошлому России, культуре ее народов, ее природе;
  • расширение представлений о родном городе, о героях Великой Отечественной войны, о работниках тыла;

Формы деятельности:

  • классные часы;
  • акции, мероприятия, КТД;
  • уроки мужества;
  • участие в военно- спортивных играх, соревнованиях;
  • шефская помощь ветеранам, пожилым и инвалидам;
  • экскурсии в музеи;
  • поездки ПКК;
  • викторины, конкурсы, брейн-ринги, интеллектуальные игры, КВН;
  • проведение праздников, вечеров отдыха;
  • участие в школьных, муниципальных, краевых, всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях, мероприятиях;
  • оформление и участие в выставках рисунков, плакатов, газет;
  • написание сочинений, стихов, сказок, рефератов;
  • исследовательско-поисковая работа;
  • месячник гражданско-патриотического воспитания;
  • родительские собрания, семинары, конференции, лектории.

2. Нравственно- эстетическое воспитание

Задачи:

  • формирование нравственного поведения в социуме;
  • создание условий для сознательного выбора поступков в соответствии с нравственными принципами;
  • воспитание желания потребности нести добро людям;
  • формирование у детей эстетического вкуса;
  • развитие творческого воображения, коммуникативных качеств.
  • Формы деятельности:
  • классные часы, беседы;
  • кружок "Этическая грамматика";
  • экскурсии в музей, на природу;
  • проведение праздников, вечеров отдыха;
  • участие в школьных, муниципальных, краевых, всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях, мероприятиях;
  • оформление и участие в выставках рисунков, плакатов, газет;
  • поддержка традиций класса и создание новых;
  • активное общение и поддержание творческого содружества с учащимися начальной школы и среднего звена;
  • формирование культуры познания;
  • формирование информационных компетенций;
  • родительские собрания, семинары, конференции, лектории.

3. Спортивно- оздоровительное воспитание.

Задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • воспитание выносливости, закалки, умения ориентироваться при ЧС;
  • формирование представление об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека;
  • укрепление здоровья детей;
  • развитие интереса к различным формам целесообразного времяпровождения;
  • привитие умений, навыков физической культуры.

Формы работы:

  • ежедневные зарядки;
  • спортивные соревнования, мероприятия;
  • спортивные секции;
  • просветительская работа медицинского работника школы;
  • классные часы, беседы;
  • походы, экскурсии в природу;
  • участие в школьных, муниципальных, краевых соревнованиях;
  • родительские собрания, семинары, конференции, лектории.

4. Экологическое и трудовое воспитание.

Задачи:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • осознание себя частью природы;
  • приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям через природу;
  • формирование в ребенке исследовательских качеств;
  • развитие творчества, воображения, умения управлять процессом творчества;
  • формирование начальных умений и навыков трудовой деятельности;
  • формирование уважительного отношения к труду, к людям разных профессий.

Формы работы:

  • уход за комнатными растениями;
  • экскурсии в природу, на предприятия города;
  • проведение экологического месячника;
  • выпуск плакатов, конкурс рисунков, поделок;
  • летние задания;
  • классные часы, беседы;
  • участие в школьных, муниципальных, краевых, всероссийских конкурсах, фестивалях, соревнованиях, мероприятиях;
  • оформление и участие в выставках рисунков, плакатов, газет;
  • написание сочинений, стихов, сказок, рефератов;
  • исследовательско-поисковая работа;
  • праздники, акции, КТД;
  • организация дежурства по классу, школе, генеральных уборок;
  • родительские собрания, семинары, конференции, лектории.

5. Интеллектуально- познавательное воспитание.

Задачи:

  • воспитание устойчивой мотивации к учебной деятельности;
  • формировать целостное отношение к учебе;
  • обеспечить развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей детей;
  • формировать устойчивый интерес к процессу познания и самопознания;
  • вырабатывать потребность в открытии новых знаний, находить самостоятельный выбор средств для их открытия.

Формы работы:

  • предметные олимпиады, марафоны знаний;
  • классные часы, беседы;
  • занятия в кружках дополнительного образования;
  • проведение праздников, вечеров отдыха;
  • участие в школьных, муниципальных, краевых, всероссийских олимпиадах, марафонах знаний, соревнованиях, конкурсах, фестивалях, мероприятиях;
  • исследовательская и проектная работа;
  • оформление и участие в выставках рисунков, плакатов, газет;
  • поддержка традиций класса и создание новых;
  • активное общение и поддержание творческого содружества с учащимися начальной школы и cреднего звена;
  • формирование культуры познания;
  • формирование информационных компетенций.
  • интеллектуальные игры, КВН, ринги, викторины;
  • предметные недели.

Основные принципы воспитательного процесса:

  • Воспитание строить в соответствии с потребностями ребёнка и общества на данный момент;
  • Давать возможность ребёнку сознательно формировать свою личность;
  • Создавать ситуацию успеха, находить возможность стимулирования ребёнка за активную самостоятельную деятельность;
  • Обеспечить доверительное отношение между учителем и учеником, проявлять любовь и уважение к детям;
  • Обеспечить целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности ребёнка;

6. Ненавязчиво осуществлять воспитательный процесс, избегать сопротивления со стороны воспитанников.

Большое значение имеет дополнительное образование.

В программу дополнительного образования входят:

  • Спортивная секция
  • Бальные танцы
  • Текстильный дизайн интерьера
  • Хор
  • ЮПР - Юные патриоты России. (Входит история кадетского движения и строевая подготовка)
  • История Кадетских корпусов
  • Гимнастика ума
  • Компьютерная графика и мультимедиа
  • Русские шашки
  • Юным умникам и умницам
  • Этическая грамматика
  • Детская риторика
  • Основы православной культуры
  • Земля Кунгурская
  • Занятия по рукопашному бою.

Система воспитания включает в себя 4 компонента: управление, содержание, организация, общение. Главным органом управления воспитательным процессом является совет командиров. Начальная школа- первая рота. Каждый класс- взвод, командует взводом командир.Взвод делится на отделения, отделение имеет своего командира. В каждом взводе имеется уголок, где отражена символика и орган управления взводом, ведется рейтинг взвода, роты. Соуправление учащихся, это самоорганизация, это диалог взрослых и детей, который выстраивается на взаимноразработанных, согласованных и принятых для неукоснительного выполнения норм и правил школьной жизни, которые прописаны в Кодексе чести кадета. Базовым условием жизнедеятельности школы является уважение личности каждого.

Каждый кадет с достоинством носит форму. Парадную форму носят в торжественных и особых случаях (школьная линейка, АДК - аттестационно-дисциплинарная комиссия и др.) В обычные дни используется по вседневная форма.

ПАРАДНАЯ ФОРМА:

  • Белая рубашка
  • Галстук
  • Брюки (юбка) чёрного цвета (брюки с красными лампасами)
  • Китель чёрного цвета с нашивками
  • Аксельбант жёлтого цвета
  • Ремень белого цвета с пряжкой
  • Берет чёрного цвета. По центру кокарда, справа значок с обозначением флага России
  • Белые перчатки

ПОВСЕДНЕВНАЯ ФОРМА:

  • Голубая рубашка
  • Галстук
  • Брюки (юбка) чёрного цвета (брюки с красными лампасами)
  • Китель чёрного цвета с нашивками
  • Берет чёрного цвета. По центру кокарда, справа значок с обозначением флага России.

Установлен определенный распорядок дня, который кадеты обязаны выполнять:

Утренняя пробежка.

Развод. (Сдача рапорта командира, соответствие внешнего вида уставу, наличие гигиенических принадлежностей, подведение итогов прошедшего дня и план на день)

Учебные занятия. (Сдача рапорта дежурного по взводу, приветствие преподавателя по определенной форме)

Дополнительное образование и внеурочная деятельность.

У каждого кадета имеется личная карточка, где отмечаются поощрения и взыскания.

Поощрения являются важным средством воспитания кадет в управлении дисциплины.

Применяются следующие поощрения:

  • объявление благодарности с записью в карточку кадета;
  • награждение грамотами, благодарностями, подарками, денежной премией;
  • сообщение родителям о полученных поощрениях;
  • увеличение каникулярного времени от 1 до 3 дней;
  • снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;
  • присвоение званий "Лучший прокадет", "Вице ефрейтор" и "Вице младший сержант";

За нарушения устава предусматриваются наряды, выговор, строгий выговор, в особых случаях - снятие погон на школьной линейке, отчисление из кадетского класса.

Мы видим проблему в том, что процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс - школа - семья - микрорайон - город - регион.

Мы сотрудничаем с организациями и службами города:

  • Совет ветеранов ВОВ
  • Комитет ветеранов боевых действий.
  • ФГУ ГУФСИН № 40
  • Воинская часть 63662.
  • Военный комиссариат г. Кунгура, Кунгурского и Берёзовского районов
  • Администрация города Кунгура.
  • Телевидение, пресса.
  • Учреждения культуры и дополнительного образования.
  • Управление образования.
  • Муниципальные дошкольные и школьные образовательные учреждения.

Поддерживаем связь с Пермским кадетским корпусом, с кадетской школой г. Чернушки.

Мы дорожим традициями, которые сложились с момента открытия кадетских классов:

  • День Знаний.
  • Еженедельные школьные линейки.
  • Неделя здоровья.
  • День пожилого человека.
  • День Учителя.
  • Присяга. (Для прокадет - принятие торжественной клятвы.)
  • День Матери.
  • Новый год.
  • Смотр строя и песни.(23 февраля)
  • Родительская неделя.
  • Кадетский бал.
  • Военно-спортивное многоборье.
  • Парад.(9 Мая) Несение почетного караула.
  • Военно-спортивная игра "Зарница"
  • Праздник "За честь школы" (Подведение итогов по рейтингу "Взвод года", "Прокадет года", победителей по номинациям: "Интеллект", "Спорт", "Учеба", "Творчество")
  • Военно-полевые сборы.
  • Наши учащиеся принимают активное участие в мероприятиях, конкурсах, смотрах, соревнованиях на различных уровнях и имеют высокие результаты.

Ожидаемый результат:

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле. Что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

  • Повысить творческие способности личности в новых социально-экономических условиях.
  • Оптимально сочетать индивидуальное воспитание с воспитанием в коллективе и самовоспитанием.
  • Осуществлять неразрывную связь со средой: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями и другими общественными организациями.
  • Сформировать сплоченный коллектив: учащиеся - учитель - родители.
  • Воспитать с раннего возраста чувства чести, долга, беспрекословного подчинения законам и требованиям школьного устава, дисциплинированности и ответственности;