«Личностью человек не рождается, а становиться. Рождается индивид, но при всей своей биологической определенности он является порождением социального мира и формируется в социальной среде. Именно социальное является главным содержанием развития ребенка, который только в обществе, в общественных связях присваивает и реализует социальную сущность человека».
А.Ф.Малышевский)
Проблема социальной адаптации младших
школьников в современных условиях приобретает
все большую значимость. Обострение
социально-экономической среды, обилие
противоречивой и негативной информации в СМИ,
снижение воспитательного потенциала семьи
отрицательно сказываются на процессах
социальной адаптации* детей, поскольку они
наиболее подвержены влиянию факторов окружающей
действительности. В сложившейся ситуации именно
школа, являясь государственным институтом,
способна заложить в маленького человека
социально-нравственные нормы, правила поведения
и ориентировать его на то, что действительно
ценно и значимо в жизни, что позволит ему
противостоять негативному влиянию социума и
успешно пройти процесс социальной адаптации.
Социальная адаптация ребенка зависит от многих
факторов. Особое место среди них отводится
педагогическому влиянию в процессе воспитания.
Под воздействием педагога у ребенка происходит
согласование самооценки и притязаний в
соответствии с возможностями и реальностью
социальной среды; оценка, принятие или
отвержение требований, норм социальной среды,
общепризнанных социальных ценностей. Поиск
технологий сопровождения социального
становления личности, ее социальной адаптации
становится важным аспектом воспитательной
работы в классе.
При моделировании воспитательной системы в
классе мы опирались на общие признаки
трактования понятия «воспитания» (Воспитание –
целенаправленное воздействие на воспитанника,
носящее социальную направленность; создание
условий для усвоения ребенком определенных норм
отношений; освоение человеком комплекса
социальных норм.) и на хорошо уже известную
гуманистическую воспитательную систему –
система В.А. Караковского, строящуюся на основе
возрастных этапах развития детей. Л.С.Выготский
выделил два уровня развития детей:
________________
*Социальная адаптация школьника понимается
как способность личности к социальному,
нравственному бытовому выживанию, статусному
самоутверждению, сотрудничеству в существующих
и новых, ожидаемых и непредвидимых
обстоятельствах, готовность выбирать различные
способы жизнедеятельности, сохраняя свою
индивидуальность (Б.З.Вульфов, В.Д.Иванов,
И.Ф.Исаев, А.В.Мудрик, В.А.Сластенин,
Д.И.Фельдштейн, Е.Н.Шиянов).
- «Уровень актуального развития» – отражает особенности психических функций, которые сложились на сегодняшний день;
- «Зона ближайшего развития» – отражает возможности значительно больших достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми. Педагог должен видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
Ведущая идея воспитательной системы В.А.Караковского – развитие личности школьника, его интересов и способностей. Детям предоставляется возможность проявить свою активность, почувствовать себя успешными, ощутить свою значимость в коллективе, через вовлечение их в различные сферы деятельности. Таким образом создаются условия для формирования их самооценки как компонента самосознания.
- Такой подход к организации воспитательного процесса особо актуален в классе компенсирующего обучения. Это дети, у которых был только отрицательный жизненный опыт: пьющие родители, нецензурная брань, частые побои, недоедание. Эти дети имели печальный опыт обучения в первом классе, где они были неуспешными, где их не оценили и не приняли в классный коллектив. И это не весь перечень проблем.
Если вести речь о детях данной
категории, то процесс адаптации для них должен
быть ориентирован на проявление творческой
активности, направленной на преобразование как
самих себя, так и той социальной среды, с которой
они непосредственно взаимодействуют.
В связи с этим целью нашей работы стало
– формирование творческой активности
школьников как средства их социальной адаптации.
Исходя из опыта работы, нами выделены следующие
критерии социальной адаптации младших
школьников, а также представлены
психолого-педагогические показатели оценки
эффективности воспитательного процесса в
классе:
Критерии социальной адаптации |
Педагогические показатели |
Психологические показатели |
Микроклимат в классном коллективе | Отсутствие конфликтных ситуаций | – Отсутствие «изолированных»
обучающихся. – Наличие в классе обучающихся, имеющих статус «звезд». |
Уровень психологической комфортности в классе | Отсутствие пропусков без уважительной причины | – Улучшение отношения к учителю
(позитивное восприятие, доверие к нему,
отсутствие страха в отношениях с учителем). – Получение и оказание взаимопомощи внутри класса. – Желание продолжать обучение в данном классе. – Снижение уровня тревожности. |
Отсутствие правонарушений (соблюдение социальны норм, правил; законопослушность) | – Уменьшение (отсутствие) количества
обучающихся, приглашенных на совет
профилактики». – Уменьшение (отсутствие) количества обучающихся, стоящих на внутришкольном учете. – Занятость детей во внеурочное время. |
|
Творческая активность | – Участие детей в классных и школьных
мероприятиях; спортивных соревнования и
творческих конкурсах. – Смена социальных ролевых позиций обучающихся при организации и проведении мероприятия. – Индивидуальные достижения обучающихся в различных сферах деятельности (Индивидуальная творческая книжка «Мои успехи»). |
|
Качество обучения | – Рост абсолютной и качественной
успеваемости обучающихся. – Проявление интереса к отдельным изучаемым предметам. |
Повышение учебной мотивации и отсутствие обучающихся с негативным отношением к школе. |
В своей педагогической деятельности мы придерживаемся идей педагогов-новаторов: А.Ф.Малышевского (автор возрастных этапов социализации), И.О.Иванова (автор методики коллективных творческих дел), В.В. Давыдова (автор технологии деятельностного подхода). При организации воспитательной среды в классе опираимся на принципы Симона Львовича Соловейчика:
- если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
- если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
- если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
- если ребенок живет в дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Нами выделены следующие способы взаимодействия с классным коллективом по формированию творческой активности:
1. Организация творческой деятельности детей в различных направлениях (декоративно-прикладное творчество (рисование, художественный труд); литературное творчество; сценическое творчество (театральная деятельность); хореография; музыкальное (праздничные концерты, сольные выступления); спортивное).
2. Создание условий для самовыражения и самоутверждения каждого ребенка через вовлечение в конкурсное движение, спортивные состязания («Самый, самый, самый…», товарищеские встречи по футболу, показательные выступления по художественной гимнастике); реализацию школьных проектов («Школа любимых дел», «Новогодний калейдоскоп», «Осенний марафон»), классных дел («А, ну-ка, мальчики!», «Мастер художественного слова», «Художник года») и т.д.
3. Организация деятельности воспитанников по формированию отношения к разным сторонам действительности, определяющей их поведение (коллективные игры на формирование коммуникативных умений, развитие толерантности; моделирование жизненных ситуаций с целью нахождения позитивного выхода из них; система классных часов, решающая проблемы нравственного и эстетического воспитания).
4. Внедрение системы отслеживания и оценки результативности творческой активности учащихся через экран участия в классных и школьных делах, творческие книжки «Мои успехи», одновременно являющиеся стимулом к творчеству.
Основная идея создания творческой книжки – отследить индивидуальные достижения обучающихся и оценить уровень их познавательной творческой активности. Творческая книжка носит индивидуальный характер и оформлена в виде таблицы (Таблица 1), в которой фиксируется название работы (мероприятия), уровень участия (классный, школьный, городской, региональный и российский), а также на страницах отражается результат участия в данных мероприятиях.
Таблица 1
Дата |
Название работы, мероприятия, конкурса |
Результат |
Баллы |
Обучающиеся, которые посещают кружки и секции в других образовательных учреждениях, также вправе предъявлять результаты своего участия в конкурсах и соревнованиях.Таким образом, данная книжка подразумевает достаточно широкое наполнение, причем представить результаты своей деятельности могут все ученики, включая неуспешных в обучении.Для повышения стимула и роста творческой активности разработана рейтинговая система начисления баллов (Таблица 2).
Таблица 2
Показатели начисления рейтинговых баллов | |||||
Уровень участия | Количество баллов |
||||
Участник |
4-10 место |
3 место |
2 место |
1 место |
|
Классный | +5 |
+10 |
+15 |
+20 |
+25 |
Школьный | +10 |
+15 |
+20 |
+30 |
+40 |
Городской | +20 |
+40 |
+50 |
+75 |
+100 |
Областной, региональный, российский | +50 |
+100 |
+110 |
+120 |
+130 |
По окончанию четверти, совместно с ребятами, подводятся итоги (баллы, набранные как в течение четверти, так и за период обучения суммируются) и, в зависимости от набранного их количества, присваивается звание с вручением значка (Таблица 3).
Таблица 3
Определение звания и степени |
|||
Звание |
Степень |
||
Первая | Высшая |
Супер |
|
Искатель | |||
Эрудит | |||
Знаток | |||
Талант | |||
Интеллектуальный лидер |
В зависимости от индивидуальных
способностей и возможностей обучающихся,
балльная система может варьироваться (как внутри
класса, так и на параллели).
Этапы работы с классным коллективом по
формированию творческой активности
Задачи |
Формы работы |
Предполагаемый результат |
1 класс Создание в классе «веера» образовательных и творческих возможностей. |
– Презентация творческих коллективов
«Радуга возможностей». – Классные часы и мероприятия, где дети занимают в основном позицию «наблюдатель» и частично «исполнитель – Интеллектуальные игры, спортивные соревнования, конкурсы разного уровня. |
– Формирование мотивов учения и
творчества. – Пробав разных ролевых позициях. – Личностный рост ребенка (индивидуальные достижения) в классе. Первые достижения на уровне школы. – Формирование коллектива класса на уровне микрогрупп. |
На первом этапе работы с новым ученическим коллективом, очень важным для себя считаем изучение семей: социально-бытовые условия проживания, занятость родителей, состав семьи. Знакомясь с семьями, узнаем интересы членов семьи, чем они могут помочь классному коллективу, как они относятся к планируемым и проводимым мероприятиям. По средствам анкетирования, наблюдения, создания системы чередования традиционных поручений и ситуаций для творческих проявлений, выявляем способности и интересы обучающихся (экран «Индивидуальных способностей и интересов учащихся»), определяем место ребенка в структуре коллектива (экран общественных поручений, социометрия). Важным моментом работы с классным коллективом является вовлечение родителей в классные и школьные дела, подготовка и проведение которых позволяет родителям находить новые подходы взаимодействия с детьми, а детям – по-новому взглянуть на своих родителей, как на интересных и творческих людей. | ||
2 класс Формирование в классе образовательного пространства, где каждая группа может проявить свои способности. |
– Презентация творческих коллективов
«Радуга возможностей» с выбором кружка или
коллектива. – Классные часы и мероприятия, где дети занимают в основном позицию «исполнитель» и «активный участник». – Участие в школьных КТД. – Интеллектуальные игры, конкурсы, спортивные соревнования разного уровня. |
– Развитие познавательных
потребностей и интересов. – Принятие 50% уч-ся класса позиции «активный участник». – Личностный рост ребенка (индивидуальные достижения) в школе. Первые достижения на уровне города. – Формирование коллектива класса на уровне групп по интересам. |
3 класс Формирование в классе образовательного пространства, где каждая творческая группа может проявить свою индивидуальность (создание ситуации успеха). |
– Презентация творческих коллективов
«Радуга возможностей». Выбор коллектива, участие
в презентации своего коллектива. – Классные часы и мероприятия, где дети занимают в основном позицию «активный участник» и частично «организатор». – Участие в школьных КТД. – Школьные, городские конкурсы. |
– Развитие устойчивых познавательных
потребностей и интересов. – Появление у 30% уч-ся позиции «организатор». – Личностный рост ребенка (индивидуальные достижения) в школе, городе, области. – Формирование коллектива класса на уровне творческих групп. |
Следующим этапом работы стало создание для каждого ребенка ситуации успешности и самоутверждения в той или иной деятельности. Набор дел, предложенный детьми и поддержанный взрослыми, предполагает смену социальных ролевых позиций. Важным моментом, венчания каждого дела, является анализ в форме ответов на вопросы («Что получилось, а что не удалось?», «Почему?». Обсуждение личного вклада каждого участника в общее дело). Таким образом, развиваем рефлексивные способности воспитанников как основу для формирования адекватной самооценки. | ||
4 класс Создание образовательного пространства со сложившимися традициями и социо-культурными нормами. |
– Презентация творческих коллективов
«Радуга возможностей». Участие в презентации
своего коллектива, демонстрация своих
достижений в доп. образовании на уровне школы. – Традиционные классные часы и мероприятия, где дети занимают в большинстве позицию «активный участник» и «организатор». – Участие во всех школьных КТД, являясь организаторами отдельных из них. – Школьные, городские, областные и Российские конкурсы. |
– Сформированность устойчивых
познавательных потребностей и интересов. – Определение ролевых позиций всеми учащимися класса. – Личностный рост ребенка (индивидуальные достижения) в школе, городе, области. Выход на уровень региона и страны. – Сформированный классный коллектив. |
На данном этапе воспитательный процесс в классе организуется таким образом, чтобы каждый ученик был не только участником, но и организатором действия. Создаваемая временная творческая группа «Совет дела» несет ответственность за подготовку и проведение мероприятия. Каждый ученик находит возможность реализовать себя на определенном этапе или в определенном моменте общего дела. При таком подходе к организации воспитательной работы в классе каждый ученик ощущает себя причастным к общему делу, ни кто не остается в стороне, не становиться отверженным или сторонним наблюдателем. |
Такие приемы и формы работы с детьми решают задачу формирования творчески активной личности, способной успешно адаптироваться в школьном социуме.