Урок-практикум с использованием презентации "Минеральные ресурсы мира"

Разделы: География


Задачи:

  1. Дать понятие “ресурсообеспеченность”.
  2. Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
  3. Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.
  4. Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала.

Оборудование: карта “природные ресурсы мира”, учебник, атласы, таблицы, презентация.

Тип урока: урок-практикум.

План

  1. Классификация ресурсов, Понятие о ресурсообеспеченности.
  2. Минеральные ресурсы. Достаточно ли их?
  3. Земельные ресурсы : два противоположных процесса.
  4. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.
  5. Биологические ресурсы Необходимость предохранения от оскудения.

Ход урока

1. Изучение нового материала (лекция учителя и практические задания по ходу лекции).

1. Классификация природных ресурсов: ’Приложение 1 “Удивительный мир камней”)

По происхождению Исчерпаемости Применению
Полезные а) ископаемые (минеральные ресурсы) исчерпаемые неисчерпаемые Для промышленности Для с/х Для отдыха и туризма
б) климатические Невозобновимые (минеральные, руды металлов, соли, сера) Энергия солнца,геотермальная,ветра ,морских приливов,отливов и течений а)топливно-энергетические б)металлургические Земельные почвенные рекреационные
в)водные Возобновимые (земля, вода, воздух, почвенные,гидроэнергетические)   В)химическое и прочее сырье агроклиматические  
г)земельные          
д)биологические          
е)Ресурсы Мирового океана          

Ресурсообеспеченность-это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования .Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.

Страны: Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия – обеспечены практически всеми природными ресурсами.

Природные ресурсы – совокупность объектов, пригодных для использования человеком.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной ПР(природных ресурсов) и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения. (ПР/Численность нас.)

На показатель ресурсообеспеченности, влияют:

а) богатство или бедность территории природными ресурсами;
б) масштабы их извлечения (потребления).

Географическое ресурсообеспечение изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экологической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.

Ученые разработали концепции природоресурсного потенциала (ПРП) ресурсных циклов.

ПРП территории – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом НТП. ПРП характеризуется двумя главными показателями:

а) размерами;
б) структурой минерально-сырьевого земельного, водного потенциалов.

Практическое творческое задание: Привести примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития.

2. Минеральные ресурсы. Достаточно ли их?

По выражению академика А.Е. Ферсмана, ныне к ногам человека сложена вся периодическая система Менделеева (ДТ(2),с.50).

Практическое задание:

1)Стр.50-51 учебника, проанализируйте данные таблицы1,4,5. Рассчитайте на сколько лет хватит мировых общегеологических и разведанных запасов угля, нефти, природного газа, железной руды при современном уровне добычи. Формула:(Запасы/ добычу.)Объясните, какие проблемы возникают.

2)Проанализируйте рисунок 4 и табл.2. Рассчитайте, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Земли в2000 и 2005годах ( запасы/на числ.населения). Сравните показатели.

3. Земельные ресурсы:

Земля-источник жизни Недаром говорят : “Труд– отец богатства ,а Земля – мать его”.

Мировой земельный фонд-степень обеспеченности земельными ресурсами ,составляет 13,1 млрд га.

Большую ценность в структуре мирового земельного фонда представляют обрабатываемые земли (11?), которые дают 88? необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища – 10?. Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. На нее оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер: с одной стороны -расширение земель, с другой – это ухудшение, истощение, глобальные изменения земельных ресурсов: эрозия почв, заболачивание , засоление ежегодно выводят из оборота 1,5 млн га; опустынивание – “пожиратель земель”. Антропогенное опустынивание охватило более900 млн га (уч. Стр51 ДТ(4). Ученые различают четыре степени опустынивания:

1) слабую; б) умеренную; в) сильную; г) очень сильную. (Произошло в Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии. (По карте и атласу назвать пустыни). Вывод: Таким образом, “нагрузка” на землю больше, а обеспеченность земельными ресурсами меньше.

Практическое задание: По рисунку 7, стр. 32 , карте “Мировые земельные ресурсы” и таблице 5 в приложении, сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран.

4. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.

Проблемы пресной воды, составляющие только 2,5? от общего объема гидросферы, также отличаются неравномерным географическим распределением по поверхности земной суши. В ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики, в горных ледниках – “неприкосновенный запас”. Речные (русловые) воды (“водный паек” планеты) составляют 40 тыс.км?. Потребление пресной воды растет, и уже к 2000году превышало норму 4 тыс.км? в год. В экономически развитых странах городской житель использует 300-400 л воды в сутки. Главные потребители пресной воды:

1) сельское хозяйство;
2) промышленность;
3) электроэнергетика;
4) коммунально-бытовые службы.

Вывод. Глобальные изменения водных ресурсов:

1) загрязнение рек, водоемов тяжелыми металлами, нефтепродуктами;
2) обмеление (вырубка лесов в поймах рек, понижение грунтовых вод).

Пути решения водной проблемы:

1) Уменьшение водоемкости производственных процессов и сокращение безвозвратных потерь воды.
2) Сооружение водохранилищ, регулирующих пресный сток. Мировой гидроэнергетический потенциал оценивается в 10 трлн кВт.ч выработки электроэнергии, ? этого потенциала приходится на страны: Китай, Россию, США, Конго, Канаду, Бразилию.

Практическая работа: По рис 8, стр. 33 учебника, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных рескрсами пресной воды. По карте в атласе рассмотрите размещение крупных водохранилищ мира, сделайте вывод и используйте их для подтверждения текста учебника (стр.33,табл. 8).

Биологические ресурсы. Необходимость от оскудения. Растительные ресурсы представлены как культурным, так и дикорастущими растениями. Среди дикорастущих преобладает лесная растительность, формирующая лесные ресурсы. Лесистость– отношение лесопокрытой площади к общей площади. Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя главными показателями:

1) размерами лесной площади – 4,1 млрд га;
2) запасами древесины на корню – 330 млрд м?. Леса мира образуют два огромных по протяженности пояса – северный и южный.

Практическое задание: По учебнику рис.9, стр.33 охарактеризуйте два главных пояса планеты, выделите страны очень богатые и очень бедные лесными ресурсами (используя табл.8 в приложении).

Вывод: Глобальные изменения лесных ресурсов:

1) Процесс обезлесения, вырубка лесов.
2) Деградация лесных массивов, прежде всего, тропических лесов.
3) Истончение озонового слоя, запыленность и т.д.
4) Гибель лесов от пожара. Поэтому продолжают оставаться актуальным меры по рациональному использованию лесных ресурсов.

Ресурсы животного мира – часть биосферы, относятся к категории возобновимых. Растительность и животные образуют генетический фонд – совокупность всех ныне живущих на Земле видов (ДТ(9), с.48). Сохранение биологического разнообразия, предотвращение “эрозии” генофонда – очень задача.

2. Вывод.

Сегодня на уроке мы выделили главные районы размещения природных ресурсов и их концентрацию на земном шаре.

3. Итог урока.

(Выставление оценок)

4. Задание на дом: с.28-38.

Подготовка к уроку-конференции по вопросам: 1)Выдающаяся роль Мирового океана в биосфере планеты, жизни и хозяйственной деятельности человека.
2) Какие богатства Мирового океана осваивают сейчас, а какие будут осваивать?

Литература:

1.География в таблицах. О.А. Климанова.
2.География за 24 часа. О.В. Белякова.
3.Интернет ресурсы.
4.О.И. Ануфриева. Поурочные планы по учебнику В.П. Максаковского.

Приложение