Задачи:
- Дать понятие “ресурсообеспеченность”.
- Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.
- Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.
- Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов соответствующего вида полезных ископаемых, выделять главное в содержании изучаемого материала.
Оборудование: карта “природные ресурсы мира”, учебник, атласы, таблицы, презентация.
Тип урока: урок-практикум.
План
- Классификация ресурсов, Понятие о ресурсообеспеченности.
- Минеральные ресурсы. Достаточно ли их?
- Земельные ресурсы : два противоположных процесса.
- Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.
- Биологические ресурсы Необходимость предохранения от оскудения.
Ход урока
1. Изучение нового материала (лекция учителя и практические задания по ходу лекции).
1. Классификация природных ресурсов: ’Приложение 1 “Удивительный мир камней”)
По происхождению | Исчерпаемости | Применению | |||
Полезные а) ископаемые (минеральные ресурсы) | исчерпаемые | неисчерпаемые | Для промышленности | Для с/х | Для отдыха и туризма |
б) климатические | Невозобновимые (минеральные, руды металлов, соли, сера) | Энергия солнца,геотермальная,ветра ,морских приливов,отливов и течений | а)топливно-энергетические б)металлургические | Земельные почвенные | рекреационные |
в)водные | Возобновимые (земля, вода, воздух, почвенные,гидроэнергетические) | В)химическое и прочее сырье | агроклиматические | ||
г)земельные | |||||
д)биологические | |||||
е)Ресурсы Мирового океана |
Ресурсообеспеченность-это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования .Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
Страны: Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия – обеспечены практически всеми природными ресурсами.
Природные ресурсы – совокупность объектов, пригодных для использования человеком.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной ПР(природных ресурсов) и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения. (ПР/Численность нас.)
На показатель ресурсообеспеченности, влияют:
а) богатство или бедность территории
природными ресурсами;
б) масштабы их извлечения (потребления).
Географическое ресурсообеспечение изучает размещение и структуру отдельных видов природных ресурсов и их комплексов, вопросы их охраны, воспроизводства, экологической оценки, рационального использования и ресурсообеспеченности.
Ученые разработали концепции природоресурсного потенциала (ПРП) ресурсных циклов.
ПРП территории – это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом НТП. ПРП характеризуется двумя главными показателями:
а) размерами;
б) структурой минерально-сырьевого земельного,
водного потенциалов.
Практическое творческое задание: Привести примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития.
2. Минеральные ресурсы. Достаточно ли их?
По выражению академика А.Е. Ферсмана, ныне к ногам человека сложена вся периодическая система Менделеева (ДТ(2),с.50).
Практическое задание:
1)Стр.50-51 учебника, проанализируйте данные таблицы1,4,5. Рассчитайте на сколько лет хватит мировых общегеологических и разведанных запасов угля, нефти, природного газа, железной руды при современном уровне добычи. Формула:(Запасы/ добычу.)Объясните, какие проблемы возникают.
2)Проанализируйте рисунок 4 и табл.2. Рассчитайте, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Земли в2000 и 2005годах ( запасы/на числ.населения). Сравните показатели.
3. Земельные ресурсы:
Земля-источник жизни Недаром говорят : “Труд– отец богатства ,а Земля – мать его”.
Мировой земельный фонд-степень обеспеченности земельными ресурсами ,составляет 13,1 млрд га.
Большую ценность в структуре мирового земельного фонда представляют обрабатываемые земли (11?), которые дают 88? необходимых для человека продуктов питания, а леса и пастбища – 10?. Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. На нее оказывают воздействие два процесса, имеющие противоречивый характер: с одной стороны -расширение земель, с другой – это ухудшение, истощение, глобальные изменения земельных ресурсов: эрозия почв, заболачивание , засоление ежегодно выводят из оборота 1,5 млн га; опустынивание – “пожиратель земель”. Антропогенное опустынивание охватило более900 млн га (уч. Стр51 ДТ(4). Ученые различают четыре степени опустынивания:
1) слабую; б) умеренную; в) сильную; г) очень сильную. (Произошло в Азии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии. (По карте и атласу назвать пустыни). Вывод: Таким образом, “нагрузка” на землю больше, а обеспеченность земельными ресурсами меньше.
Практическое задание: По рисунку 7, стр. 32 , карте “Мировые земельные ресурсы” и таблице 5 в приложении, сравните обеспеченность отдельных регионов и стран пахотными землями. Приведите примеры многоземельных и малоземельных стран.
4. Водные ресурсы суши: проблемы пресной воды.
Проблемы пресной воды, составляющие только 2,5? от общего объема гидросферы, также отличаются неравномерным географическим распределением по поверхности земной суши. В ледниках Антарктиды, Гренландии, во льдах Арктики, в горных ледниках – “неприкосновенный запас”. Речные (русловые) воды (“водный паек” планеты) составляют 40 тыс.км?. Потребление пресной воды растет, и уже к 2000году превышало норму 4 тыс.км? в год. В экономически развитых странах городской житель использует 300-400 л воды в сутки. Главные потребители пресной воды:
1) сельское хозяйство;
2) промышленность;
3) электроэнергетика;
4) коммунально-бытовые службы.
Вывод. Глобальные изменения водных ресурсов:
1) загрязнение рек, водоемов тяжелыми металлами,
нефтепродуктами;
2) обмеление (вырубка лесов в поймах рек,
понижение грунтовых вод).
Пути решения водной проблемы:
1) Уменьшение водоемкости производственных
процессов и сокращение безвозвратных потерь
воды.
2) Сооружение водохранилищ, регулирующих пресный
сток. Мировой гидроэнергетический потенциал
оценивается в 10 трлн кВт.ч выработки
электроэнергии, ? этого потенциала приходится на
страны: Китай, Россию, США, Конго, Канаду,
Бразилию.
Практическая работа: По рис 8, стр. 33 учебника, сравните обеспеченность крупных регионов мира ресурсами речного стока. Приведите примеры стран, наиболее и наименее обеспеченных рескрсами пресной воды. По карте в атласе рассмотрите размещение крупных водохранилищ мира, сделайте вывод и используйте их для подтверждения текста учебника (стр.33,табл. 8).
Биологические ресурсы. Необходимость от оскудения. Растительные ресурсы представлены как культурным, так и дикорастущими растениями. Среди дикорастущих преобладает лесная растительность, формирующая лесные ресурсы. Лесистость– отношение лесопокрытой площади к общей площади. Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя главными показателями:
1) размерами лесной площади – 4,1 млрд га;
2) запасами древесины на корню – 330 млрд м?. Леса
мира образуют два огромных по протяженности
пояса – северный и южный.
Практическое задание: По учебнику рис.9, стр.33 охарактеризуйте два главных пояса планеты, выделите страны очень богатые и очень бедные лесными ресурсами (используя табл.8 в приложении).
Вывод: Глобальные изменения лесных ресурсов:
1) Процесс обезлесения, вырубка лесов.
2) Деградация лесных массивов, прежде всего,
тропических лесов.
3) Истончение озонового слоя, запыленность и т.д.
4) Гибель лесов от пожара. Поэтому продолжают
оставаться актуальным меры по рациональному
использованию лесных ресурсов.
Ресурсы животного мира – часть биосферы, относятся к категории возобновимых. Растительность и животные образуют генетический фонд – совокупность всех ныне живущих на Земле видов (ДТ(9), с.48). Сохранение биологического разнообразия, предотвращение “эрозии” генофонда – очень задача.
2. Вывод.
Сегодня на уроке мы выделили главные районы размещения природных ресурсов и их концентрацию на земном шаре.
3. Итог урока.
(Выставление оценок)
4. Задание на дом: с.28-38.
Подготовка к уроку-конференции по вопросам:
1)Выдающаяся роль Мирового океана в биосфере
планеты, жизни и хозяйственной деятельности
человека.
2) Какие богатства Мирового океана осваивают
сейчас, а какие будут осваивать?
Литература:
1.География в таблицах. О.А. Климанова.
2.География за 24 часа. О.В. Белякова.
3.Интернет ресурсы.
4.О.И. Ануфриева. Поурочные планы по учебнику В.П.
Максаковского.