Урок "Лекарственные вещества"

Разделы: Химия


Цели занятия:

образовательные: обобщить знания учащихся по органической химии и применение их на практике; способствовать развитию интереса к химической науке; углубить знания об органических веществах, их роли в природе и жизни людей; осознать значение химии в различных отраслях народного хозяйства;

развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике;

воспитательные: воспитывать умение работать в группах, оценивать свои возможности и знания учащихся; показать значимость химических знаний для современного наукоемкого производства; воспитывать культуру заботы о своем здоровье.

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: экспериментально-поисковый

Методические приемы: презентация урока (приложение 1), исследовательская работа, работа в группах, работа с интерактивной доской.

Оборудование: интерактивная доска, инструкции к лекарствам, стаканчики, пипетки, мерные пробирки, пробирки, ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, держатель, воронка, фильтр,

Реактивы: сок апельсиновый, клюквенный морс, виноградный сок, вода, 5% раствор йода, крахмальный клейстер, хлорид железа(III); гидроксид натрия, сульфата меди (II),этиловый спирт, ацетилсалициловая кислота (аспирин), парацетамол, аскарутин, анальгин, глюкоза, универсальный индикатор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Наш урок мы начинаем с разминки.

Смена динамических поз

По классу развешаны формулы веществ. Я буду называть вещество или класс к которому относится вещество, а вы должны будете найти это соединение и указать на него пальцем (CH3 – CH3, CH2 = CH2, CH ? CH, C2H5OH, C2H5 – O – C2H5, CH3COOH, CH3COO CH3, C6H5OH, C6H12O6, C6H5NH2).

Сегодня вы работаете в группах, у вас есть командир, ответственный за работу группы, который в конце урока оценит вашу работу. (класс разбивается на 5 групп. Назначается командир группы, который оценивает участие каждого в работе, и в конце урока подает сведения учителю). Перед вами листочки, которые вы заполняете в ходе урока. (приложение 2)

II. Формирование знаний о лекарственных веществах.

Перед вами знаменитых людей и причина их смерти: (слайд № 1)

чума — Мазаччо, живописец (1401–1428),
лихорадка — Рафаэль, живописец (1483–1520),
Моцарт, композитор (1756–1791);
туберкулез — Генрих Гейне, поэт (1797–1856),
Фредерик Шопен, композитор (1810–1849),
тиф — Франц Шуберт, композитор (1797–1828);

Если бы они жили в XXI веке, то их могли спасти. А почему этого на произошло в XV-XIX веках?

Планируемый ответ: не были известны лекарства, которые могли бы спасти их.

И тема нашего урока “Лекарственные вещества”. Как вы думаете какой цели мы должны достичь в ходе урока.

ЦЕЛЬ: выяснить классификацию и значение лекарственных веществ. Cформировать понимание опасности при неправильном применении лекарств. (Слайд № 2)

Что такое лекарство и для чего его принимают? (видеоролик) (слайд №3)

Планируемый ответ: Лекарства – вещества, которые при введении в заболевший организм оказывают наименьший вред последнему и вызывают наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте

Какие этапы проходит лекарства прежде чем оно попадает в аптеки и больницы? (видеоролик)

Планируемый ответ:

1. Изготовление химических соединений.
2. Опыты над животными.
3. Эксперименты над больными людьми для установки доз принимаемых лекарств.

Какие существуют классификации лекарств? (слайд № 4)

Планируемый ответ:

  • По лекарственным формам, которые позволяют облегчить и оптимизировать прием лекарств

Жидкие

Твёрдые

Мягкие

1 Растворы

Порошки

Мази

2 Настои

Гранулы

Линименты

3 Отвары

Таблетки

Пасты

4 Настойки

Драже

Свечи

5 Экстракты

Пилюли

Стерильные порошки и таблетки для инъекций

6 Микстуры

Капсулы

7 Слизи

Смеси растительного сырья

  • По назначению (из предложенных вам инструкций определите какие бывают назначения лекарств)
    1. Жаропонижающие.
    2. Анестезирующие (обезболивающие).
    3. Успокаивающие.
    4. Желудочно-кишечные.
    5. Сердечно-сосудистые.
    6. Антибиотики.

Зарядка для глаз. (Слайд №5-12)

А сейчас вы будете в роли исследователей и с помощью экспериментов постараетесь выработать рекомендации по употреблению лекарственных веществ. (приложение 3) (слайд №13)

1 группа. Постановка эксперимента с аскорбиновой кислотой (слайд № 14)

Реактивы и оборудование: сок апельсиновый, клюквенный морс, вода, стаканчики, пипетки, 5% раствор йода, крахмальный клейстер, мерные пробирки

Введение: техника определения витамина С основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая капля, прореагировав с йодом, окрасит раствор в синий цвет. Следовательно, чем больше капель йода потребовалось в конкретном опыте, тем больше содержание витамина С.

Задания. Сравнить содержание витамина С в апельсиновом и клюквенном соке.

Ход работы

  1. Налейте в стаканчик 0,5 мл клюквенного сока и добавьте 5 мл воды.
  2. Влейте 1 мл крахмального клейстера.
  3. По каплям добавьте 5% раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Посчитайте количество израсходованных капель.
  4. Проведите тоже самое с апельсиновым соком.
  5. Сделайте вывод о содержании витамина С в соках.

Вопросы для обсуждения

  • известны ли вам заболевания, вызванные нехваткой витаминов. Перечислите их.
  • Зачем при простудных заболеваниях врач прописывает обильное питье в виде соков и морсов?

2 группа. Постановка эксперимента с аспирином (слайд № 15)

Реактивы и оборудование: ацетилсалициловая кислота (аспирин), вода, ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, держатель, воронка, фильтр, стаканы, пробирки, универсальный индикатор.

Введение. В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ, и, к сожалению, некоторые не выполняют инструкции, прилагаемые к лекарственным веществам. Примером этого может служить запивание морсом некоторых лекарств. Задания. Изучите превращения, происходящие с ацетилсалициловой кислотой (аспирином) в процессе растворения, как эти превращения отразятся на химических свойствах препарата?

Ход работы

  1. Измельчите таблетку аспирина в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).
  2. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.
  3. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)
  4. Профильтруйте раствор.
  5. Определите реакцию среды в полученном растворе.
  6. Сделайте вывод.

Вопросы для обсуждения

  • какое воздействие на желудок оказывает избыточный прием аспирина?
  • почему нельзя запивать аспирин морсом?

Планируемый ответ: аспирин при избыточной дозе может вызывать раздражение и воспаление слизистой оболочки желудка, так как при растворении в воде аспирин дает кислую реакцию среды. Если запивать его морсом, то кислая реакция среды только усилится, что отрицательно скажется на организме человека.

3 группа. Постановка эксперимента с жаропонижающими веществами. (слайд № 16)

Реактивы и оборудование: ацетилсалициловая кислота (аспирин), парацетамол, аскарутин, вода, хлорид железа(III); ступка с пестиком, стеклянная палочка, спиртовка, держатель, воронка, фильтр, стаканы, пробирки.

Введение. В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ, и, к сожалению, некоторые из них — не по назначению. Примером этого может служить использование аспирина в качестве консервирующей добавки.

Ацетилсалициловая кислота (аспирин) – это сложный эфир, образованный уксусной и салициловой кислотами.

В процессе консервирования аспирин долгое время нагревается в присутствии воды, кроме того, используемые продукты могут придавать рассолу кислотный характер.

Задания. Изучите превращения, происходящие с аспирином в процессе нагревания и выясните, как эти превращения отражаются на химических свойствах препарата.

Ход работы

  1. Измельчите таблетку аспирина в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).
  2. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.
  3. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)
  4. Прилейте немного хлорида железа(III).
  5. Сделайте вывод.
  6. Определите в каких еще выданных вам препаратах входит в состав фенол.(c парацетамолом нагревать раствор не надо)

Вопросы для обсуждения

  • На чем основано консервирующее действие аспирина?
  • Можно ли использовать аспирин для консервирования продуктов?

 

Планируемый ответ: Сначала учащиеся отмечают наличие карбоксильной группы в аспирине и делают предварительный вывод о том, что консервирующее действие ацетилсалициловой кислоты связано с тем, что в растворе создается кислотная среда, препятствующая размножению бактерий. Написав уравнение реакции, они замечают, что в процессе гидролиза аспирина образуется фенольное соединение, которое помимо бактерицидного оказывает токсическое действие на организм человека. В результате они приходят к выводу, что использование аспирина в качестве консервирующей добавки недопустимо. Наличие фенольного соединения в растворе они доказывают, проведя качественную реакцию с хлоридом железа (III) (фиолетовое окрашивание раствора).

4 группа. Постановка эксперимента с анальгином (слайд № 17)

Реактивы и оборудование: анальгин, вода, этиловый спирт, ступка, пестик, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка, спички

Введение. Немаловажную роль при приеме лекарств играет состояние организма.

Задания. Проведите растворение анальгина в органических и неорганических растворителях.

Ход работы

  1. Измельчите таблетку анальгина в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).
  2. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.
  3. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)
  4. Измельчите таблетку анальгина с ступке и растворите в спирте
  5. Перенесите в пробирку 2-3 мл полученного раствора.
  6. Прокипятите раствор. (Соблюдайте технику безопасности!)
  7. Сделайте вывод.

Вопросы для обсуждения

  • Как изменяется действие лекарств при употреблении алкоголя.

Планируемый ответ: Некоторые лекарства резко усиливают токсическое действие алкоголя, вызывая тем самым тяжелые отравления даже небольшим количеством спиртного. Иногда при этом они теряют свое лечебное действие.

  • Почему при употреблении лекарств рекомендуют запивать их водой?

5 группа. Постановка эксперимента с глюкозой (слайд № 18)

Реактивы и оборудование: глюкоза, виноградный сок, гидроксид натрия, сульфата меди (II), вода, ступка, пестик, ложечка, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка, спички.

Введение. Ненормированный углеводный обмен может привести к заболеваниям, называемых диабет и характеризующиеся повышенным содержанием глюкозы в крови.

Задания. Определите наличие глюкозы в виноградном соке. К чему может привести избыточное употребление углеводов?

Ход работы

  1. Измельчите таблетку глюкозы в ступке и растворите в воде (объем воды 10-15 мл).
  2. Перенесите в пробирку 0,5 мл полученного раствора.
  3. Добавьте 2 мл гидроксида натрия и 1 мл сульфата меди (II).
  4. Отметьте цвет полученного раствора.
  5. Нагрейте раствор (соблюдайте технику безопасности!)
  6. Проделайте данный опыт с 0.5 мл виноградного сока.
  7. Сделайте вывод.

Вопросы для обсуждения

  • Зачем ослабленным людям при длительной болезни прописывают глюкозу? Планируемый ответ: при расщеплении ее выделяется большое количество энергии.
  • Какое лечение прописывает врач для людей больных диабетом?

Планируемый ответ: лечение предполагает введение специального гормона – инсулина, регулирующего углеводный обмен. Ранее его выделяли из поджелудочной железы животных, но в 1953 г. английский биохимик Фредерик Сенглер определил химическую структуру инсулина. Впоследствии это привело к получению искусственного инсулина более дешевого и качественного, чем ранее

А теперь давайте посмотрим к каким выводам вы пришли (отчет каждой группы). Все остальные заслушав выступление группы дополняют рекомендации по применению лекарств.

Дыхательная гимнастика (проводится по мере усталости групп)

  1. Сложная экологическая обстановка делает особенно необходимым проведение массажа щитовидной железы, который можно выполнить следующим образом. 
    Сядьте удобно. Расслабьтесь, успокойтесь. Ровно, протяжно, на одной высоте произносите звук [а].
  2. Произношение звука [и] в таких же условиях активизирует работу мозга, нормализует функцию почек.
  3. Проговаривание звука [о] приводит в порядок среднюю часть грудной клетки.
  4. Чередование звуков [о], [и] массирует сердце.

(Каждая группа выработав рекомендации сдает их экспертам, которые объединяют их в одну презентацию, как итог урока. )

III. Подведение итогов урока. (Слайд № 19)

Пока работают эксперты мы поработаем с доской.

Работа с интерактивной доской

1. В предложении вставить пропущенные слова или словосочетания.

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.

Слова для справок : предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

2. Соединить назначение и лекарство.

Жаропонижающие

нурофен

аспирин

анестезирующие (обезболивающие)

анальгин

пенталгин

успокаивающие

валерьянка

новопассит

желудочно-кишечные

мезим

нош– па

сердечно-сосудистые

валидол

нитроглицерин

Д/З. Приготовьте доклад об опасных взаимодействиях пищи и лекарств. (Слайд № 20)

Приложение 4