Цели урока:
- познакомить учащихся с ролью текстов-описаний в речи и ролью наречий в текстах с описанием действия;
- пробудить интерес к текстам-описаниям;
- научить составлять текст с описанием действия и познакомить с одним из видов такого текста.
- Познакомить учащихся с одним из видов народного промысла через описание действий мастера.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вход в тему и объяснение нового материала.
Слайд № 1
В течение всей жизни человек поэтапно развивает свою речь, обогащает, оттачивает “тонны словесной руды”… Поэтому и мы с вами придаем огромное значение урокам развития речи. Наша задача – научиться составлять тексты разных типов.
– Давайте вспомним, с какими типами речи мы знакомы?
– Какие виды текстов – описаний вам известны?
– Какова роль текстов – описаний в речи?
– Слова какой части речи преобладают в описании действий?
– Нужны ли нам для составления такого текста наречия? Почему?
– Какие тексты – описания действий человека вы подобрали дома? Давайте послушаем.
(Читаются два текста и обсуждаются, чей текст больше соответствует данному типу речи: описание действий человека. На интерактивной доске появляется слайд № 2, где изображена схема, показывающая три основные момента описания действия. Слайд поможет учащимся оценить правильный выбор текста-описания действия в домашнем задании, зачитанного на уроке).
Слайд № 3. Лесенка описания действий. Начинаем восхождение по лесенке от начла до вершины (итог работы), обсуждая данную цепочку действий на каждом этапе работы.
3. Работа с художественным текстом, включающим описание действий человека. (Отрывок из рассказа М. Горького “Коновалов”).
Работал он артистически. Нужно было видеть, как он управлялся с семипудовым куском теста, раскатывая его, или как, наклонившись над ларем, месил, по локоть погружая свои могучие руки в упругую массу, пищавшую в его стальных пальцах.
Сначала, видя, как он быстро мечет в печь сырые хлебы, которые я еле успевал подкидывать из чашек на его лопату, – я боялся, что он насадит их друг на друга; но когда он выпек три печи и ни у одного из ста двадцати караваев – пышных, румяных и высоких – не оказалось “притиска”, я понял, что имею дело с артистом в своем роде. Он любил работать, увлекался делом, унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно исходило, сердился и ругал хозяина, если он покупал сырую муку, и был по-детски весел и доволен, если хлебы из печи выходили правильно круглые, высокие, “подъемистые”, в меру румяные. С тонкой хрустящей корочкой. Бывало, он брал с лопаты в руки самый удачный каравай и, перекидывая его с ладони на ладонь, обжигаясь, весело смеялся, говоря мне:
– Эх, какого красавца мы с тобой сработали…
И мне было приятно смотреть на <этого гигантского> ребенка, влагавшего всю душу в работу свою, – как это и следует делать каждому человеку во всякой работе…
– Какие средства художественной выразительности речи использовал автор? (Учащиеся находят эпитеты, сравнения, метафоры, фразеологизмы)
– Какую роль выполняют данные средства художественной выразительности речи в тексте?
Рассмотрим синтаксический и лексический фон: особое внимание – на профессиональную терминологию и диалектное богатство текста.
4. Подводим итог работы с текстом и переходим к практической части урока (мастерская).
Слайд № 4.
– Итак, что же необходимо для создания успешной творческой работы? (слайд не исчезает с доски в течение всей работы).
– Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где мы все вместе включимся в интереснейшую работу: опишем действия мастеров, которые изготавливают самый популярный в нашей стране сувенир – матрешку. (Работа над сочинением – миниатюрой).
На столах – раздаточный материал: карточка со словосочетаниями.
Класс делится на три группы (по желанию). Учащиеся будут описывать:
1 группа: Действия мастера, изготавливающего форму матрешки из дерева.
2 группа: Действия художника, расписывающего фигурку матрешки.
3 группа: Действия работника технического контроля, оценивающего готовое изделие.
Мастер, изготавливающий форму матрешки |
Художник, расписывающий фигурку матрешки |
Работник отдела технического контроля, оценивающий готовое изделие |
1 |
2 |
3 |
берет кусок дерева; | готовит эскиз рисунка; | рассматривает фигурку; |
отмеряет; | подбирает краски; | разбирает матрешку; |
накладывает лекало; | находит нужные кисти; | измеряет каждый предмет игрушки-сувенира; |
обводит карандашом; | рисует лицо; | сравнивает с нормативами; |
сверяет по чертежу; | яркий сарафан; | сопоставляет эскиз; |
выпиливает форму; | передник; | ищет недостатки в работе (трещинки, пузырьки от лака и др.); |
отделяет верхнюю часть от нижней; | расписной платок; | составляет акт; |
вытачивает на станке; | одевает в яркие одежды; | ставит печать качества; |
шлифует | изображает русскую женщину; | отправляет на упаковку; |
делает игрушку объемной; (полой внутри); | традиционный орнамент; | заменяет бракованные изделия; |
удаляет внутреннюю часть; | в русских традициях; | принимается за следующую; |
обрабатывает деталь изнутри; | покрывает лаком; | |
устраняет древесные заусенцы; | прорисовывает детали; | |
доводит до совершенства; | высушивает готовую матрешку; | |
– Не забудьте добавить в свой текст наречия и художественные средства выразительности речи.
ИТОГ: Учащиеся, представители от каждой группы, по цепочке зачитывают свои творческие работы и получается целостный объемный текст – описание.
3. Домашнее задание:
Предлагается поработать с текстом, который подобрали дома к данному уроку. Необходимо выступить в роли критика и ответить на вопросы:
- Удалось ли автору создать текст – описание действий человека?
- Какие художественные средства выразительности речи, синтаксические конструкции, какую лексику использовал автор?
- В чем оригинальность этого отрывка?