День I
В городе Словорецке живут разные слова: веселые и грустные, короткие и длинные. Короткие слова могли называть огромные предметы, а длинные – маленькие и наоборот.
Задание 1
В городе Словорецке открылась картинная галерея, где были вывешены замечательные рисунки. Таблички для названий были подготовлены, но не развешаны. Помоги работникам галереи развесить таблички.
Комментарий
Группам выдаются листы, на которых расположены парами картинки с изображением следующих предметов: дуб – колокольчик, улитка – слон, дом – домик, кит – бабочка, машина – нож, кран (подъемный) – ножницы; прямоугольники двух видов: короткие и длинные.
Примечание
Цель этого задания: выявить отделяют ли дети такие понятия как «предмет» и «слово». Дети должны под картинками приклеить прямоугольники, выбрав их в зависимости от количества букв в слове.
Задание 2
Рядом с галереей располагался музей слов, где было много залов. В одном из залов были выставлены слова, называющие предметы, во втором – признаки, в третьем – действия. В музей привезли новые экспонаты. Помоги разместить их в нужные залы.
Комментарий
Группам выдаются карточки-помощники, разделенные на 3 части;
Зал № 1 |
Зал № 2 |
Зал № 3 |
карточки с напечатанными словами (каждое слово на отдельной карточке):
карандаш |
ясная |
яблоко |
Примечание
Интересно, проследить: будут ли дети ставить вопросы к словам для определения их лексического значения.
Задание 3
В город приехал цирк. Самым популярным было выступление артиста Многослова. Он во время представления доставал из цилиндра разнообразные предметы, которые к удивлению зрителей, оказывается, можно было назвать одним словом. Таких наборов предметов было несколько, и лежали они по разным потайным кармашкам цилиндра. Однажды, перед самым выступлением помощник Многослова рассыпал все карточки с предметами из цилиндра. Помоги помощнику разложить их снова по кармашкам. Для этого найди и приклей рядом картинки с предметами, которые можно назвать одинаково.
Комментарий
Группам выдаются карточки-помощники по количеству наборов и карточки с изображением предметов:
Ручка дверная – ручка шариковая
Кран подъемный – кран водопроводный
Лист бумаги – лист дерева
Кисть винограда – кисть художественная
Коса девичья – коса косаря
Лисички (звери) – лисички (грибы).
В конце первого дня можно вывесить карту города Словорецка, поместить на нее музей, картинную галерею и цирк.
День II
Задание 1
Наши герои – слова послали телеграмму в город Звукоград: «Завтра отправляемся путешествовать». Какая цепочка слов подходит к данному сообщению, если каждое слово обозначено . Раскрась эту цепочку.
Комментарий
Каждая группа получает карточку (лист формата А5)
Примечание
Дети не должны видеть письменный вариант телеграммы. Консультант-организатор прочитывает задание, после этого дети должны проговорить текст телеграммы.
Задание 2
В городе Словорецке очень красивая площадь Сообщений. Все слова хотят побывать на этой площади. Помоги словам попасть на эту площадь. Для этого все данные слова нужно выстроить в цепочки, чтобы было понятно, о чем они хотят сообщить.
Комментарий
Каждой команде выдаются: 1) конверт со словами, написанными на карточках
2) карточку-помощник – лист формата А4, клей.
Примечание
Учащиеся должны составить из всех данных слов два предложения и наклеить их на лист. Надо иметь в запасе несколько конвертов с карточками – словами, если дети найдут несколько вариантов составления сообщения с использованием одних и тех же слов.
Задание 3
Перед площадью Сообщений собралось несколько групп слов. Экскурсовод растерялся. Он не знает, какую группу слов можно назвать сообщением и пропустить на площадь, а какую – нет. Помоги экскурсоводу выбрать сообщения. Приклей их на лист.
Комментарий
Каждой группе выдается лист с изображением части площади и набор карточек:
А. поезд скакать красивая
Б. на поляне растут ягоды
В. ягоды поляна растут
Г. солнце летом
Д. светит ярко
Е. весело звенит школьный звонок
Примечание
Учащиеся должны приклеить карточки с
предложениями (сообщениями) на лист, отложив
карточки с группой слов. Интересно, как поступят
дети с карточками Г и Д, которые могут образовать
предложение.
В конце второго дня работы все фрагменты
объединяются и получается рисунок площади
Сообщений.
День III
Задание 1
Слова собрались в путешествие в город Звукоград. Жителями этого города являются звуки, из которых можно составить слова. Добраться туда можно только по реке. Наши герои – слова пришли на пристань и увидели много разных лодок. Помоги каждому слову найти свою лодку. Приклей картинку, которая подходит к слову на парус нужной лодки.
Комментарий
Каждой группе выдается конверт с картинками и карточками – лодками, на которых изображены модели слов.
1-й набор: кит, утка, акула, барсук.
2-й набор: усы, стол, арбуз, машина.
3-й набор: лес, орех, лимон, ананас.
4-й набор: жук, утюг, ручка, облако.
5-й набор: сыр, окно, пенал, улитка.
6-й набор: дом, аист, индюк, корова.
Примечание
При подборе слов нужно учитывать, что количество букв и звуков должно совпадать; слова не должны содержать следующие буквы: Я, Е, Ё, Ю (в начале слова и после гласного), Ь, Ъ.
Задание 2
Слова отправились в плавание. На одной из остановок к ним присоединились ещё два слова (посмотрите на картинки). Смастерите для каждого слова лодочку, так как они были построены для первого задания, нарисовав нужное количество квадратиков.
Комментарий
Каждой группе выдается конверт, в котором лежат заготовки лодок с изображением ГУСЯ (или РУЛЯ) и МАЯКА на парусах.
Примечание
Наблюдая за выполнением этого задания, учитель может понять, какой признак для детей окажется существеннее: количество звуков или количество букв.
Задание 3
Слова добрались до города Звукограда. В нем было две гостиницы: «Гласная» и «Согласная». Наши слова расселились в эти гостиницы. В гостиницу «Гласная» – слова, которые начинаются с гласного звука, в гостиницу «Согласная» – слова, которые начинаются с согласного звука. Какие слова куда поселились? Приклей картинки, которые называют эти слова в окошки нужной гостиницы.
Комментарий
Группам выдаются карточка – помощник с названием гостиницы и картинки, такие же, как в заданиях 1 и 2.
Примечание
Цель задания – выявить дифференцируют ли дети
гласные и согласные звуки.
В конце третьего дня учитель может предложить
детям поместить лодочки со словами на
нарисованную реку. А в городе Звукограде
поместить гостиницы.
День IV
Задание 1
В городе Звукограде наши герои – слова купили подарки для своих друзей, которые жили в другом городе. Друзей звали Саша, Маша, Рома. На почте все сувениры упаковали в одинаковые коробки. Наше герои заволновались, что друзья перепутают свои подарки, и решили их как-то отметить. Одно слово предложило отметить их цветом, другое – геометрическими фигурами, а третье – специальными значками. Помогите словам выбрать такой способ, который позволит Саше, Маше и Роме не перепутать их посылки. Наклейте изображение посылки на выбранный вами вариант.
Комментарий
Группам раздаются карточки – помощники и 3 одинаковые картинки с изображением посылок.
Примечание
Цель задания: показать детям необходимость использования букв.
Задание 2
В одной из посылок была игра. По правилам этой
игры при замене одной буквы в слове получается
другое слово.
Например:
Рак
Стул
Мак
Стол
Бак
Стон
Обведите в словах каждого столбика те буквы, которые изменили слово. Попробуйте и вы составить такие столбики слов. Помните, что изменять можно только одну букву.
Комментарий
Группам выдаются карточки с образцом игры, карточки с заданием:
С О
М
Р О М
А
Г А Л К А
_ _
_
_ _ _
_
_ _ _ _ _
Д Ы
М
Р А Н
А
П О Л К А
Задание 3
В другой посылке тоже была игра. Но правила в ней были другие: из данных букв соберите слово и приклейте его на карточку.
Комментарий
Группам выдаются набор букв Р, О, М, А, Ш, К, А и карточка – помощник.
Примечание
У учителя должно быть заготовлено несколько наборов букв, если дети найдут несколько вариантов выполнения задания. Не следует обращать внимание на орфографические ошибки.
Задание 4
В третьей посылке лежала табличка с необычным словом. МОРЕКАШАРЫБА. Саша, Маша, Рома нашли в нем знакомые слова. Попробуйте и вы их отыскать и записать на листе.
Комментарий
Каждой группе выдается листок со словом
МОРЕКАШАРЫБА, где оставлено место для выполнения
задания.
В конце четвертого дня учитель предлагает
вывесить таблички с найденными словами (из
задания 4).
День V
Обращение учителя. Дорогие ребята!
Помогая вашим друзьям – словам – вы и сами
узнали много нового. Я думаю, не все задания вам
удалось выполнить легко. Не стоит огорчаться,
ведь вам предстоит изучать грамоту до 11 класса.
Но сейчас мы не будем заглядывать так далеко, а
попытаемся представить себе, чем мы будем
заниматься на уроках обучения грамоте в 1-м
классе. А помогут нам карточки, которые вы делали
четыре дня.
На доску вывешиваются карточки-помощники, созданные в ходе выполнения заданий за 4 дня.