Тема урока: повторение.
Цель урока:
– повторение и обобщение пройденного
за весь год учебного материала;
– развитие интереса обучающихся к предмету;
– контроль знаний, умений и навыков обучающихся;
– формирование и закрепление навыков
внутригрупповой коммуникации;
– развитие духа коллективизма и взаимопомощи.
Время провождения урока: конец учебного года.
Приборы и принадлежности: секундомеры, метровки, сосуды с водой, тетради, ручки.
Класс разделяется на 3-4 команды. Команды заранее придумывают название, девиз, эмблему.
Конкурс 1.
Мини-викторина:- Какие запахи вы чувствуете? Запах дыма, запах свежих листьев чувствуете? А как называлось явление, при помощи которого распространяются различные запахи? (диффузия).
- Приведите примеры диффузии, которые происходят на вашем обеденном столе (чай с молоком, с сахаром, соленая рыба и т.д.)
- Какие три вида вещества вы знаете? Приведите примеры.
Конкурс 2.
“Мы молекулы”Задание командам:
– представьте себе, что вы молекулы а) твердого тела; б) жидкости; в) газа. Покажите их расположение и как они двигаются.
– как ведут себя молекулы при нагревании?
Конкурс 3.
“Вычисление скорости бега”При помощи метровки команды измеряют длину дорожки для бега (например, 10 метров). Затем 2-3 человека по одному бегают на время. Так, измеряя длину и время, учащиеся могут вычислить скорости бега.
Конкурс 4.
“Силы”Команды отвечают на вопросы:
- Почему тела, поднятые над Землей, падают, если их отпустить? Какая сила при этом действует?
- Что было бы, если вдруг исчезнет сила тяжести?
- Почему мяч, брошенный на землю, отскакивает? Какая сила при этом действует?
- Что было бы, если вдруг исчезнет сила упругости?
- Почему в гололедицу дороги покрывают песком? Какая сила при этом действует?
- Что было бы, если вдруг исчезнет сила трения?
Учитель показывает тело, подвешенное на пружине. Вопрос: Какие силы действуют на это тело? Почему оно не падает? Почему качается?
Конкурс 5.
“Тонет, не тонет”Командам даются сосуды с водой. Учащиеся находят различные тела (например, камешки, щепки, пластмассовые предметы и т.д.), все бросают в сосуды с водой и объясняют, почему некоторые тела тонут в воде, а некоторые не тонут.
Конкурс 6.
“Энергия”Задание командам: привести примеры тел, обладающих кинетической и потенциальной энергией. Вот, например, пролетела птичка. Какой энергией она обладает? (и кинетической и потенциальной).
Конкурс 7.
“Загони овец в сарай”Команды получают по 3 конверта, в которые вложены полоски с терминами. Надо найти “лишних овец”.
Физические величины: скорость, путь, время, площадь, объем, длина, газ.
Физические приборы: весы, линейка, термометр, часы, мензурка, жидкость.
Физические явления: молния, радуга, диффузия, падение тела, инерция, молекула.
По итогам урока ставятся оценки всем учащимся: команда, занявшая первое место, получает отличные оценки. За активное участие все остальные команды могут поощряться хорошими отметками.