Вариант дидактических игр и упражнений с использованием вертикальной плоскости

Разделы: Работа с дошкольниками


Дидактические игры и упражнения с использованием настенного ковролина

Цель – развитие сенсорных способностей, активизация пространственно-глазомерных действий, обучение ориентировке на плоскости.

«Волшебная дорожка»

Материал: настенный ковролин, 5-6 кружочков разного цвета, персонаж «Колобок», предметы окружающей обстановки.
Методические рекомендации.
На ковролине  в ряд на  дорожке расположены разноцветные кружочки.  На прогулку по волшебной дорожке отправляется Колобок и, случайно касаясь цветной карточки, окрашивается в соответствующий цвет. Так как дорожка волшебная, то и множество предметов вокруг тоже становится такого же цвета. Детям предлагается их найти в окружающей обстановке.

«Правильно подбери оттенки»

Материал: ковролин,  карточки 5-6 оттенков каждого цвета из 7 цветов спектра
Методические рекомендации.
Педагог готовит  карточки 5-6 оттенков каждого из 7 цветов спектра, которые  расположены на поле кавролина. Затем дети  раскладывают в ряд все оттенки того цвета, которые назовет педагог.
Для усложнения задания педагог предлагает детям разложить карточки по степени выраженности цвета (сериация) – от самого светлого до самого темного.

«Найди предметы такой же формы»

Материал: ковролин, геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, сказочный герой Заяц в образе разных геометрических фигур, предметы окружающей обстановки.
Методические рекомендации.
На знакомой волшебной дорожке расположились геометрические фигуры. Появляется сказочный герой Заяц, который отправляется путешествовать по этой дорожке. Как только Заяц «доходит» до квадрата, он становится квадратным, только длинные уши напоминают о нем. Педагог предлагает помочь Зайцу. Для этого детям предлагается  найти в окружающем квадратные предметы.   Заяц путешествует дальше и все повторяется снова.

«Найди свой домик»

Материал: ковролин, карточки с изображением предметов различной формы – квадратной, треугольной, круглой, три домика.
Методические рекомендации.
Для игры необходимы карточки с изображением предметов различной формы – квадратной, треугольной, круглой. На поле ковролина расположены три домика. В одном из них живут только треугольные предметы, в другом – квадратные, в третьем – круглые. Педагог предлагает детям поселить каждый предмет в свой домик.

«Найди такой же»

Материал:  ковролин, карточки с изображением предметов разной величины, разноцветные ниточки для соединения.
Методические рекомендации.
В данном дидактическом упражнении развиваются представления о величине: длинный – короткий, высокий –  низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, большой – маленький. Для этого на ковролине выкладываются несколько карточек с изображением предметов соответствующей величины.
По просьбе педагога ребенок находит и соединяет ниточкой на ковролине все длинные (короткие), высокие (низкие), широкие (узкие), толстые (тонкие), большие (маленькие) предметы.
На одном занятии не рекомендуется рассматривать все характеристики величины.

«Найди ниточку самую-самую…»

Материал: ковролин, нитки.
Методические рекомендации.
На ковролине выкладываются 3-5 ниток, длина которых постепенно уменьшается (увеличивается). Ребенок показывает ниточку, которую ему называет педагог (покажи самую длинную,  самую короткую и т.д). Затем дети выкладывают ниточки по степени уменьшения (увеличения) длины.

«Нарисуй план»

Материал: ковролин, силуэтные изображения  предметов, листы бумаги, цветные карандаши.
Методические рекомендации.
На поле ковролина педагог располагает в разных его частях различные силуэтные изображения  предметов. Затем предлагает детям на листе бумаги нарисовать план расположения предметов на ковролине, обозначая предметы соответствующими геометрическими фигурами ( предметы квадратной формы – квадратом, треугольной – треугольником, сложной – многоугольником и т.д.)

Цель – развитие предметных представлений, обучение выделению признаков опознания предметов.

«Из чего состоит растение»

Материал:  ковролин, карточки с изображением частей растения
Методические рекомендации.
Подбираются картинки с изображением растений, имеющих разнообразные признаки внешнего строения ( например, видоизмененные стебли, листья, корни, корнеплоды), разное расположение частей ( стеблей, листьев; цветков и пр.). Картинки разрезаются на части, раскладываются беспорядочно на поле ковролина. Педагог предлагает детям собрать из частей растения.
Для усложнения можно использовать ниточки, которыми соединяются части растений.

«Домашние животные»

Материал: ковролин, картинки с изображением домашних животных, картинки с изображением различной еды, жилищ, разноцветные ниточки.
Методические рекомендации.
В центре ковролина выкладываются картинки с изображением домашних животных  (кошка, собака, корова, лошадь, коза). Вокруг них располагаются картинки с изображением различной еды, жилищ. Детям предлагается соединить веревочкой картинки с изображением животных и той едой, которой они питаются. Аналогично рассматривается, где живут домашние животные.

Дидактические игры и упражнения с использованием зеркал «Чудеса Зазеркалья»

Цель – обучение восприятию и правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с использованием больших зеркал, помощь ребенку в анализе собственных эмоций, способствование умению видеть со стороны себя, свой эмоциональный образ, соотнесение его с конкретной ситуацией;

Материал: зеркала высотой 1,80 м, ширина 80 см

«Колдун»

Методические рекомендации.
Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы отвечают жестами. С помощью вопросов старается рассказать о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывают настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает

«Печаль»

Методические рекомендации.
Стрекоза не приготовила себе домик на зиму. Она печальная идет к муравью:

Холодно, холодно
Жутко зимой!
Пустите погреться
И дайте поесть!

«Отвращение»

Методические рекомендации.
Бабушка ошиблась и вместо сахара и чай насыпала соли. Мальчик сделал глоток. Ой! Какой противный чай! Покажи, как голова чуть откинулась назад, глаза сощурились, нос сморщился, губы выпятились и сжались.

«Какой я?»

Методические рекомендации.
Ребенок рассказывает о своих индивидуальных внешних признаках (кто такой я, мои глаза, волосы, нос, мои чувства и желания, о чем я мечтаю, мое настроение) или описывает рядом стоящего друга. Закрепляются навыки опрятности внешнего вида ( я красивый, если у меня чистые руки, лицо, одежда, если я причесан)

«Артисты немого кино»

Методические рекомендации.
Возможны разные формы игры: задается эмоциональный звуковой образ или текст, который сопровождается мимическими и пантомимическими эмоциями «артиста»; воспроизводится определенная мимическая эмоция, и под нее ребенок подбирает ситуацию, соответствующего персонажа и т.д.

«Разговор взглядов»

Методические рекомендации.
Двое детей встают у зеркала. «Разговорами» взглядов они должны понять эмоциональное состояние друг друга: чему я смеюсь, почему мне грустно, о чем я мечтаю, повтори мимику рядом стоящего ребенка.
Цель – обучение детей зрительной ориентировке в пространственном расположении частей тела в зеркальном отражении.

«Волшебное зеркало»

Методические рекомендации.
Взрослый показывает движение, ребенок должен повторить.

Ну – ка зеркальце, смотри,
Всем нам верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяйте все за мной.

«Что увидел, покажи»

Методические рекомендации.
Взрослый, называя части тела, показывает их на себе (кладет на них руку). Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: назвать одну часть тела, а показывать другую, дети должны заметить это и не повторять неверные движения.

Цель – обучение детей зрительной ориентировке в пространственном расположении объектов с точкой отсчета от себя. Обучение понимания отражения пространства.

«Юные художники»

Материал: зеркало, доска для закрепления картины, предметная или сюжетная картин
Методические рекомендации.
Дети усаживаются за столами перед большими зеркалами. За спиной детей, на вертикальной плоскости (на доске) помещают предметную или сюжетную картинку (в зависимости от возраста детей). Детям предлагается рассмотреть рисунок, отраженный в зеркале, рассказать о местоположении объектов на картине, а затем зарисовать. После выполнения задания, дети сравнивают свои работы с образцом и анализируют.