Внеклассное занятие "Этот удивительный мир сказок К.И. Чуковского"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Познакомить студентов с биографией, творчеством К.И.Чуковского, со статьей «Заповеди для детских поэтов»
  • Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать произведения.
  • Воспитывать уважение к личности писателя.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, видеозапись мультфильма «Мойдодыр», раздаточный материал «Заповеди для детских поэтов», «Крокодилиада – комический эпос К.И.Чуковского».

Форма занятия: устный журнал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 страница: Вступительная

Учитель:

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечится
И корова, и волчица,
И жучок , и червячок, и медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.

Учитель: Эти строки известны всем, известны тому, кто родом из детства, из этого удивительного, прекрасного мира. И сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие в этот чудесный мир, мир детства. А помогут нам совершить путешествие произведения великого писателя, который 62 года посвятил детям, который является одним из основоположников детской литературы 20 века. Это Корней Иванович Чуковский.
Путешествуя по страницам его великой жизни, мы познакомимся с его биографией, с особенностями его творчества. Итак, в путь.

2 страница: К.И.Чуковский о детской литературе

Учитель: Вопросами детской литературы К.И.Чуковский стал заниматься в 1907 году как критик детских произведений. В 1911 году появилась его книга «Матерям о детских журналах» , в которой он резко критиковал журнал «Задушевное слово»за незнание возрастных особенностей детей, за навязывание маленьким читателям штампованных ужасов. Как утверждает К.И.Чуковский, ребенок «Создает свой мир, свою логику, кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть туда и поселиться там». А чтобы поселиться в том красочном, совершенно другом мире, заговорить с детьми «языком этого другого мира, перенять его образы, своеобразную логику», нужно очень хорошо знать детскую душу, психологию. Таким знатоком был К.И.Чуковский. Давайте познакомимся поближе с этим прекрасным человеком, узнаем сведения из его биографии.

3 страница: Биография К.И.Чуковского

Ученик: Чуковский Корней Иванович, настоящее имя Корнейчуков Николай Васильевич (1882-1969), поэт, прозаик, переводчик.
Родился 19 марта (31 н.с.) в Петербурге. Когда ему было три года, родители развелись, он остался с матерью. Жили на юге, в бедности. Учился в одесской гимназии, из пятого класса которой был исключен, когда по специальному указу учебные заведения "освобождали" от детей "низкого" происхождения.

Ученик: С юношеских лет вел трудовую жизнь, много читал, изучил самоучкой английский и французский языки. В 1901 начал печататься в газете "Одесские новости", в качестве корреспондента которой был в 1903 направлен в Лондон. Целый год жил в Англии, изучал английскую литературу, писал о ней в русской печати. После возвращения поселился в Петербурге, занялся литературной критикой, сотрудничал в журнале "Весы".

Ученик: В 1905 организовал еженедельный сатирический журнал "Сигнал" (финансировал его певец большого театра Л.Собинов), где помещались карикатуры и стихи антиправительственного содержания. Журнал подвергся репрессиям за "поношение существующего порядка", издатель был приговорен к шести месяцам заключения.

Ученик: После революции 1905-1907 критические очерки Чуковского появились в различных изданиях, позднее были собраны в книгах "От Чехова до наших дней" (1908), "Критические рассказы" (1911), "Лица и маски" (1914) и др.
В 1912 поселился в финском местечке Куоккола, где подружился с И.Репиным, В.Короленко, Л.Андреевым, А.Толстым, В.Маяковским и др.
Позднее напишет мемуарно-художественные книги об этих людях. Многогранность интересов Чуковского выразилась в его литературной деятельности: издает переводы из У.Уитмена, изучает литературу для детей, детское словесное творчество, работает над наследием Н.Некрасова, своего любимого поэта. Выпустил книгу "Некрасов как художник" (1922), сборник статей "Некрасов" (1926), книгу "Мастерство Некрасова" (1952).

Ученик: В 1916 по приглашению Горького Чуковский руководит детским отделом издательства "Парус" и начинает писать для детей: стихотворные сказки "Крокодил" (1916), "Мойдодыр" (1923), "Муха-цокотуха" (1924), "Бармалей" (1925), "Айболит" (1929)

Ученик: Чуковскому принадлежит целая серия книг о мастерстве перевода: "Принципы художественного перевода" (1919), "Искусство перевода" (1930, 1936), "Высокое искусство" (1941, 1968). В 1967 вышла книга "О Чехове".

Ученик:В последние годы жизни выступал со статьями-эссе о Зощенко, Б.Житкове, А. Ахматовой, Б.Пастернаке и многих других. В возрасте 87 лет К.Чуковский умер 28 октября 1968 в Кунцево. Похоронен в Переделкино, где он жил долгие годы.

4 страница: «Крокодилиада» – комический эпос К.И.Чуковского: триады, диада»

Учитель: Стихи и сказки К.И.Чуковского составляют целый комический эпос, называемый «крокодилиадой» (по имени любимого персонажа). Произведения связаны между собой общими героями. сюжетами, общей географией. Перекликаются ритмы, интонации. Сюжеты сказок и стихов близки к детским играм: прием гостей, игра в больницу, в путешествие, в слова.
Рождение сказочного мира произошло в 1915 году, когда были сложены первые строфы поэмы «Крокодил».

Учитель: Все сказки К.И.Чуковского можно представить в виде триад и диады. Посмотрите на схему «Крокодилиада» – комический эпос К.И.Чуковского: триады, диада» и скажите, что объединяет сказки и когда они были написаны. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце» – образуют триаду из жизни насекомых и зверей.

– Какие схожие ситуации имеют данные сказки?

5 страница: Театральная

Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» на русском языке.

Учитель: В трилогии сказок использована единая система художественно-изобразительных средств: повторы, эпитеты, уменьшительно- ласкательные формы. «Мойдодыр» и «Федорино горе» – диада на тему гигиены.

6 страница: Мультипликационная

Учитель: Сказке «Мойдодыр» принадлежит первенство по популярности среди малышей. С позиции взрослого назидательная мысль сказки просто мизерна: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!». Зато для ребенка эта мысль требует серьезных доводов. Для того чтобы доказать простенькую истину, он использовал мощный арсенал средств эмоционального воздействия. Весь мир приходит в движение, все предметы срываются с места и куда-то бегут, скачут, летят.

Просмотр мультфильма «Мойдодыр».

7 страница:Выразительного чтения

(Чтение по ролям сказки «Телефон» на марийском языке)

Учитель: Следующая триада представлена сказками «Чудо-дерево», «Путаница» и «Телефон». Общий в этих сказках мотив путаницы.

8 страница:К.И.Чуковский – переводчик

Ученик:К.И.Чуковский перевел несколько английских песенок, сказок, рассказов, книг.
А попытки перевода сказок Чуковского на английский язык не удались до сих пор из-за особенностей стихотворного ритма, рифмы, словесной игры

Ученик: Переводы и переложения К.И.Чуковского составляют отдельную не менее важную часть его работы для детей. Чуковским пересказаны народная валлийская сказка «Джек – покоритель великанов»(1918), «Приключения барона Мюнхгаузена» Э.Распе (1935), «Робинзон Крузо» (1935). Он перевел с английского языка песенки, сказки.

Ученик: Следующая интереснейшая книга, которую Чуковский писал на протяжении 60 лет, книга «От двух до пяти». Создание ее началось с разговора о детской речи. А со временем превратилась в фундаментальный труд о самом ребенке, его психике, об освоении им окружающего мира, о его творческих способностях.

Ученик: В этой книге есть глава, которая называется «Заповеди для детских поэтов». Это обобщение и собственного опыта работы для детей, и работы коллег – Маршака, Михалкова, Барто, и опора на образцы лучших детских книг – «Конек-Горбунок», сказки Пушкина, басни Крылова.

9 страница: «Заповеди для детских поэтов»

Ученик: Зрительный образ и звук должны составлять единое целое, из каждого двустишия должен получатся рисунок. К.И.Чуковский назвал это качество «графичностью».Это первая заповедь для детских поэтов.

Ученик: Вторая заповедь гласит о наибыстрейшей смене образов. Сюжет стихов должен быть подвижен, разнообразен.

Ученик:Третья заповедь: «…эта словесная живопись должна быть в то же время лирична. Необходимо, чтобы в стихах была песня и пляска».

Ученик: Четвертая заповедь – подвижность и переменчивость ритма.

Ученик: Пятая заповедь: повышенная музыкальность поэтической речи.

Ученик: Согласно шестой заповеди, рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии друг от друга. Детям трудно воспринимать несмежные рифмы.

Ученик:По седьмой заповеди, рифмующиеся слова должны быть главными носителями смысла. Ведь именно эти слова привлекают к себе повышенное внимание ребенка.

Ученик: «Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью», –
восьмая заповедь. «У ребенка мысль пульсирует заодно со стихами», и каждый стих в экикиках – самостоятельная фраза; число строк равняется числу предложений.

Ученик: Девятая заповедь детским поэтам: не загромождать текст прилагательными.

Ученик: Десятая заповедь: преобладающим ритмом стихов для детей должен быть хорей – любимый ритм детей.

Ученик: Стихи должны быть игровыми – это одиннадцатая заповедь. В фольклоре детей звуковые и словесные игры занимают заметное место, так же как и в народной поэзии.
Ученик: «Поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!» – это двенадцатая заповедь.

Ученик: Тринадцатая заповедь: «…в своих стихах мы должны не столько приспособляться к ребенку, сколько приспособлять его к себе, к своим «взрослым» ощущениям и мыслям».

Учитель: Заповеди не являются догмой, о чем предупреждал сам автор. Состояние счастья – главнейшая заповедь для детских писателей.

10 страница: Дедушка Корней

В русской литературе лишь два писателя получили в народе почетное звание «дедушка»: Иван Андреевич Крылов и Корней Иванович Чуковский. А в марийской литературе – Сергей Григорьевич Чавайн.
Вот такое шутливое стихотворение посвятил К.И.Чуковскому поэт Валентин Берестов:

Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Крокодила» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканище» не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?

На этом наше путешествие заканчивается, но мы хотим, чтобы вы не торопились возвращаться из этого прекрасного мира, мира детства.

Литература:

1. Писатели Марий Эл. Библиографический справочник. Й.-Ола: Марийское книжное издательство, 2008.
2. Газета «Ямде лий», № 3, 2007 г.
3. К.И.Чуковский Стихи и сказки. Москва, 2008 г.
4. К.И.Чуковский От двух до пяти. Москва, 1987 г.