Урок-исследование "Человек и природа"

Разделы: География


Тип урока: интегрированный (география – биология – экология)

Цели и учебно-воспитательные задачи:

  • Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы, и рациональному природопользованию, развивать экологическую культуру школьников.
  • Показать влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей.
  • Продолжить нравственно-эстетическое воспитание личности.
  • Формирование у школьников чувства заботы о здоровье окружающих, способность прогнозировать возможные изменения состояния здоровья учащихся под влиянием факторов окружающей среды.
  • Вырабатывать умение ориентироваться в океане информации, отборе материала, правильной оценки событий и явлений, умение исследовательской деятельности, коллективной работы.

Оборудование: выставка поделок из природного материала «Природа глазами детей», рисунки о природе, рефераты, сочинения учащихся на тему «Человек и природа», плакаты по охране природы, видеофильм «Жить или не жить».

Эпиграф к уроку: «Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская сентенция).

Вопросы к уроку: (групповые задания)

  1. Что такое загрязнения? Виды загрязнений.
  2. Примеры влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
  3. Какие мероприятия по охране природы проводятся в нашей стране и республике?
  4. Какое участие принимаете вы в деле охраны природы?
  5. Экологический мониторинг.
  6. Человек – природа – общество – производство
  7. Перспективы решения природоохранных проблем.
  8. Принятие манифеста.

Ход урока

УЧЕНИК: Человек всегда был частью природы. Окружающая человека природа – это среда его жизни и деятельности. И человеку не безразлично, какой будет окружающая его среда. Существует единая система – «природа – человек – общество – производство». Все составные части этой системы взаимосвязаны, взаимозависимы.

Поэтому охрана природы – очевидная и очень важная задача каждого государства. От решения этой проблемы - охраны природы зависит будущее всего человечества.

Сейчас из нашей природы навсегда исчезают в среднем один вид животных и растений в год. Происходит это незаметно и большинство людей не знают о той бесценной утрате, которую понесло человечество. А ведь каждый вид – судьба живого на Земле.

«Самый страшный зверь на Земле» - так гласит надпись на клетке при входе в один из западно-германских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель прислонит свое лицо к массивным прутьям железной решетки и заглянет внутрь, он увидит самого себя, т.к. за решеткой установлено зеркало.

Вопрос? Как вы думаете, ребята, безосновательна ли эта запись? (Ответы учащихся.)

Да, к сожалению, это так, надпись не безосновательна.

УЧЕНИК: (отрывок из сочинения) По мере развития цивилизации и роста городов, человек все больше «отчуждается» от природы и стал относиться к живым существам как к вещам. Но даже с вещами человек порой обращается бережнее, чем с живой природой. Человек поставил себя над миром живого и стал бездумно и расточительно «покорять природу», т.е. потреблять ее, не считаясь с её законами.

Вопрос? Какие вы можете привести примеры бездумного, расточительного отношения человека к природе?

УЧЕНИК: В результате такого отношения человека к природе происходит сокращение площадей под лугами, лесами, загрязняется почва, воздух, вода отходами промышленности, транспорта, сокращается число некоторых видов растений из-за чрезмерной заготовки растительного сырья, массовых посещений людьми одних и тех же участков природы и неумения себя там вести.

Выдержки из газет (учащийся):

Я приведу несколько цифр, выписанных из газет о влиянии человека на природу. Леса на планете исчезают со скоростью 10 га/в минуту. 630 тысяч га леса выгорает от пожаров, больше 200 тысяч га гибнет от воздействия промышленных выбросов в атмосферу. Сокращается число животных и растений, а некоторые исчезают совсем.

Особенно сильные изменения происходят вокруг городов, растут свалки мусора и отходов. В водоемах вода стала непригодной для питья. Ежегодно в воздух выбрасывается миллионы тонн вредных веществ.

УЧИТЕЛЬ: если не остановить разрушительного наступления на природу, то уже в 2003 году в окружающую среду ежегодно будет выбрасываться не миллионы, а больше 150 миллиардов загрязняющих отходов производства.

Вопрос? Какие виды загрязнения вы знаете? (Любые изменения воздуха, вод, почв, опознающих отрицательное воздействие на здоровье человека?)

ВОЗДУХ: За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате появляются озоновые дыры – под Антарктикой, Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной металлургии и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.

ВОДА: Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. В результате деятельности человека во многих реках нельзя купаться.

ПОЧВА: Почва образуется медленно за сотни и тысячи лет. А разрушать ее можно быстро, за последние 100 лет на земле уничтожена ¼ часть всех плодородных почв. Ветры- суховеи поднимают млрд. тонн плодородного слоя и уносят его.

ЛЕСА: Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом, они обречены на гибель.

ЗЕМЛЯ: Самое большое богатство нашей планеты – земля. Она наша кормилица. Мы должны заботиться о ней. А как она себя чувствует?

Как яблоко на блюдце
У нас Земля одна
Не торопитесь люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна
Одной судьбы родня
нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это люди,
как собственный приказ
Не то земли не будет у каждого из нас.

Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений, об ответственности за сохранение гармонии в природе даже во время прогулок обязаны соблюдать определенные правила.

«Памятка туристу» (разрабатывают ученики)

УЧЕНИК: (отрывки из сочинения) Что я могу сделать? Один слабый человек из 6 млрд?

Конечно, если только задавать такие вопросы и ждать, что кто-то сделал за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, каждый и все вместе могут сделать многое.

Если бы раньше сделали все необходимое, то было бы чище.

Ладожское озеро, не высохло бы Аральское море, не возникла бы проблема Байкала? Нельзя жить одним днем. За днем сегодняшним придет день завтрашний. О нем необходимо думать.

Вопрос? Кто еще хочет привести примеры влияния человека на природу?

(Ответы учащихся, выдержки из газет.)

УЧИТЕЛЬ: Достаточно примеров об отрицательном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу. Настала пора задуматься людям над этим вопросом – как сохранить живую природу, как помочь ей. Живая природа ждет от нас помощи.

Все ваши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!

Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края наши предки брали с собой горсть земли и хранили ее как святыню. Они считали землю святым существом, сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, твердые скалы и камни - его кости, в водах – кровь, в древесных корнях жилы, в травах и растениях – волосы.

Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живем, но смогут ли жить на ней наши дети?

(Фрагмент из фильма «Жить или не жить?»)

Стих:

Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота
Сейчас нам не до этого. Пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и реки без воды
Все меньше – окружающей природы.
Все больше - окружающей среды.

Стихотворение С.Михалкова «Стон Земли»

УЧИТЕЛЬ: Развивая народное хозяйство, прослеживается система – «Человек – природа – общество (производство)»

В 9 классе мы стали с вами изучать промышленность, знакомились со всеми МОК, имеющимися в России. Группа ребят провела исследование, что служит сырьем для каждого комплекса и какое влияние оказывает на окружающую среду.

Опережающее задание:

ТЭК:

Сырье: уголь, нефть, газ, вода, ядерное топливо. Добыча топлива и производственной энергии становиться дорогим, потому что новые месторождения расположены в малообеспеченных регионах с суровыми природными условиями и затраты на транспортировку. Рост энергетики оказывает отрицательное влияние на окружающую среду. В регионах добычи нефти, каменного угля экологическая обстановка не благоприятна.

В перспективе – широкое применение нетрадиционных источников энергии – солнечной, геотермальной, приливной, ветряной, ветровой. Внедряются новые технологии во все отрасли ТЭК, в том числе энергосберегающие. В районах АЭС – глобальные проблемы – обеспечение радиационной безопасности, переработка и хранение радиационных отходов.

Металлургический комплекс: Сырье- уголь, железная руда, цветные металлы – крупнейший загрязнитель окружающей среды. На долю ЧМ приходится 15% и ЦМ- 22% промышленных выбросов в атмосферу. Сброс загрязнений в сточные воды составляет 10 и 7%. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу до 10 млн. т. вредных веществ. Все металлургические предприятия в России имеют большую мощность и расположены непосредственно в городах, поэтому они определяют экологическую ситуацию и уровень заболеваемости населения в них. Решить экологические проблемы можно только внедрением новых технологий.

Химико-лесной комплекс: сырьё - лес, нефть, газ, апатиты, калийные и поваренные соли и др. для него характерна высокая энерго- и водоёмность. Большая часть химического производства- сильные загрязнители окружаемой среды. При размещении химического производства важным фактором является экологический. При заготовке древесины вырубается огромная площадь лесов.

АПК: объект использования - земля. В результате хозяйственной деятельности значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена переувлажнению и заболачиванию (20%), засолению (17%), водяной и ветровой эрозии (23%). В защите от неблагоприятных природных условий нуждается 58% пашни и 95% пастбищ. Почвенные ресурсы  также нуждаются в защите и охране.

Вывод: человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и активно его изменяет в результате хозяйственной деятельности. Но часто человек не знает или не думает об отдельных отрицательных последствиях своего вмешательства в природу. И тогда его воздействие снижает качество окружающей природной среды и ухудшает условия жизни и здоровья людей.

ВЕДУЩИЙ: чего только люди не выдумали, чтобы обеспечить себе жизнь: удобрения для сбора урожая и смертоносные яды, чтобы убивать насекомых- вредителей, автомобили, заполнившие наши города и сёла. Научились в определённых количествах добывать полезные ископаемые, чтобы получить тепло и энергию. Перегородили реки плотинами, там, где были леса появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города и заводы. Люди так увлеклись благоустройством своей жизни, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах - птиц и зверей. Рыба погибла, отравленная стекающими с полей удобрениями, грязевыми стоками городов и заводов. Яды убивали насекомых на полях, но заодно губили животных и птиц. Леса безжалостно вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежища. Они погибали оттого, что им негде было жить. Воздух в городах стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей и дымов, заводов и котельных, где сжигались уголь и нефть. Повсеместно появлялись кучи мусора. Многие люди забыли о том, что они частица природы, которую во имя жизни обязаны беречь. И как- то незаметно жизнь на Земле стала не лучше, а хуже.

УЧИТЕЛЬ: ребята, давайте послушаем о чём думает наша великая русская река Волга (фрагмент сценки: «Плачь Волги и её детей Оки и Камы»).

ВОЛГА: в древности называли меня Ра - значит радость, река бога Солнца. Ещё вчера я радовалась жизни, гордилась знаменитыми волжскими просторами, своими детьми- малыми притоками, своей чистой водицей, которая давала богатырскую силу всем русичам, дарила людям вдохновение для песен и стихов, да вкусную рыбу. Испокон веков я была колыбелью, носительницей жизни. А сегодня медленно умираю, потому что люди перестали меня беречь.

ОКА: копают наши берега, срывают перекаты, понастроили плотин, храмы затопили: говорят, что ток России нужен! Но нам с матерью Валгой в бетонных тисках совсем туго!

КАМА: а мою водицу разбирают хозяйства - ведомства, заводы уральские. Раньше она была чиста, как слеза, а сейчас может стать сырьём для любого химкомбината.

ВОЛГА: а что казанцы думают? Их заводы всю нечисть в меня сливают, в водах моих гибнет рыба, деревца вдоль реки летом стоят с жёлтыми листьями. Люди, опомнитесь! Потеряете Волгу- матушку!

УЧИТЕЛЬ: мы живём в век научно- технической революции, человечество не только засоряет своё «гнездо», оно разработало пути охраны окружающей среды и уже приступило к их осуществлению:

  • 1 путь- создание разного рода очистных сооружений, уничтожающих и перерабатывающих мусор, строительство дымовых труб высотой 200- 500 м.
  • 2 путь- разработка и применение природоохранных технологий, переход к малоотходным и безотходным производственным процессам.
  • 3 путь - рациональное размещение «грязных производств», оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.

В больших городах складываются специфические потоки вещества и энергии, людей и информации. Они отражают социально-экономические связи города с его окружением отдельных регионов города между собой. Повседневная жизнь горожан мало связана с природными факторами. Прямое воздействие природных особенностей на человека ослаблено установками кондиционеров, системного отопления и освещения. Большую часть времени жители проводят в квартире, транспорте или рабочих помещениях. Наши рабочие помещения - это школа и пришкольный участок. Сейчас мы заслушаем итоги экологического мониторинга, проведённого группой учащихся. Школу можно рассмотреть как экосистему, поэтому необходимо регулярно наблюдать за санитарным состоянием кабинетов, рекреаций, пришкольного участка. Такие наблюдения называются «экологическим мониторингом» (напоминающий, надзирающий).

ГРУППА РЕБЯТ-ЭКСПЕРТОВ: экологический мониторинг школы и пришкольного участка.

В дальнейшем у каждого из вас будет своя профессия, в какой бы отрасли или области вы не работали, вы обязаны в первую очередь задумываться над тем, чтобы не навредить природе и как улучшить её состояние. Есть специализированные профессии- экологи, которых готовит наше училище №62.

Никогда не забывайте, что «Природа- это не то, что мы получили в наследство от предков». Если человечество не опомнится, не предпримет необходимых мер, что же нас ожидает?

Сценка «Инопланетяне».

УЧИТЕЛЬ: мы подтвердили примерами, что самый страшный зверь на Земле - человек и чтобы опровергнуть это, мы должны беречь нашу природу, наш дом.

Чистый воздух - чтобы дышать,
чистая вода - чтобы пить,
Чистая природа - чтобы жить.

Берегите эти земли, эти воды даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей природы, убивайте лишь зверей внутри себя.

Человек? А что он представляет собой без природы? Без воздуха, без воды, без пения птиц, без аромата цветов и шелеста листьев? Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от нас бережного, доброго отношения к себе.

Стих:

Слышу я природы голос прорывающийся крикнуть:
Как и с кем она боролась, чтоб из хаоса возникнуть?
Может быть и не во имя обязательно нас с вами.
Но, чтоб стали мы живыми мыслящими существами.
И звучит природы голос: «В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы всё не раскололось на бессмысленные части».

Вывод: «Просто знать ещё не всё, знания нужно уметь применять» (Гёте).

Ребята! Получайте крепкие, прочные знания, разрабатывайте новые технологии, получайте нужные профессии, защищайте, возрождайте нашу Землю.

А теперь слово за вами…

Группа ребят разработали манифест (представляют проект манифеста).

Заключение: Ребята, будем же беречь нашу Землю! Повсюду на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с её биосферой - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Мы давно освоили планету, широко шагает новый век.

На Земле уж белых пятен нету, чёрные сотрёшь ли, человек?

Заканчивая школу, вы вступаете в самостоятельную жизнь и от каждого из нас зависит красота и благополучие Земли, на которой мы живём.