Методика организации урока "Форматирование документа с помощью стилей", имеющего личностно-ориентированную направленность

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Цели урока: создать условия для включения субъектного опыта учащихся в процесс познания; сформировать представления о пользовательских стилях и умение их использовать при форматировании текстового документа; помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений; развития навыков целеполагания.

Форма организации познавательной деятельности: парная (групповая), индивидуальная.

1. Актуализация субъектного опыта и мотивация

Комментарии. Обязательным компонентом современного урока и целостного процесса обучения является актуализация знаний, умений и навыков школьников. Однако отличие личностно-ориентированного урока в том, что в нем акцент делается на мобилизации внутренней мотивации ребенка – мотивы реализации потребности в новом знании, в творчестве, в самореализации, в расширении компетентности, в самоопределении, в личностном росте и т. п. Необходимо не столько актуализация знаний умений и навыков, сколько актуализация личного жизненного (субъектного) опыта учащихся. Под актуализацией субъектного опыта (опыт жизнедеятельности) понимается стимулирование желания ребенка использовать свои знания, умения и навыки в учебной ситуации.

Вначале урока используется прием входной актуализации. Суть его заключается в том, что перед тем как излагать новые знания, необходимо выяснить, каким запасом знаний обладают учащиеся. При этом происходит определение интеллектуального потенциала учащихся, создаётся установка на получение новой информации.

Реализация. Учитель предлагает учащимся следующую ситуацию: “В нашем учебном заведении уже несколько лет существует школьная газета. Однако ученики, выполнявшие функции издателей, которые верстали и оформляли газету, окончили школу. Давайте подхватим традицию школьной газеты”.

Школьникам выдается: номер газеты за прошедший год (Приложение 1), и несколько статей от спецкоров (Приложение 2), которые оформлены все разными способами, без единообразия. Задача учеников придумать, как разрешить ситуацию с выпуском очередных номеров газеты с наименьшими затратами времени и сил, сохраняя имеющийся (или разработав свой) единый стиль оформления газеты. Они должны предложить порядок действий, как то: изменить размер и шрифт текстов, применить отступы и интервалы к абзацам и т.п. Работа организуется либо в парах, либо в группах.

Возможно, что ученики будут предлагать заставить авторов статей самим форматировать текст по правилам, или применять инструмент “формат по образцу”. И здесь основная задача учителя подвести их под важный вывод, что для автоматизации процесса форматирования текущего и всех будущих документов со схожим дизайном необходимо использовать специальное средство текстовых процессоров – стили форматирования. Далее обсуждается, какие элементы текста имеют один и тот же стиль, из чего этот стиль складывается.

Комментарии. Обращение к опыту учащихся делает информацию урока значимой (а значит, и необходимой) для них путем связи с их интересами. Таким образом, этап актуализации субъектного опыта необходим для создания мотивации будущей деятельности учащихся и постановки ее целей.

2. Целеполагание.

Комментарии. Мотивы учения напрямую связаны с целями. “Превращение цели в мотив деятельности является значительной ценностью учебного процесса, поскольку объективно значимая цель становится личностно значимой, субъективно принятой школьником, содействующей подготовке внутренних процессов к осуществлению всей последующей деятельности” [1, с. 72]

Как отмечает П. И. Третьяков в своих трудах, внешние и внутренние цели различаются между собой способами связи целей с потребностями, побуждающими субъекта к достижению целей. В первом случае связь между целями и мотивами (потребностями) образуется по направлению от целей к мотивам (“цель выбирает мотив”), во втором – по направлению от мотивов (потребностей) к целям (“мотивы трансформируются в цели”). Цели деятельности вторичны по отношению к мотивации, а значит, не могут определяться вне мотивов и намерений самой личности [2, с. 30]

Постановка цели является процессом прогнозирования результата, а значит, определяет весь процесс его достижения. На этапе постановки цели ученик, как минимум, должен стать активным и заинтересованным участником, а как максимум – главным действующим лицом процесса целеполагания.

В традиционном обучении учитель сообщает учащимся цель урока и организует их деятельность по ее реализации; в развивающем – учитель обеспечивает целеполагание школьников, причем цели урока ему известны; в личностно-ориентированном обучении учитель обязан дать возможность каждому ученику поставить собственную цель на уроке. Личностно-ориентированное обучение дает возможность каждому ученику стать активным субъектом целеполагания.

В ходе экспериментальной работы нами были выделены следующие приемы.

Формулировка цели в виде личностно-значимого для ученика вопроса. Учитель формулирует одну общую для всех дидактическую цель, а каждый ученик для себя, исходя из личностных предпочтений, понимания представляемой темы, конструирует вопрос, на который он хотел бы получить ответ. Но возможна и другая последовательность. Учащиеся определяют для себя цели урока, которые выслушиваются, обобщаются, а затем формулируется некоторая общая цель.

Теоретическая или практическая проблема превращается в личную проблему учащихся. В этом случае цель может предстать в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”. Выбираемая учителем проблема, должна вызывать у учащихся желание и интерес осуществлять деятельность по ее разрешению.

Создание ситуации неполноценности знания по данному вопросу. Сконструированная учителем ситуация недостаточности формирует у ученика ощущение неполноты своих знаний и, как следствие этого невозможность решения, объяснения или выполнения достаточно понятного и простого задания. В этом случае возникающее при неуспешной попытке его выполнения чувство собственной несостоятельности позволит ученику с помощью учителя обнаружить, чего же не хватает для выполнения задания, рассматривать усвоение недостающих знаний как собственную цель на уроке. Цель формулируется в виде желания учеников получить новые знания, чтобы суметь ответить на поставленный вопрос.

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания на уроках путем выбора определенной цели деятельности из предложенного учителем набора целей или конструирования цели с помощью заданных алгоритмов. Именно данный прием мы и использовали на данном уроке, а его реализация позволяет не только сделать ученика субъектом целеполагания, но и способствует развитию умения целеполагания.

Реализация. Задания ученикам на постановку цели. Из данных высказываний выберите то, с которым вы согласны. Сформулируйте цель, которую вы будете стремиться достичь на данном уроке.

  1. Я знаю, что такое стиль форматирования и представляю, как применять стандартные стили при форматировании документов. Но я не уверен в своем умении и мне нужны подробные инструкции при выполнении заданий урока. Чтобы быстрее и качественнее оформлять документы (курсовую работу, рефераты, доклады и т.п.) необходимо больше знать о возможностях работы со стилями.
  2. Я считаю, что достаточно хорошо владею приемами форматирования документа с помощью стандартных стилей, но мне не хватает имеющихся стандартных стилей для реализации своих проектов. Умение создавать новые стили позволяет более успешно реализовать творческие идеи.
  3. Я хорошо знаю приемы использования стилей, умею создавать пользовательские стили, создавать с помощью стилей оглавление, указатели.

Комментарии. Высказывания, выбираемые учеником, не являются ни плохими, ни хорошими, они зависят в большей мере от уровня подготовки ученика в данной области.

3. Практическая часть

Комментарии. Задания к уроку предлагаются учащимся в зависимости от поставленной ими цели.

Реализация. Примеры заданий:

Для 1 уровня дается подробная инструкция по созданию пользовательских стилей, изменению стилей, автооглавлению. В результате учащиеся, используя данную инструкцию, получают представление об оформлении по ГОСТу, например, курсовой работы (Приложение 3)

Для 2 уровня дается план-схема по созданию новых стилей (Приложение 4) и задание на оформление буклета по какой-либо тематике (Приложение 5).

Задания для 3 уровня предполагает следующее: 1. Используя представленные образцы школьной газеты (Приложение 1), разработать стили для всех встречающихся типов текста, чтобы их можно было использовать для верстки газеты в едином фирменном стиле. 2. Сверстать страницы с помощью этих стилей, используя заготовленный текст и рисунки. 3. Создать содержание, списки иллюстраций и терминов.

4. Рефлексия.

Комментарии. Рефлексия помогает оценить полученные результаты, способ достижения цели, обнаружить причины неудач или проблем, определить цели дальнейшей работы. Учащиеся на этом этапе осознают механизм познания, анализируют свою деятельность на уроке, оценивают значимость изученного материала. Именно наличие рефлексии в образовательном процессе и отличает личностно-ориентированное от знаниево-ориентированного обучения.

Реализация. Для осуществления итоговой рефлексии учащимся предлагаются ориентировочные вопросы в зависимости от той цели, которую они перед собой ставили.

Для высказывания №1.

  1. Оцените то, как вы справились с заданием: удовлетворительно; хорошо; отлично.
  2. Выполнение задания по инструкции было для вас делом: легким; трудным; вызвало некоторые затруднения.
  3. Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой в начале урока: да, целиком; да, почти; нет, не достиг.
  4. Оцените саму постановку цели. Поставленная цель оказалась: невыполнимой; слишком простой; не была конкретной, поэтому невозможно оценить ее достижение; реальной.
  5. Как вы оценили свои силы при выборе задания: завысил; занизил; угадал свои силы.
  6. Какие трудности возникли при выполнении задания: формулировки в инструкции были непонятны; нужна была более подробная инструкция; формулировки были слишком подробные; трудностей не возникло.
  7. При выполнении задания по инструкции вы: получили новую информацию; получили полезную информацию; не узнали ничего нового.
  8. Сегодня на уроке я впервые узнал про стили, что …
  9. После урока мне захотелось более подробно узнать о …

Для высказывания №2.

  1. Оцените то, как вы справились с заданием: удовлетворительно; хорошо; отлично.
  2. Выполнение задания было для вас делом: легким; трудным; вызвало некоторые затруднения.
  3. Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой в начале урока: да, целиком; да, почти; нет, не достиг.
  4. Оцените саму постановку цели. Поставленная цель оказалась: невыполнимой; слишком простой; не была конкретной, поэтому невозможно оценить ее достижение; реальной.
  5. Как вы оценили свои силы при выборе задания: завысил; занизил; угадал свои силы.
  6. Какие трудности возникли при выполнении задания: формулировки в задании были не понятны; нужна была более подробная инструкция; формулировки были слишком подробные; трудностей не возникло.
  7. При выполнении задания я: получил новую информацию; получил полезную информацию; не узнал ничего нового.
  8. Сегодня на уроке я впервые узнал про стили, что …
  9. После урока мне захотелось более подробно узнать о …

Для высказывания №3

  1. Оцените то, как вы справились с заданием: удовлетворительно; хорошо; отлично.
  2. Выполнение задания оказалось делом: легким; с некоторыми затруднениями; трудным, но интересным; слишком трудным.
  3. Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой в начале урока: да, целиком; да, почти; нет, не достиг.
  4. Оцените саму постановку цели. Поставленная цель оказалась: невыполнимой; слишком простой; не была конкретной, поэтому невозможно оценить ее достижение; реальной.
  5. Как вы оценили свои силы при выборе задания: переоценил свои возможности; угадал свои силы.
  6. Какие трудности возникли при выполнении задания: не справился с частью заданий; местами нужна была более подробная инструкция; формулировки были слишком подробные; трудностей не возникло.
  7. При выполнении задания я: получил новую информацию; получил полезную информацию; не узнал ничего нового.
  8. Сегодня на уроке я впервые узнал про стили, что …
  9. После урока мне захотелось более подробно узнать о …

Комментарии. Способов рефлексии с детьми существует достаточно много. Необходимо помнить, что любое обращение к проведенной деятельности – это уже рефлексия. Осознание способов деятельности гораздо важнее, чем получение определенных предметных знаний. Поэтому рефлексию необходимо проводить не только как итоговый этап урока, но и после каждого вида деятельности, осуществляемого на уроке.

Для данного урока возможно небольшое коллективное обсуждение ответов школьников на вопросы в начале следующего урока.

5. Информация о домашнем задании

Комментарии. Учащимся необходимо предоставлять возможность выбора вида, формы выполнения, уровня сложности и объема домашнего задания. Кроме того, задания на дом могут зависеть от того, какие цели перед собой ставил ученик и достиг ли он этих целей. Если цель на уроке не была достигнута, то дома ученик осуществляет деятельность по ее достижению.

Реализация.

Общее задание для всех.

1. Выбрать периодическое издание, которое обычно читаете, выделить три элемента в тексте, которые имеют свой особенный стиль оформления и отличают издание от других. Описать в тетради приблизительные параметры выбранных элементов – размер, шрифт, начертание символов, выравнивание, отступы, интервалы абзацев.

2. С помощью стилей оформить в текстовом редакторе любую статью из Википедии и вставить автоматические оглавление, список терминов и список иллюстраций.

Задание на выбор: Разработать новые стили для оформления школьной газеты и сверстать демонстрационный экземпляр газеты – тексты статей взять у учителя.

Список литературы:

  1. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. – М., 1979. – 160 с.
  2. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии [Текст] / В. В. Сериков. – Волгоград, 1994. – 152 с.