Конспект занятия по теме "Зима" для детей старшей логопедической группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Развивающие цели урока:

  • Развивать умение внимательно слушать воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы.
  • Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.
  • Устанавливать причинно-следственные связи, логически завершать предложения, поясняя причину события.
  • Развивать логические умения: доказательство, анализ, синтез.

Образовательные цели урока:

  • Систематизировать знания детей о зимних явлениях, о диких зверях, птицах, как они готовятся к зиме.
  • Отвечать на вопросы в процессе беседы.
  • Развивать умение отгадывать по отрывку из рассказа, о зимовке какого животного, птицы идет речь, находить картинку с изображением дикого животного и его зимнего жилища и корма. Уметь рассказывать об этом.
  • Уметь заканчивать предложения педагога, подбирать по смыслу соответствующий глагол.
  • Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.

Воспитательные цели урока:

  • Учиться внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы).
  • Вызвать интерес к теме и настроить на предстоящее занятие.

Демонстрационный материал:

  • Картинки к игре “Четвертый лишний” (первый набор: 3 зимних и 1 перелетная птицы; второй набор: 3 зимних явления и 1 осеннее явление).
  • Схемы-подсказки о признаках зимы.
  • Картинки жилищ диких животных и их корма (нора, логово, берлога, дупло, гайно, гнездо, кусты).

Материал для воспитателя:

  • Отрывки из познавательных рассказов о зимовке диких животных, зимующих птиц.

Раздаточный материал:

  • Разрезные картины о зимних явлениях на каждого ребенка.
  • Картинки диких животных, птиц (синица, сова, снегирь; лиса, заяц, волк, медведь, ёж, белка, барсук).

Ход занятия

  • Игра “Четвертый лишний” (дети называют тему занятия).
  • Разговор о зиме. (Что такое зима? Признаки зимы?).
  • Сложить разрезную картинку про зимние явления.
  • Отгадать и назвать зимние месяцы (дети читают строчки из стихов)

В декабре, в декабре все деревья в серебре
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз.
Открываем календарь, начинается январь.
В январе, в январе много снега на дворе.
Дуют ветры в феврале, воют в трубы звонко
Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Физкультминутка (соотнести слова с движениями)

Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.

Дидактическая игра “Кто как зимует”:

(по прочитанному отрывку угадать животное, птицу, найти его картинку, подобрать жилище и корм (для зверей)).

Птицы

* С наступлением зимы эти птицы улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь они находят себе корм: ягоды рябины, калины, семена трав, деревьев. (Снегирь).

* Эту птицу называют мудрой. У неё отличное зрение, замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши. Днем она спит, ночью охотится (Сова).

* Зимой эти птицы прилетают к нашим домам. Покормите их, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала и мяса (Синицы).

Животные

* У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит (Лисица).

* Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).

* Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Ёж).

* Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью (гайно), иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).

* Ближе к осени он начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы семена, желуди, коренья. Зиму он проводит в спячке. Это удивительные чистюли: подстилку из норы – сухие листья, мох, траву – они несколько раз за лето выносят проветрить и посушить. Днем спит в своей глубокой норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений (Барсук).

* Кто в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют? (домашние животные).

Пальчиковая гимнастика:

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нем.

Упражнение “Назови действие, закончи предложение”.

– Зимой метель … (метет)

– Из снеговой тучи снежинки …(падают, летят, кружатся)

– Мороз щеки и носы …(щиплет)

– Птицы зимой перебрались по ближе к жилью человека, потому что …

– На улице все падали и скользили, потому что …

– Рыбаки вышли на зимнюю рыбалку, потому что …

Итог занятия:

О чем говорили на занятии?
Что узнали нового?
Что было интересно?

Литература:

1. Е.А. Алябьева “Итоговые дни по лексическим темам”, книга 1, М. 2006 г.
2. Т.Д. Нуждина “Энциклопедия для малышей Чудо-всюду. Мир животных и растений”, Ярославль, 1998 г.