Цель: открыть детям художественный мир Н.Заболоцкого.
Задачи:
- учить вдумчивому чтению, внимательному отношению к авторскому слову;
- развивать творческие способности детей; воображение, речь;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мультипроектор, “волшебный сундучок”, ребус, телевизор, DVD с видеозаписью “Пробуждение зверей”, DVD – диск П.И.Чайковский “Времена года”, сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
.– Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь,
Набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей,
С ней живется веселей.
– Ребята, улыбнитесь друг другу, а я вам, видите, как теплее у нас в классе стало, это солнышко нам подмигнуло, свои теплые лучи к нам послало.
2. Актуализация знаний.
– Скажите, а вы любите сказки, верите в чудеса?
– А (И) я верю, потому что чудо мы можем создать, сотворить сами. Вспомните сказку С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”, какое волшебство там произошло?
– А в каком времени года вам захотелось бы сейчас оказаться?
– Почему?
– Посмотрите, какие разные, но каждые по-своему прекрасные, получились у нас картины времен года. А пока мы работали, к нам прилетел “волшебный сундучок”. Вам не хочется посмотреть, что там?
(Ребята по одному достают задания и выполняют их)
1.Древнерусское название этого месяца травень, а еще песенник. В народе говорят, что он леса одевает, лето в гости ожидает. (Май)
2.Прочитайте ребус. (капель) Назовите значение этого слова. В какое время года это бывает?
3.Посмотрите видеозапись и определите, о каком времени года говорится.
3. Изучение нового материала.
– Ребята, догадались, о каком времени года пойдет речь на нашем уроке?
– И пускай на улице мороз, снег лежит, а мы сегодня побываем в весенней сказке с помощью поэтов, ваших слов, воображения, творчества. Весна – прекрасное время года, когда происходят удивительные превращения в природе. Весна! Всеоживляющая, благодатная! О ней немало сложено и песен, и стихов. Я думаю, что вы тоже знаете стихотворения о весне и сейчас прочитаете самые красивые и выразительные строки из них. Кто желает поделиться своей радостью, восхищением приходу весны?
(Чтение 1-2 стихотворений)
– Прозвучали строки замечательных русских поэтов:…и продолжая разговор о весне, мы обратимся к творчеству поэта Николая Заболоцкого. Весна – одно из любимых времен его года. Особенно Николай Алексеевич Заболоцкий любил наблюдать, какие изменения происходят в природе с приходом весны. И лучше всего это можно понаблюдать в лесу.
– А вы любите гулять в лесу? Мы отправляемся в лес.
4. Физкультминутка.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Мы с вами оказались в лесу. А вот и полянка, давайте присядем. Оглядитесь вокруг, закройте ненадолго глазки, что можно увидеть в весеннем лесу? А чтобы нам легче было представить весенний лес, послушайте стихотворение Н.Заболоцкого “Весна в лесу”. (Учебники открыты на стр.138)
5. Чтение и анализ стихотворения.
– Ребята, вам понравилось стихотворение?
– Какие картины возникли в вашем воображении? (глухарь– посмотрите, какая красивая птица, а имеет такое название. Кто знает, почему глухаря зовут так?)
– Прочитайте еще раз стихотворение в парах, а на столах лежат “словарики” толкования слов, встречающихся в тексте. (Приложение 1) Обратите, пожалуйста, внимание на слова, значение которых вам непонятно.
– На сколько частей можно разделить стихотворение? (или “А какие два основных образа изобразил поэт?)
– О чем каждая из них? Чем они отличаются?
– Ребята, как представлена весна в первой части стихотворения? (Огромная лаборатория)
– В лаборатории занимаются научными исследованиями, для этого используют колбы, пробирки, химические вещества. Найдите в тексте слова, подтверждающие, что это лаборатория. Зачитайте, ребята, отрывки.
Лаборатория –
колбочка
химик
врач
тетрадка
урок
– А случайно ли поэт использует такие слова? Посмотрите, ребята, поэт использует много современных слов, так значит, какой образ весенней природы создает поэт? (Правильно, поэт создает современный образ весенней природы, главное в котором процесс его ежегодного обновления)
– С помощью, каких изобразительных средств языка, приемов известных вам, автор сумел представить весну как лабораторию? (Сравнение: растение сравнивается с колбочкой, грач – с химиком или врачом)
– Ребята, а в глуши лесов какие происходят лесные чудеса? Давайте найдем эти чудеса.
(Выборочное чтение)
Лесные чудеса –
таинственный
дикарь
причитания
старинные
хоровод
сказки
древние
– Во второй части, какой образ весенней природы создает поэт? (Фольклорный образ: с поверьями, легендами и сказками)
– Во второй части природа оживает, обновляется. С помощью какого изобразительного средства происходит оживление? Просыпается природа от зимнего сна? (Олицетворение: солнца лик наклоняется, улыбается. Сравнение: глухарь как дикарь)
– Так что же такое весенняя природа для лирического героя? (Это и современная лаборатория, и музей. Она и вечная, и каждый раз обновляющаяся, таинственная. В ней каждую минуту происходят чудеса.) Ребята, а теперь я приглашаю вас в нашу творческую лабораторию. Нам предстоит выполнить ряд заданий.
Релаксация.
Сядьте удобно, закройте глаза, глубоко вздохните, опустите голову, а теперь медленно – медленно поднимите, откройте глаза.
6, Творческая работа.
Ребята, сидящие за первыми партами, работают в парах над кроссвордами, “Какого цвета весна”. (Приложение 2)
Остальные ребята работают в группах. Ребята, повернитесь, пожалуйста, сразу сядьте поудобнее. Первые две группы сочиняют “Буриме” или задание “Продолжи строчку”. Выбор за вами. (Приложение 3)
Третья группа с помощью картинок, своего воображения должна создать свой образ весенней природы.
(Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”)
Итоги творческих работ.
1. Чтение четверостиший.
2. Картина.
3. Кроссворд.
Ребята, посмотрите, какие цвета выбирает для своего наряда весна? (голубой, зеленый, желтый)
Зеленый цвет – это ожидание, мы ждем пробуждения, зеленых листиков.
Желтый цвет – это цвет тепла, яркого солнышка.
Голубой цвет – это свежесть, пробуждение. Небо удивляет нас своей чистотой.
7. Итог
Выразите свои чувства, ваше настроение на уроке с помощью цветов. Помогут вам сигнальные карточки. (На столах лежат карточки разного цвета: зеленый, желтый, голубой, серый)
(По большинству ответов подводится итог.)
– Я очень рада, что вы не подняли карточку серого цвета, а это значит, что сегодня на уроке никому не было скучно, некогда было грустить. Ребята, ваши ответы, работа на
уроке, как весенние ручейки, веселая капель разбудили и во мне весеннее настроение. Спасибо вам за урок. Все молодцы. Мне понравилось, как работали…
Домашнее задание: я предлагаю вам нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения, или выучить любую часть стихотворения.