Управление школой как общеобразовательным учреждением достаточно полно и четко определено в педагогической литературе. Что же касается воспитательной системы школы, то управление ею – особое управление, оно должно быть гибким и многоаспектным. Ибо объект его – система неравновесная, открытая и в значительной степени самоорганизующаяся. Важно в максимальной степени учесть естественные свойства складывающейся системы, ее внутренние качества, историю ее развития. Малые воздействия ~ большие результаты. Вот кредо такого управления.
Любая воспитательная система школы может быть представлена, по крайней мере, в трех ипостасях:
- как феномен реальной действительности;
- как субъект воспитания;
- как объект управления.
Воспитательная система школы – и то, и другое, и третье. Но в последнем случае надо увидеть ее через совокупность тех форм и методов, с помощью которых можно управлять процессом создания и развития системы.
Воспитательная система школы имеет сложную структуру, она состоит из компонентов (цели, деятельности, субъекта, отношений, освоенной среды), скрепленных системными связями. Соединение частей системы в единое целое и обеспечивается ее управленческим блоком.
Управление должно осуществляться:
- во-первых, системой как целым;
- во-вторых, каждым ее компонентом в отдельности с учетом его своеобразия и с оглядкой на систему как целостность, его включающую;
- в-третьих, как управление взаимодействием компонентов, обеспечивающих личностное развитие школьников.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Воспитательная система школы – это школа как целостный организм. Она соединяет в единый процесс две основные подсистемы школы – обучающую и воспитывающую, интегрируя, таким образом все педагогические воздействия, идущие на ребенка.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.
В нашем образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна.
Новое время требует от учреждения форм и методов, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;
- формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;
- проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;
- передача жизненного опыта от поколения к поколению;
- активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования. Работа с детьми позволила определить приоритетные направления воспитательного процесса: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое.
Педагогическому коллективу средней школы помогает решать задачу по изучению истории Отечества целенаправленная деятельность в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Федеральных законов «О федеральной обязанности и военной службе», «О днях воинской славы» и других локальных актов. Реализуя данные программы педагогический и ученические коллективы, проводят различные мероприятия. Главным условием успешного диалога обучения и воспитания является гражданско-патриотическое воспитание.
В нынешний век прививать патриотические чувства подрастающему поколению становится более актуальной темой. Каждый педагог пытается в своих учениках пробудить интерес к своему городу, поселку; сформировать у них осознанное отношение к истории, вселить в них гордость за свой народ и уверенность в прекрасное будущее нашей страны. Школьный музей может сыграть огромную роль в духовном развитии школьников.
Музей – это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Музей обеспечивает учащимся создание среды, благоприятной для творческого развития. Его воспитательные и образовательные возможности огромны:
- он может быть органом ученического самоуправления;
- средством воспитания общественной активности;
- серьезным подспорьем в обучении;
- средством, повышающим общую культуру учащихся.
Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии, для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью.
В помещении музея проводятся различные формы занятий: музейные уроки, уроки мужества, уроки-диспуты, уроки памяти, исторические игры, конкурсы и викторины.
Большую ценность в музее представляют документы о героях ВОВ, книги, фотоальбомы, макеты памятников, предметы военного времени.
И помнит мир...
Материалы музея, используемые на уроках, помогают в решении важнейших задач по патриотическому воспитанию.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание в школе является главным условием успешного диалога обучения и воспитания. В ОУ видно тесное сотрудничество учащихся, педагогов. Традиционными делами стали:
- музейные уроки «Письма с фронта»;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
- родительские собрания «Растим патриотов России»;
- шефская помощь ветеранам войны, ветеранам-инвалидам Афганской, Чеченской и локальных войн;
- подготовка и проведение праздников День Защитника Отечества, День Памяти;
- ежегодное проведение конкурса строевой песни, конкурса стенгазет и т.д.