Применение игровых технологий на уроках биологии, экологии и внеклассной работе в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий, даёт возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Сегодня предлагается множество различных конкурсов, игр, соревнований в эрудиции. Они имеют разные названия: турниры, викторины, интеллектуальные игры, эрудиционы.
Предлагаю вашему вниманию игру "Экологический тир". Эту игру можно проводить на уроках, а также как внеклассное мероприятие.
Цель игры: создать благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей и расширения кругозора учащихся, стимулировать активность учащихся в приобретении и демонстрации экологических знаний.
Самое главное подобрать вопросы по изучаемой или рассматриваемой теме. Вопросы могут подготовить сами ребята. Учитель предлагает список литературы по теме, учащиеся прочитывают и составляют вопросы, опускают в подготовленный ящик. Второй вариант: можно создать творческую группу детей, которая составляет вопросы и проводит игру.
Для игры необходимо подготовить мишени. Мишенью служит или фигурка животного, или мельница с вертящимися крыльями, или просто листок бумаги с начерченными концентрическими кругами.
Размер мишени может быть разным в зависимости от количества участников и места проведения. Необходимо заготовить достаточное количество мишеней, по одной на каждого участника.
Ещё нужно изготовить достаточное количество маленьких разноцветных кружочков (диаметр 1 см, 1,5 см, 2 см). С помощью английской булавки во время игры кружочки нужно будет прикреплять к мишени, они будут обозначать место попадания "интеллектуальных стрелков".
Как Вы уже догадались, оружием будет служить кругозор участников.
Игра проводится в три этапа:
- Первый тур - отборочный. Каждому участнику даётся право на три попытки - право на три выстрела.
- Второй тур. Для каждого стрелка устанавливается персональная мишень. Символическое расстояние 20 метров. Каждый участник получает право на 5 выстрелов. Время на каждый выстрел, то есть ответ ограничено. После каждого выстрела на мишени обязательно крепится разноцветный кружок, в зависимости от места попадания. Когда "стрельба" оканчивается, подсчитывается сумма очков каждого участника. Ребята, набравшие меньше всех очков, выбывают из игры, отмечаем поощрительными призами. Разноцветные кружки с мишени убираем.
- Третий тур похож на второй. Каждому даётся право на несколько выстрелов, которые можно произвести подряд или по очереди. Также в конце подсчитываются очки, и определяется победитель.
По усмотрению организаторов количество туров можно увеличить.
Примерные вопросы первого тура
(расстояние до мишени 5 метров)
- Назовите признаки хорошей погоды. (Сильная роса утром; ласточки летают высоко; ветер усиливается к полудню, стихает к вечеру; дым идёт из трубы столбом).
- Назовите животных, которые водятся в наших уральских лесах. (Медведь, лиса, заяц, белка, олень, кабан, и другие).
- Какие лекарственные растения обитают в районе нашего города? (Тысячелистник обыкновенный, зверобой продырявленный, пижма обыкновенная, крапива жгучая, василёк синий и другие).
- Перечислите свойства воды. (Бесцветная, прозрачная, не имеет запаха, текучая, хороший растворитель и другие).
- Назовите съедобные грибы, произрастающие в лесах Среднего Урала. (Подберёзовик, подосиновик, маслёнок, груздь, рыжик, лисички, волнушки и другие).
- Какие овощи семейства тыквенных можно встретить на огороде? (Тыква, дыня, арбуз, кабачок, патиссон и другие).
- Какие злаковые зерновые культуры произрастают на наших полях? (Пшеница, рожь, овёс, ячмень, кукуруза и другие).
- Каких животных приручил человек и сделал домашними? (Собака, лошадь, корова, коза, баран и другие).
- Какие птицы уже много столетий живут вместе с человеком и называются домашними? (Куры, утки, гуси, индюки, голуби и другие).
- Какие плодоносящие деревья выращивает человек? (Яблоня, груша, слива, абрикос, апельсин,
- Какие корнеплоды употребляют в пищу? (Картофель, морковь, репа, свёкла, редис и другие).
- У каких деревьев вместо листьев иголки? (Сосна, ель, пихта, кедр, кипарис и другие).
- Какие вы знаете ягодные кустарники? (Смородина, крыжовник, малина, брусника, черника и другие).
- Какие небесные тела можно увидеть на ночном небе? (Звезда, планета, спутник, комета, астероид и другие).
- Какие ядовитые растения произрастают в нашей местности? (Вороний глаз, бузина чёрная, крушина ломкая, черемица, дурман, белена).
Примерные вопросы первого тура
(расстояние до мишени 20 метров)
- Какие металлы были известны людям ещё до нашей эры? (Золото, серебро, медь, ртуть, железо, свинец, олово).
- Назовите памятники природы Невьянского района. (Невьянский пруд, озеро Таватуй, озеро Аятское, болото Малиновское, скалы Семь братьев и одна сестра).
- Какие млекопитающие занесены в Красную книгу Среднего Урала? (Выхухоль, ушан. Европейская норма, прудовая ночница, обыкновенный ёж и другие).
- Назовите типы взаимоотношений растений с другими организмами. (Конкуренция, симбиоз, взаимопомощь, паразитизм, хищничество).
- Назовите растения-археофиты (растения, которые были перенесены человеком до периода Великих географических открытий, то есть до 16 в.). (Полынь горькая, лебеда татарская, икотник серый, пастушья сумка, ромашка продырявленная, куриное просо и другие).
- Назовите растения неофиты. (Редька дикая, цикорий обыкновенный, свербига восточная, щирица запрокинутая и другие).
- Какие растения выращивают садоводы не нуждающихся в подкормке азотных удобрений? (Соя, горох, бобы, люпин, фасоль и другие).
- Перечислите стадии очистки воды. (Хлорирование, добавка квасцов, смешивание, фильтрование через песок, очистка песочных фильтров).
- Какие созвездия имеют названия птиц? (Созвездия: лебедя, орла, журавля, павлина, тукана и другие).
- Какие теплокровные животные на зиму ложатся спать? (Медведь, сурок, енот, ёж, барсук и другие).
- Какие зверьки. Обладающие ценным пушным мехом. Предпочитают обитать на деревьях? (Белка, соболь, куница, горностай, харза и другие).
- Какие растения человек с давних времён использует в пищу в качестве приправы? (Перец, корица, имбирь, тмин, гвоздика, лавр и другие).
- Какие животные исчезли по вине человека? (Дронт, бескрылый голубь, тарпан, стеллерова корова, тур, странствующий голубь, квагга, моа).
- Каких животных спасли от вымирания? (Сайгак, бизон, зубр, лось, кашалот, бобр, соболь, выдра).
- Какие науки обогатил своими трудами М. В. Ломоносов? (Химия, физика, астрономия, геология, история, филология и другие).
- Назовите виды рыб, обитающие в озёрах Свердловской области. (Щука, окунь, чебак, лещ, язь, карась, налим, голян, верховка).
Примерные вопросы первого тура
(расстояние до мишени 100 метров)
- Какие геологические эры в истории Земли выделяют учёные? (Кайнозойская, Мезозойская, Палеозойская, Архейская, Протерозойская).
- На какие группы делятся виды растений и животных, включенных в Красную книгу? (Исчезающие, редкие, сокращающиеся, неопределённые, восстановленные).
- В гербах, каких государств есть изображение дуба? (Италия, Куба, Мексика, Перу, Сан-Марино, Франция).
- Какие концепции о происхождении жизни вы знаете? (Креационисткая, Панспермии, Самопроизвольного зарождения, Стационарного состояния, Возникновение жизни в результате биохимической эволюции).
- Назовите отрасли промышленности, получившие развитие в Невьянском районе. (Железоделательный завод. Цементный завод, завод Железобетонных изделий, Асфальтовый завод. Завод Керамических изделий и другие).
- Перечислите экологические последствия, связанные с вырубкой лесов. (Изменяется ландшафт, изменяется микроклимат, изменяется водоносность рек, понижается уровень грунтовых вод, пересыхают мелкие источники и другие).
- Назовите полезные ископаемые Невьянского района. (Магматические породы: гранит, бурый железняк, золото, платина; Осадочные породы: древнекристаллические породы, метаморфические породы; нерудные полезные ископаемые; природный ресурс-лес).
- Назовите наиболее важные проблемы космической
биологии.
(- Влияние физических факторов космического пространства на живые организмы Земли;
- исследование сферы и условий жизни и Земли;
- надёжные средства защиты человека от неблагоприятных факторов космического пространства;
- принципы обеспечения жизнедеятельности людей, животных, растений, находящихся в космических кораблях;
- разработка и испытание систем, составной частью которых является человек и сопутствующие ему в полётах живые организмы. - Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества. (Увеличение численности населения Земли; загрязнение мирового океана; кислотные дожди; аварии на атомных станциях; войны; уменьшение озонового экрана; изменение климата Земли и другие).
- Назовите растения - индикаторы загрязнения почвы металлами. (Крапива двудомная, тимофеевка, подорожник большой, мать и мачеха, клевер ползучий).
- Перечислите типы формы тела рыб по Никольскому. (Стреловидный, торпедовидный, сплющенный, змеевидный, лентовидный, шаровидный и другие).
- Перечислите жизненные формы растений по Рауинкиеру К. (Эпифиты, терофиты, геофиты, гемикриптофиты, хамефиты, фанерофиты, гидрофиты).
- Какие признаки относятся к полной деградации лесного сообщества? (постепенное умирание деревьев; отсутствие подроста; отсутствие подлеска и травяного покрова; голая вытоптанная земля и другие).
- В Висимском заповеднике произрастают 39 видов сосудистых растений, особо охраняемых на Урале. Назовите пять из них. (Медуница неясная, кубышка жёлтая, тайник сердечник, ирис сибирский, любка двулистная).
- Какие ценные виды рыб разводят в озёрах Свердловской области? (Сиг, ринус - оз. Таватуй, оз. Шарташ; гибрид сига и рипуса - оз. Червяное и оз. Б. Сунгуль; пелядь - оз. Ирбитское, оз. Куртугуз, оз. Щелкун; карп - оз.Б. Сунгуль, оз. Шарташ).
- Перечислите гидрологические и гидробиологические озёра Свердловской области (это озёра с чистой водой, комплексом редкой фауны, флоры, питьевые водоёмы): (Озёра: Черное, Куртугуз, Балтым, Криулинские, Бездонное, Спайское, Дикое, Чёрное (Красноуфимский район).
- Перечислите озера бассейна р. Туры Свердловской области (Куртугуз, Балтым, Ключи, Ельничное, Клещеевское, Ирбитское, Аятское, Шайтанское. Таватуй, Среднее).