Арктика. Северный Ледовитый океан

Разделы: География


На своих уроках я продолжаю использование ИКТ в учебном процессе. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Задачи урока:

  • Образовательные: Сформировать представление об особенностях природы Северного Ледовитого океана, обогатить знания учащихся о хозяйственном использовании акватории океана, проблемах океана.
  • Развивающие: Развитие логического мышления, развитие интереса к урокам географии. Учить школьников делать выводы, отстаивать свою точку зрения, грамотно выражать географические идеи.
  • Воспитательные: Способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, ответственности.
  • Здоровьесберегающие: физкультминутка.

Тип учебного занятия: урок новых знаний

Методы обучения: частично-поисковый

Средства обучения:

  • карта океанов,
  • карта атласа “Северный Ледовитый океан”
  • презентация (приложение 1)
  • компьютер
  • экран
  • проектор
  • Учебник - В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв “География материков и океанов” - М.: Дрофа, 2004.

Ход урока: урок-медиа

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Организация урока. 1.Сегодня мы отправляемся в путешествие. Видеоролик 1 [1]. Итак, наше с вами путешествие лежит в …вопрос?

2. Давайте посмотрим, что собой представляет Арктика?

3.Ставит цели и задачи урока. Слайд 2.

1.Смотрят видеоролик и отвечают на вопрос учителя – в Арктику.

2. Смотрят на карту и отвечают: Арктика – это Северный Ледовитый океан и материковая часть от северного полярного круга.

3. Слушают.

2.Изучение нового материала 1. Учитель знакомит со справкой об океане.

2. Задает вопрос: назовите главные особенности океана. Слайд 3.

3. Ребята, чтобы определить особенности природы океана, мы должны начать с чего?

4. Итак, давайте используя карту океанов и карту Северного Ледовитого океана определим особенности ГП. Слайды 4-5.

5. Теперь, ребята, давайте познакомимся с особенностями природы океана. И начнем с рельефа дна.

- Что доказывает строение дна? Назовите крупнейшие хребты и котловины. Назовите характерную особенность океана. Слайд 6.

6. Теперь давайте дадим характеристику климата океана. Слайд 7.

- Почему климат суровый?

- Давайте вспомним особенности арктического климатического пояса. Справка – переход в словарь. Слайд 21.

- теперь охарактеризуем погоду зимой и летом. Слайд 7.

- почему арктические ВМ теплее антарктических? Слайд 8.

7. А теперь назовем главную особенность природы океана. Слайд 9.

- но сначала проведем физкультминутку.

- С чем это связано?

- Какие льды? Давайте вспомним, что значит дрейфующие? Переход в словарь – слайд 21.

- Как называется нагромождение льда в океане?

8. Познакомимся с органическим миром океана. Слайд 10.

- Но сначала проведем физкультминутку.

“Океан мы изучали,
И немножечко устали,
И поэтому вот тут
Просто надо отдохнуть.
Встали из-за парт все дружно
Океан представим дружно
Птиц увидим и медведей
Руки вверх, вперед, опустим.
Корабли, моржи, тюлени.
Холод, стужа и метель
Мы попрыгали на льдине,
Покружили головой
Не пора ли нам домой?
Потянулись вверх друзья
Пробежались, но слегка
Развернулись все кругом
И работать мы начнем”

В каких частях океана наиболее разнообразна жизнь и почему?

- Какие промысловые виды рыб здесь водятся? Слайд 11.

- Какие крупные животные обитают в океане? Слайд 12 – 17.

9. Ну а теперь давайте поговорим о том, как человек использует человек? Слайд 18 – 20. Комментирует ответы учащихся.

10. О какой проблеме океана сейчас все больше и больше говорят ученые и средства массовой информации? Какая проблема встанет перед человеком? Слайд 22. Просмотр ролика о таяние льдов в Арктике. Видеоролик [2].

1. Учащийся зачитывает вслух справку.

2. Ответ учащегося (самый ….

Записывают в тетрадь.

3.Отвечают: с ГП

4.Определяют ГП океана: называют и показывают материки, которые он омывает, моря, входящие в состав океана, острова, СП. Записывают в тетрадь.

5.Учащиеся работают с текстом учебника и картой, отвечают на вопросы: океан. Называют хребты, котловины.

Особенность – шельф.

6. Учащиеся отвечают, используя текст учебника. Суровый.

- отвечают, что океан лежит в арктическом поясе, а значит климат арктический.

- зачитывают справку.

- учащиеся работают с картой и текстом, дают характеристику., записывают в тетрадь.

- отвечают, используя текст учебника.

7. отвечают – льды, дрейфующие.

- отвечают.

- читают справку.

- отвечают – торосы.

8. Отвечают, используя текст учебника.

Учащиеся выполняют физкультминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- отвечают, записывают в тетрадь.

- отвечают, записывают в тетрадь.

9. Работают с текстом учебника, выбирают, зачитывают вслух.

10. Делают предположения.

- смотрят ролик и делают выводы: сократится СМП, поднимется уровень воды в МО.

3.Закрепление материала. А теперь давайте вспомним. О чем мы сегодня говорили. Слайд 23.

Оценивает работу отдельных учащихся.

11. Отвечают на вопросы.
4.Релаксация. Что нового и интересного вы сегодня узнали? Отвечают.
5.Домашнее задание 1.Читать учебник стр. 261-267.

2.Составить рассказ (план) об исследованиях Северного Ледовитого океана и их результатах.

3.Нанести на контурную карту моря, острова, течения, рельеф дна Северного Ледовитого океана. Слайд 24.

Записывают в дневник.

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.vokrugsveta.ru/
  2. http://www.dni.ru/
  3. http://www.rusrep.ru/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Северный_Ледовитый_океан
  5. http://www.ecosystema.ru/
  6. [1] Видеоролик 1.“Путешествие в Арктику” - http://video.mail.ru/mail/voitusha/1/2.html
  7. [2] Видеоролик 2. “Таяние льдов в Арктике” - http://video.mail.ru/bk/vesti.ru/world/25632.html