Сегодня общество испытывает потребность в развитии личности нового типа, сочетающей в себе творческую активность со свободой мысли, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и целесообразно, созидательно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их разрешения, анализировать и планировать свою деятельность.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом саморазвитии. Современный период развития нашей страны чётко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования.
В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" Президент Российской Федерации Д.Медведев отмечает: “В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы”.
Новые перспективы перед учреждениями дополнительного образования по формированию готовности детей к социальному и профессиональному самоопределению предоставила модернизация российского образования. Это, прежде всего использование их разнообразных возможностей для реализации предпрофильного и профильного обучения школьников, для подготовки ребят к исследовательской работе, предпринимательской деятельности, освоения информационных технологий и т.д. При этом организация процесса обучения создает условия для воспитания и развития детей в разнообразных профильных творческих объединениях через проектирование личностно-ориентированных образовательных программ (курсов по выбору).
В условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения используются индивидуальные учебные планы, которые позволят реализовать различные образовательные потребности обучающихся, их семей в профессиональном самоопределении.
На основании проведенной педагогической диагностики разрабатываются индивидуальные образовательные траектории, которые способствуют ликвидации пробелов в знаниях и обеспечивают продвижение вперед и успешное обучение, пробуждают творчество учащихся. Индивидуальная образовательная траектория - это программа действий учащегося, построенная с учетом индивидуальных потребностей и возможностей и позволяющая продвигаться в том направлении, которое соответствует его индивидуальным способностям.
Повышение внимания к данному вопросу на практике ведет к изменению позиции педагога: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учащихся. Приоритетной становится роль деятельности исследовательского, поискового и, наконец, творческого характера.
Возрастные особенности подростков характерны тем, что они пытаются найти возможность самовыражения. Наиболее характерным проявлением данной потребности является сфера культуры. Восприятие учебного процесса осуществляется на уровне интереса. Отсюда, первоначально, должны быть обеспечены условия соответствующие этим особенностям, затем, соответствуя потребностям учащихся, в социальной адаптации. Выражается это в тенденции принять самостоятельное решение, право выразить свою позицию, мнение, взять ответственность на себя. Это проявляется, как во взаимоотношениях учащихся между собой, так и во взаимоотношениях со взрослыми. При этом условия должны быть наиболее специфичны, т.к. они требуют особого педагогического понимания. В последующем, условия должны соответствовать потребностям учащихся закрепить свою социальную самостоятельность.
Среда, воздействующая на личность, и современное общество в целом – это непрерывный, обильный и беспорядочный поток случайных сообщений, формируемый средствами массовой коммуникации. Развитость и совершенство методов и средств современных информационных технологий создают реальную возможность для их использования в системе дополнительного образования с целью развития творческих способностей ребенка в процессе его образования.
Сегодня информационные технологии являются необходимой частью учебного и научного прогресса. Информатика прочно завоевывает свое место в общеобразовательных школах и в дополнительном образовании. Кроме этого информационные технологии не стоят на месте, происходит постоянное обновление, вследствие чего появляется необходимость совершенствовать взаимодействие человека с компьютером. Знакомство с новыми программными продуктами и новыми методиками, шаг в новую область не уменьшает количество вопросов, а наоборот увеличивает. ПК, информационная техника и технология выступают как умножители интеллекта – они открывают возможности в получении новых знаний.
Возросший интерес значительной части подростков к дизайну, как к способу эстетической организации окружающего пространства, использование компьютерных технологий, приводит к необходимости совершенствования педагогических условий для творческого развития учащихся, что обуславливает необходимость в разработке данного курса.
Предлагаемый курс базируется на интеграции знаний по основам дизайна изделий с информатикой.
Цель программы:
- с позиции зоны актуального развития учащегося: создать условия для развития творческих способностей учащихся на основе художественного проектирования изделий с использованием компьютерных технологий через самореализацию и саморазвитие учащегося.
- с позиции введения элементов профилизации образовательной деятельности: создать условия для практического применения знаний и компетенций в области самореализации в профессиональном пространстве.
Задачи:
- Сохранить и развивать индивидуальность подростка, его потенциальные возможности и способности, способствующие процессу его социализации;
- Создать условия для развития художественно-эстетического восприятия окружающего мира учащегося, его учебной мотивации, познавательных интересов и творческой деятельности посредством использования современных информационных технологий;
- Создать условия для раскрытия креативных способностей учащегося.
Учебно-тематический план предусматривает 72 часа ориентировочной версии, что предполагает самостоятельную проработку учащимся тем в различных условиях, в том числе и в объединениях дополнительного образования по направлениям деятельности (студиях дизайна и информатики).
В программе содержатся 3 основных раздела:
- основы компьютерных технологий (12 часов)
- основы дизайна (12 часов)
- сочетание компьютерных технологий и дизайна(48 часов).
Основные понятия курса: история дизайна изделий, материаловедение, композиция, эскиз, орнамент, светотеневые и тональные отношения, растровая и векторная графика, градиент, текстура, трехмерное преобразование, кадрирование, коллаж, фотомонтаж, САПР.
Обучающиеся получат представление о самобытности и оригинальности дизайна костюма как вида творчества, о возможностях компьютерной графики при создании эскизов, коллажей, об оптимизации расчетов и конструкторских решений с помощью 3DMaх.
Обучающиеся приобретут навыки по технологии создания изделий на основе сочетания компьютерных технологий и основ дизайна костюма.
Программа “Интегрированный курс по основам дизайна с элементами компьютерных технологий” предназначена для обучения учащегося, как прозанимавшихся в объединениях дополнительного образования по информатике и дизайна более трех лет, так и вновь поступивших. На основе первичной педагогической диагностики выявляется уровень подготовленности учащихся, что определяет направления в работе для активизации потенциала учащегося и создания условий для совместной деятельности (см. приложение 1).
Важное место при планировании занятий отводится выбору методов обучения. Их можно условно разделить: по видам деятельности педагога: объяснительно-иллюстративный, практический; по видам деятельности учащегося: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительный, проблемно-творческий; что в совокупности представляет собой проявление трех уровней активности учащихся.
При этом необходимо продумывать сочетание репродуктивных и поисковых методов. Репродуктивным способом обычно организуются занятия, на которых нужно как можно четче освоить новые приемы и техники, правила работы. На них делается обзор политехнических знаний, которые сообщаются учащемуся, раскрывая те содержательные характеристики, которые возможны в их субъектном опыте. Поисковые методы предполагают постановку и решение проблемных ситуаций. При этом в ходе решения практических задач открываются детьми самостоятельно новые знания и умения.
Интеграционным звеном будет являться метод проектов, который определяет многокомпонентную структуру занятий, развивающих творческое мышление и навыки организации творческой работы для воплощения идей, направленных на осознанно планируемую и объединяющую в себе исследовательскую, креативную и реализационную деятельность. Причем, инициатива исходит от самого ребенка, педагог лишь корректирует, помогает при возникновении сложностей в работе. Все это способствует самостоятельной работе учащегося по отбору теоретического и иллюстративного материалов, поиска вариантов решения проектной цели, формируется умение переносить знания в новую ситуацию, т.е. умения разрабатывать, изготавливать другие идеи по общей схеме; формируются представления у учащихся о навыках, необходимых при обработке информации и решении задач. Реализационная часть работы в основном связана с решением технологических, ремесленных задач, формированием практических навыков работы с материалом.
Методика занятий предусматривает следующие формы работы: консультация, собеседование, беседа, практикум, самостоятельная работа, предпроектная работа, подготовка к выбору темы проекта и проектной деятельности, тестирование, контрольные срезы.
Приблизительны темы проектов: “Разработка декора костюма”, “Разработка акссесуаров костюма”, “Разработка коллекции костюмов” (в любом стиле); “Разработка тематических Web-cтраниц”, “Разработка мультимидийной продукции”, “Разработка издательской продукции”.
Проблемно-поисковые, эвристические занятия активно развивают творческие мотивации, ассоциативное мышление, фантазию, умение импровизировать. Особое внимание уделяется тому, чтобы учащийся не только реализовывал свои проекты в студии, но и имел возможность продемонстрировать.
При использовании этих форм индивидуализации составляются образовательные карты, в которых указывается темы, цели, задания. Учащиеся должны уметь выполнять их и отвечать на заданные вопросы. Приложением к данной карте является мониторинг качества обученности учащегося по данной теме или курса с выводами и рекомендациями педагога. Предполагается использовать следующие методы диагностики: практические задания, беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, метод незаконченного предложения и т.п.
Курсом предусматриваются следующие виды контроля: вводный, текущий, рубежный, итоговый. Контроль может проводиться в следующих формах: наблюдение активности на занятии, анализ творческих и исследовательских работ, собеседование с обучающимся и его родителями, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках. Важно использовать оценку промежуточных достижений в качестве инструмента положительной мотивации, а также своевременной коррекции работы учащегося и педагога.
Итоговая аттестация осуществляется как с помощью специальной зачётной работы (практическая работа, проект), так и с учётом портфолио учащегося, то есть совокупности самостоятельно выполненных работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, проектная работа, эссе и т.п) и документально подтверждённых достижений (грамоты, дипломы). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
Курсом предполагается отслеживания результативности ведения курса:
Защита итоговой работы учащегося на НОУ ОУ, ГНОУ.
Творческие отчёты учащегося на различных тематических мероприятиях ОУ: интеллектуальных марафонах, конкурсах проектов, выставках и т.п.
Дизайн-образование несет в себе значительный общеобразовательный потенциал, которое способствует раскрытию в учащихся их творческого начала, формированию эмоционально-ценностных отношений к жизни в личностно-значимой сфере, его адаптации в макросоциуме, предпрофильной и профильной ориентации; развитию самосознания через проявление его творческой поисковой исследовательской активности, организации содержательного досуга ребенка.
В практике студии на основе реализации курса учащимися были разработаны различные проекты. Наиболее яркие представлены на рисунках 1-4. (см. приложение 2)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анджапаридзе Т.В. Уровневый подход в самоопределении воспитанников // Дополнительное образование,2004,№7
- Бердник Т.О., Нехлюдова Т.П. “Дизайн костюма”, Ростов-на Дону “Феникс”, 2000
- Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в системе современного образования. М., 2002
- Карманчиков А.И. Особенности индивидуального подхода в формировании творческой активности учащегося дополнительное образование 2004, №7
- Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей, // Дополнительное образование 2004, №12
- Колокольников В.В. Рисование в педагогическом училище. Л., ГУП, 1961
- Развитие мышления: Методические материалы к образовательной программе “Психология творчества”, - Екатеринбург, 2004
- Роль педагога в приобщении подростка к творчеству// Развивающее обучение: теория и практика.-СПб.: Изд-во ЛГОУ им. .Пушкина, 2002
- Селиванов Н.К., Селиванова Т.В., Ребёнок. Творчество. Компьютер.. T-selivanova @ mail/ ru
- Фролова Н.З.Образовательная среда детского объединения “Компьютерный кружок” как средство развития творческих способностей и социальных компетенций подростка//Дополнительное образование, 2004, №2
Учебно-тематический план (ориентационная версия)
№ пп | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие. Первичный инструктаж. | 2 | 1 | 1 | |
Дизайн в современном обществе | 2 | 1 | 1 | |
Основы композиции | 4 | 1 | 3 | |
Художественный и проектный образ | 4 | 2 | 2 | |
Основы материаловедения | 2 | 1 | 1 | |
6 | Этапы проектирования | 2 | 1 | 1 |
7 | Знакомьтесь: 3D Max. Компоненты интерфейса | 2 | 1 | 1 |
8 | Рисование | 4 | 2 | 2 |
9 | Работа с объектами | 4 | 2 | 2 |
10 | Дополнительные возможности 3Dmax | 2 | 1 | 1 |
11 | Дизайн костюма | 8 | 3 | 5 |
11.1 | Дизайн головных уборов. | 2 | 1 | 1 |
11.2 | Дизайн бижутерии | 3 | 1 | 2 |
11.3 | Дизайн одежды | 3 | 1 | 2 |
12 | Проработка выбранных образов | 2 | - | 2 |
13 | Этапы проектирования изделия | 10 | 3 | 7 |
13.1 | Подбор материала. | 2 | 1 | 1 |
13.2 | Конструкторское решение | 4 | 1 | 3 |
13.3 | Моделирование | 4 | 1 | 3 |
14 | Работа над эскизом | 15 | 4 | 11 |
14.1 | Рабочие эскизы | 5 | 1 | 4 |
14.2 | Фор-эскиз | 4 | 1 | 3 |
14.3 | Технический эскиз | 4 | 1 | 3 |
14.4 | Основы макияжа | 2 | 1 | 1 |
15 | Коррекционный этап | 1 | 1 | - |
16 | Экскурсии | 2 | 1 | 1 |
17 | Оформление выставки | 2 | - | 2 |
18 | Итоговое занятие | 4 | 1 | 3 |
Итого: | 72 | 26 | 46 |
Приложение 1
Алгоритм построения плана индивидуального развития учащегося
Приложение 2
Работы учащихся
Рис.1 Коллекция бижутерии “Мистерия”
Рис. 2. Коллекция галстуков “Стиляги”
Рис. 3. Проект издательского продукта
Рис. 4. Коллекция “Август.… Падают звезды”