Урок математики по теме "Деление десятичных дробей на натуральные числа" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Форма: парусная регата (урок - обобщения).

Цели и задачи:

  • Обеспечить усвоение учащихся знаний деления десятичных дробей на натуральное число.
  • Систематизировать ранее пройденный материал.
  • Развивать активность, самостоятельность в изучении материала. Воспитывать умение оценивать себя и товарища. Воспитывать взаимовыручку.
  • Развивать у учащихся письменную и устную речь.
  • Развивать мыслительные и логические умения, наблюдать, выделять существенное и обобщать.

Знание и умения:

  • Знать правила и умения десятичных дробей на натуральное число и на разрядную единицу.
  • Уметь применять их.
  • Знать порядок действий
  • Знать и уметь находить среднее арифметическое

Литература:

  1. Программа по математике для ср. школы - М.: Просвещение, 1994г
  2. Н.Я. Виленкин. Математика: учебник для пятого класса. М.Мнемозина, 2006г.
  3. Чесноков. Дидактические матер. По математики пятого класса. М. Просвещение 1990г.

Оборудование:

  • Карта путешествия
  • Карта для устного счета
  • Сигнальные карточки.
  • Цветные мелки.

План урока.

Организационный момент. Постановка целей и задач урока. 2минуты
Постановка хода урока. 2 минуты
3. Устно:
  • проверка знаний и умений.
  • проверка наблюдательности и сообразительности.
10 минут
4. Рейгата 15 минут
Подведение итога урока и постановка домашнего задания. 6 минуты

Карта регаты.

  I этап IIэтап III этап  
11       Ф
Т       и
А       н
Р       и
Т       ш

Карта соревнования

Команда 1 испытание 2 испытание 3 задача 4 пример 5 уравнение Сумма баллов Средний балл Место
                 
                 
                 
                 

Борт карта.

Ф.И. участника команды 1 испытание 2 испытание 3 задача 4 пример 5 уравнение Сумма баллов Средний балл Оценка
1                
2                
3                
4                
5                
6                
ИТОГО                

Ход урока

Вхожу в класс и организую ребят на урок.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами закрепим знание деления десятичных дробей на разрядную единицу, натуральное число и нахождение среднего арифметического.

Урок будет проходить в виде парусной регаты. Знает ли кто из вас, что обозначает слово "регата"? Регата - это традиционно проводимые гонки спортивных судов. Откройте тетради они будут у нас борт журналами. Запишите число и тему урока: Деление десятичной дроби на натуральное число.

Вас - 4 парусника в каждой команде свой капитан, который заполняет борт карту команды.

В гонках могут участвовать только те, кто пройдет испытания.

А) первое испытание: на быстроту и правильность применяемых знаний.

Презентация.

Поставьте в тетради столбиком цифры от 1 до 5. На интерактивной доске (слайд 2) будут появляться 5 примеров, вы их устно считаете и ответ записываете в тетрадь.

Проверка: вместе с учителем проверяем (слайд 3).

  • 0,7
  • 0,8
  • 0,04
  • 0,5
  • 4,2

Напротив каждого правильного ответа ставим "+". Сколько плюсиков у каждого, столько и баллов выставляет капитан в борт карту. Общая сумма команды заносится в карту соревнования.

Б) второе испытание: на умение выходить из трудных ситуаций, анализируя их.

Нужно проверить правильность решения примеров (слайд 4).если пример решен правильно, то ставится "В", если неправильно, то "н".

Проверка: (слайд 5).

  • Н
  • В
  • Н
  • В
  • Н

Выставляются баллы.

Испытание мы благополучно преодолели, а сейчас начинаются гонки.

На первом этапе нам с вами понадобится умение рассчитать скорость наших судов (слайд 6).

Задача: За 2 этапа парусник прошёл 86,6 км. Первый этап он преодолел за1,5 часа, со скоростью 30,6 км/ч., а второй этап за 2 часа. Какова скорость парусника на 2 этапе?

Проверка: (слайд 7)

  V (км/ч) t (ч) S (км)
1 этап 30,6 1,5 ?
2 этап ? 2 ?

30,6 * 1,5 = 45,9 (км) за 1 этап

86,6 - 45,9 = 40,7 (км) за 2 этап

40,7 : 2 = 20,35 (км/ч) V на 2 этапе пути

Ответ: скорость на втором этапе пути равна 20,35 км/ч

  • "5" - таблица + все действия
  • "4" - таблица + 2 правильно решенных действия
  • "3" - таблица + 1 правильно решенное действие, если выполнено меньше, то ставится "2". Общая сумма команды заносится в карту соревнования.

Мы прошли первый этап.

На скорость парусника влияет и ветер и подводные рифы. На втором этапе последовательно преодолеем их.

Второй этап:

Решим пример (слайд 8)

6,4 - 1,4 (28,5 : 19) =

Проверка: (слайд 9)

28,5 : 19 = 1,5

1,5 * 1,4 = 2,1

6,4 - 2,1 = 4,3

Ответ: 4,3

  • "5" - порядок действий + 3 правильно решенных действия
  • "4" - порядок действий + 2 правильно решенных действия
  • "3" - порядок действий + 1 правильно решенное действие, если выполнено меньше, то ставится "2". Общая сумма команды заносится в карту соревнования.

Чтобы преодолеть последний этап мы должны найти неизвестное звено в логической цепочке.

Третий этап: (слайд 10)

Решить уравнение: (х:0,5 - 1,3) + 2,5 + 3,2

Проверка: (слайд 11). (х:0,5 - 1,3) + 2,5 = 3,2

Х : 0,5 - 1,3 = 3,2 - 2,5

Х : 0,5 - 1,3 = 0,7

Х : 0,5 = 0,7 + 1,3

Х : 0,5 = 2

Х = 2 * 0,5

Х = 1

Ответ: Х = 1

Общая сумма команды заносится в карту соревнования.

Подведение итогов.

Парусники пришли к финишу. Нам нужно решить какая команда победила, для этого нам нужно найти средний балл команд (Находим сумму баллов и средний балл, выставляем места). Капитаны в командах находят средний балл, округляют его и выставляют оценки участникам команды. Борт карты сдаются учителю для выставления оценок за урок.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание (слайд 12) Повторить п.35, №1375 (1 столбик), № 1376, № 1379 (ж, з)

 Спасибо за урок!