Цель урока:
- обнаружить связь теоретических знаний с практикой окружающей жизни, увидеть в правилах дорожного движения использование и проявление законов физики;
- создать условия для развития творческого мышления и творческих способностей;
- создать условия для развития культуры общения.
Ход урока
- Вступление учителя.
- Решение задач.
- Тест по ПДД.
- Подведение итогов.
Урок сопровождается демонстрацией слайдов презентации (Приложение 1).
На прошлом уроке мы познакомились с явлением инерции. Это явление вездесущее и происходит с любыми телами: большими и маленькими, живыми и неживыми. Ни одно тело мгновенно остановить нельзя, оно будет сохранять свою скорость.
Цель сегодняшнего урока – рассмотреть самые распространённые в повседневной жизни проявления инерции и их последствия, чтобы затем самостоятельно осознанно и правильно поступать с учетом знаний полученных сегодня на уроке.
Рассмотрим некоторые случаи проявления инерции.
Представьте себе, что вы едите на экскурсию в экскурсионном автобусе. Вы захотели пройтись по автобусу, постоять в проходе. Сопровождающий сделал вам замечание и попросил сесть на место. Разумны ли требования сопровождающего?
Давайте рассмотрим две ситуации (автобус резко трогается с места и автобус резко останавливается) и продемонстрируем это на опыте.
Если автобус резко трогается с места, то ноги пассажира, связанные трением с полом, начинают двигаться вместе с полом вперёд, а тело продолжает сохранять состояние покоя относительно земли. В результате пассажир откланяется в сторону, противоположную движению автобуса.
Наоборот, при резкой остановке автобуса ноги пассажира, связанные трением с полом, вместе с ним останавливаются, а тело продолжает двигаться относительно земли в прежнем направлении, поэтому пассажир отклоняется вперёд.
Итак, вы теперь понимаете разумность этого требования и будете, как положено, сидеть, а не стоять.
В правилах дорожного движения записано, что водитель и пассажиры обязательно должны быть пристёгнуты. Давайте послушаем, какие страшные беды бывают из-за инерции, если не пользоваться ремнями безопасности. Зачитывается заметка из газеты.
Задача № 1.
Ремень безопасности в автомобиле удерживает человека от отклонения вперёд. В каких аварийных ситуациях помогает этот ремень?
Задача №2.
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
Задача №3.
От момента, когда водитель автомобиля заметит опасность, до момента, когда он примет необходимые для её избежания меры, проходит от 0,5 до 1 секунды.
Какой путь пройдёт автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, за время, соответствующее этим значениям?
На слайде № 7 показано как меняется тормозной путь в зависимости от скорости автомобиля.
Во время движения по дороге в темное время суток нет ничего более коварного, чем неожиданно наступившее ослепление. Водитель на некоторое время не видит дорогу.
Острота зрения человека в темный период времени в 20 раз хуже, чем днём.
Вот тут и оказывается роковым появление на проезжей части пешехода или препятствия. Считается, что на неосвещенных дорогах каждое десятое происшествие в темное время суток происходит из-за ослепления водителя автомобиля.
В правилах дорожного движения многих стран введены положения об обязательном ношении пешеходами одежды со световозвращающими элементами или катафотов при движении по дороге в темное время суток.
Задача №4.
Какой путь водитель проезжает “вслепую” при ослеплении на 10 секунд при скорости 50 км/ч и 80 км/ч?
Задача №5.
Определите минимальное безопасное расстояние до автомобиля, если ширина проезжей части 8м, его скорость 60 км/ч, а скорость пешехода 1м/с.
Легковой автомобиль движется со скорость 60 км/ч по сухой асфальтовой дороге. На проезжую часть неожиданно вышел пешеход. Водитель увидел пешехода и своевременно начал принимать все необходимые меры для остановки автомобиля.
Полный остановочный путь автомобиля при данных условиях равен 38 метров. Отсюда видно, что если водитель заметил пешехода за несколько метров, то остановить машину на безопасном расстоянии он не может.
Опасно ходить по скользкой дороге, потому, что можно упасть, а у автомобиля резко увеличивается тормозной путь в несколько раз, чем на сухой проезжей части. Автомобиль может занести, и водителю сложно бывает в такой ситуации справиться с управлением.
На слайде № 10 показан тормозной путь автомобиля в зависимости от состояния проезжей части при одинаковой скорости движения.
Задача №6.
С какой целью конструкцией автомобиля предусмотрено, чтобы при нажатии на педаль тормоза автоматически загорались красные тормозные сигналы сзади автомобиля?
Задача №7.
Если автомобиль оборудован шинами с шипами, которые предотвращают скольжение по льду, на автомобиле устанавливают специальный знак (большая буква “Ш”).
Где находится этот знак – на переднем или заднем стекле автомобиля?
Если бы все участники дорожного движения, прогнозировали и предвидели появление опасных ситуаций и действовали безопасно, то проблема дорожно-транспортного травматизма в нашей стране в настоящее время не стояла очень остро.
Ежегодно на дорогах Московской области происходит более 14 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает почти 100 и получает ранения около 1400 подростков в возрасте до 16 лет.
В условиях интенсивного движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдается большое количество несчастных случаев с детьми.
Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой одну из главных проблем государства.
После обсуждения и решения задач учащиеся выполняют тест.
1. Какое правило для обеспечения безопасности должен выполнять пешеход, переходя дорогу?
А – Переходить дорогу под прямым углом к тротуару и не останавливаться без необходимости.
В – Как можно быстрее перебежать дорогу.
С – Медленно переходить дорогу.
2. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?
А – Сзади автобуса.
В - Спереди автобуса.
С - Дождаться, когда автобус отойдет от остановки на достаточное расстояние, и перейти дорогу.
3. Как правильно и безопасно перейти дорогу, если на проезжей части не видно машин?
А – Остановиться на проезжей части, посмотреть налево и направо и только после этого - переходить, продолжая наблюдать.
В – Машин нет – значит можно переходить.
С – Быстро перебежать дорогу, пока на проезжей части нет машин.
4. Какие “бытовые” привычки опасны на дороге?
А – Разговаривать во время движения.
В – Внезапно выбегать из-за кустов, из-за угла дома или из-за других препятствий.
С – Все выше перечисленные привычки.
5. К противоположной стороне улицы подъезжает “твой” автобус. Твои действия?
А – Побыстрее перебежать дорогу, чтобы успеть на автобус.
В – Остановиться, посмотреть налево и направо и только после этого переходить дорогу, продолжая наблюдать.
С – Посмотреть налево и переходить дорогу.
6. Как ты будешь переходить дорогу, если опаздываешь?
А – Шагом.
В – Бегом.
С – Шагом, предварительно приостановившись для наблюдения.
7. Что должны, по возможности, предпринять пешеходы при движении по загородной дороге в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости?
А – Идти, по возможности придерживаясь правой стороны дороги, по ходу движения транспортного средства.
В – Идти навстречу транспортного средства, надеть яркую нарукавную повязку или прикрепить к своей одежде световозвращающие элементы.
С – Идти, придерживаясь правой стороны и освещая дорогу фонариком.
D – Имеет, если поблизости нет движущихся в его направлении автомобилей.
8. От чего зависит длина тормозного пути?
А – От массы и скорости автомобиля.
В – От состояния дороги.
С – От всех перечисленных факторов.
9. Водитель и пассажир транспортного средства, оборудованного ремнями безопасности, обязаны быть пристегнуты:
А – Только при движении по горным дорогам.
В – Во всех случаях при движении транспортного средства.
С – Только при движении по автомагистралям.
10. Имеет ли право пешеход переходить дорогу, если в основном светофоре включен зеленый сигнал, а в пешеходном – красный?
А – Не имеет права.
В – Имеет право.
С – Имеет, если поблизости нет движущихся в его направлении автомобилей.
Подведение итогов.
Мы, участники дорожного движения, должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью, предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. В этом нам помогут знания, полученные на уроках физики.
Литература
- Методика преподавания физики.- М.: “Просвещение”, 1986.
- Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат. Задачи по физике для основной школы с примерами решений. – М.: Издательство “Илекса”, 2009г.
- Книга для чтения по физике - М.: “Просвещение”, 1986.
- Внеклассная работа по физике, Саратов ОАО “Издательство “Лицей”, 2002.