Урок математики по теме "Теорема Пифагора" с применением интерактивной доски" (8-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 8


Цель урока: изучить теорему Пифагора, показать ее применение на практике.

В результате работы учащиеся должны

Знать:

  • Формулировку теоремы Пифагора.
  • Исторические факты.

Уметь:

  • Доказывать теорему Пифагора.
  • Вычислять значения геометрических величин (длин сторон прямоугольного треугольника).
  • Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя теорему Пифагора.

Задачи:

Образовательные:

  • рассмотреть и доказать теорему Пифагора,
  • показать значение теоремы Пифагора,
  • повторить изученный ранее материал (определение прямоугольного треугольника и трапеции, формулы для нахождения площадей этих фигур),
  • рассмотреть фрагменты из истории жизни Пифагора.

Развивающие:

  • самостоятельно работать с дополнительными источниками информации;
  • составить презентацию;
  • грамотного построения математической речи;
  • ясности выраженной мысли;
  • логического мышления;
  • навыков аргументированной речи.

Воспитательные: воспитание настойчивости и трудолюбия, интереса к доказательству теорем, познавательной активности.

Средства обучения: интерактивная доска INTERWRITE, проектор, компьютер, линейка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Методы: поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, наглядный, постановка проблемных вопросов, рефлексия, использование ИКТ.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Историческая справка.
  3. Подготовительная работа по готовым чертежам.
  4. Физминутка.
  5. Объяснение нового материала (доказательство теоремы).
  6. Первичное закрепление нового материала.
  7. Подведение итогов. Рефлексия.
  8. Постановка домашнего задания.

Ход урока

I. На доске написана тема урока, имеются изображение Пифагора, пирамид и прямоугольных треугольников.

Здравствуйте учащиеся и гости.

Сегодня у нас урок геометрии. Внимательно посмотрите на доску и ответьте на вопросы:

Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься? Что будем изучать? А для чего мы будем изучать эту теорему? (Зачем она нам нужна?) Как вы думаете, почему она называется именно так? Кто-нибудь слышал это имя?

II. Давайте немного узнаем подробнее об этом великом человеке (к доске вызывается 1 учащийся, готовивший презентацию о жизни и деятельности Пифагора). Приложение 1, 2.

Вопросы на восприятие презентации:

III. Итак, мы сегодня с вами займемся изучением Теоремы Пифагора.

1. Как вы думаете, с какой геометрической фигурой связана эта теорема?

2. А какой треугольник называется прямоугольным?

3. Как называются стороны прямоугольного треугольника?

4. Глядя на рисунок, назовите катеты и гипотенузы данных треугольников.

5. Чему равна площадь прямоугольного треугольника?

6. Какая фигура называется трапецией?

7. Как найти площадь трапеции?

8. Назовите основные свойства площадей фигур.

Я предлагаю вам провести небольшое исследование для прямоугольных треугольников. А результат этих исследований мы занесем в таблицу.

Но для начала откройте тетради, запишите дату, классная работа и тема урока "Теорема Пифагора".

У вас на столах представлены прямоугольные треугольники. Ваша задача, измерить линейкой длины сторон этих треугольников для того чтобы в дальнейшем заполнить таблицу, с помощью которой мы попробуем увидеть зависимость между сторонами. Свои измерения записываете прямо на чертеже. Работаем в парах.

Давайте на основе данных рисунков заполним таблицу.

В этой таблице нам надо записать квадраты длин катетов и гипотенузы для каждого из данных треугольников.

Итак, посмотрев на таблицу выявите как же связаны между собой квадраты катетов с квадратом гипотенузы.

Гипотенуза2 = катет2+катет2.

Прежде, чем мы сформулируем и докажем теорему.

Давайте договоримся, что против угла А будет лежать катет, обозначенный буквой а, т.е. ВС=а, а катет, лежащий против угла В будем обозначать - b, и соответственно гипотенузу буквой с.

Тогда как можно записать выражение теорему Пифагора используя эти обозначения?

(Ответ: с22+b2)

Данное равенство и есть теорема Пифагора. Что отражает эта теорема? (Ответ: она отражает связь между катетами и гипотенузой).

Давайте попробуем ее сформулировать.

IV. Физминутка.

V. Теорема Пифагора звучит следующим образом:

Существует более 100 различных доказательств теоремы Пифагора. Сейчас мы с вами рассмотрим способ доказательства этой теоремы Джеймса Гарфилда (двадцатый президент США, который смог привести свое доказательство теоремы Пифагора).

Мы с вами нашли площадь трапеции, используя формулу для вычисления площади трапеции. А как еще можно найти площадь данной трапеции?

Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим
И таким простым путём
К результату мы придём.

VI. Запишите теорему Пифагора для каждого треугольника.

Найдите длину гипотенузы у следующих треугольников.

Почему взяли только положительные значения?

(Ответ: потому, что длина - величина положительная).

Во времена Пифагора его теорема звучала следующим образом:

Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах.

И действительно, если мы посчитаем площадь квадратов построенных на катетах этого треугольника и сложим эти площади, то мы получим площадь квадрата построенного на гипотенузе.

На что похожа эта картинка?

Про картинку, иллюстрирующую эту теорему, сложена шутливая поговорка: "Пифагоровы штаны на все стороны равны".

Такие стишки придумывали учащиеся средних веков при изучении теоремы; рисовали шаржи. Вот, например, такие

VII. Итак, давайте подведем итог сегодняшнего занятия.

Давайте на минутку задумаемся и попробуем сказать, что я сегодня делал на уроке? Что я узнал? Чему я научился? - взаимосвязь поставленной цели и достигнутого результата. Что мне нужно было для этого? Какими видами деятельности вы сегодня занимались? Какие проблемы вы ощутили? Что сделаете для решения этой проблемы?

VIII. Запишите домашнее задание:

VIII. Похвалить и оценить.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3