Цель: обобщить и систематизировать знания по теме сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, умения применять их при решении задач и уравнений.
Задачи:
Обучающие:
- Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, смешанные числа.
- Понятие обыкновенной дроби.
- Способствовать формированию самостоятельности, мыслительной деятельности учащихся по решению учебных задач в новой учебной ситуации.
- Повторить правило перехода из неправильной дроби в смешанное число, выделение целой части из неправильной дроби.
Развивающие:
- Способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности учащихся.
- Развивать творческие умения учащихся.
- Развитие математической грамотной речи, логического мышления.
Воспитывающие:
- Воспитывать потребность в творческой деятельности.
- Воспитывать коммуникативные умения учащихся в урочной деятельности.
- Воспитывать уважительное отношение учащихся к друг другу, умение работать в парах.
Формы работы:
- индивидуальная;
- дифференциальная самостоятельная работа;
- в парах;
- фронтальная;
- рефлексия (проверка понимания, закрепления знаний и способов действий).
Структура урока.
- Организационный момент. Рефлексия.
- Актуализация опорных знаний. Работа устно.
- Работа в парах.
- Решение задачи.
- Физминутка.
- Тест.
- Постановка задачи на следующее занятие. Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный моментУчитель: Давайте попробуем определить свою проблему. В каком месте мне еще нужно разобраться, понять? Именно сегодня на уроке я хотел бы решить для себя…
II. Актуализация опорных знаний1. Мы говорим про дробные числа, а что это за
числа?
Что показывает числитель, знаменатель,
черта дроби?
Какие бывают дроби?
Правильные – это какие?
Неправильные –
Смешанные –
Скажите слово “дробь” - вы встретили
только в математике?
Приложение 1 (Слайд 1, Слайд 2)
2. Какие преобразования можем выполнить с неправильной дробью, смешанным числом (правило выделения целой части из неправильной дроби, представление смешанного числа в виде неправильной дроби)
Слайд 3.
3. Какие действия умеем выполнять с дробными числами.
– Правило сложения.
– Правило вычитания.
– Что значит сравнить?
Слайд 4, слайд 5.
4. Ответы поясняем.
III. Работа в парах– Дополните пример так, чтобы партнер смог его решить. (Приложение 2).
– Составляем числовые выражения 3 мин, меняемся и теперь находим значение числового выражения (3 мин).
IV. Решение задачи№ 1069. [1]
V. Физкультминутка VI. Тест– У каждого на парте тест, состоящий из двух частей.
Часть I с выбором ответа. Думаете,
решаете и обводите верный ответ. 5 заданий.
Часть II решаете на дополнительных
листах. Записываете решение и ответ. 3 задания. (Приложение 3)
Какую часть составляет:
1 см от 1 дм;
1 см от 1 м;
3 мм от 1 см;
5 дм от 1 м;
13 см от 1 м;
7 кг от 1 ц?
Вы ничего не заметили?
Оказывается такие дроби можно записать в другом виде, и называются они десятичные, но эта задача следующего урока.
Рефлексия.
У кого остались проблемы, не понимаю, не знаю
как это делать?
Чья помощь мне нужна?
Что нужно сделать самому?
Литература
Учебник. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5. М.: Мнемозима, 2008.