Урок математики по теме "Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: обобщить и систематизировать знания по теме сравнения, сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, умения применять их при решении задач и уравнений.

Задачи:

Обучающие:

  • Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, смешанные числа.
  • Понятие обыкновенной дроби.
  • Способствовать формированию самостоятельности, мыслительной деятельности учащихся по решению учебных задач в новой учебной ситуации.
  • Повторить правило перехода из неправильной дроби в смешанное число, выделение целой части из неправильной дроби.

Развивающие:

  • Способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности учащихся.
  • Развивать творческие умения учащихся.
  • Развитие математической грамотной речи, логического мышления.

Воспитывающие:

  • Воспитывать потребность в творческой деятельности.
  • Воспитывать коммуникативные умения учащихся в урочной деятельности.
  • Воспитывать уважительное отношение учащихся к друг другу, умение работать в парах.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • дифференциальная самостоятельная работа;
  • в парах;
  • фронтальная;
  • рефлексия (проверка понимания, закрепления знаний и способов действий).

Структура урока.

  1. Организационный момент. Рефлексия.
  2. Актуализация опорных знаний. Работа устно.
  3. Работа в парах.
  4. Решение задачи.
  5. Физминутка.
  6. Тест.
  7. Постановка задачи на следующее занятие. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Давайте попробуем определить свою проблему. В каком месте мне еще нужно разобраться, понять? Именно сегодня на уроке я хотел бы решить для себя…

II. Актуализация опорных знаний

1. Мы говорим про дробные числа, а что это за числа?
    Что показывает числитель, знаменатель, черта дроби?
    Какие бывают дроби?
    Правильные – это какие?
    Неправильные –
    Смешанные –
    Скажите слово “дробь” - вы встретили только в математике?

Приложение 1 (Слайд 1, Слайд 2)

2. Какие преобразования можем выполнить с неправильной дробью, смешанным числом (правило выделения целой части из неправильной дроби, представление смешанного числа в виде неправильной дроби)

Слайд 3.

3. Какие действия умеем выполнять с дробными числами.

– Правило сложения.
– Правило вычитания.
– Что значит сравнить?

Слайд 4, слайд 5.

4. Ответы поясняем.

III. Работа в парах

– Дополните пример так, чтобы партнер смог его решить. (Приложение 2).

– Составляем числовые выражения 3 мин, меняемся и теперь находим значение числового выражения (3 мин).

IV. Решение задачи

№ 1069. [1]

V. Физкультминутка

VI. Тест

– У каждого на парте тест, состоящий из двух частей.

Часть I с выбором ответа. Думаете, решаете и обводите верный ответ. 5 заданий.
Часть II решаете на дополнительных листах. Записываете решение и ответ. 3 задания. (Приложение 3)

VII. Постановка задачи на следующий урок. Рефлексия

Какую часть составляет:

1 см от 1 дм;
1 см от 1 м;
3 мм от 1 см;
5 дм от 1 м;
13 см от 1 м;
7 кг от 1 ц?

Вы ничего не заметили?

Оказывается такие дроби можно записать в другом виде, и называются они десятичные, но эта задача следующего урока.

Рефлексия.

У кого остались проблемы, не понимаю, не знаю как это делать?
Чья помощь мне нужна?
Что нужно сделать самому?

VIII. Домашнее задание на листах

Приложение 4

Литература

Учебник. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика 5. М.: Мнемозима, 2008.