Цель:
- дать учащимся представления о характерных признаках весны в неживой природе;
- формировать у учащихся представление об изменениях в жизни растений и животных весной, показать связь с неживой природой;
- развивать у детей наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать интерес и любовь к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”.
2. Основная часть.
1. Признаки неживой природы.
Учитель:
Мы сегодня совершим удивительное путешествие в весенний лес, чтобы поговорить о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, попробуем нарисовать картину весны.
А вот и наш транспорт ковер – самолет. Устраивайтесь поудобнее и давайте скажем: “Ковер – самолет, возьми нас в полет”.
(Уч-ся становятся в кружок на ковре, берутся за руки и поднимают их вверх)
Быстро летит ковер – самолет, только ветер свистит в ушах, вот и лес.
(Дети садятся на места)
Тише! Вы слышите? Кто – то здесь ворчит, чем –то не доволен?
(учитель перевоплощается в Лесовика)
Лесовичок:
Кто здесь шумит, нарушает тишину и покой моего леса? О, да как вас здесь много! Вы узнали меня?
Да, я Лесовичок, хозяин леса, приставлен, за порядком следить в моем лесу, охранять его. Мой лес, могучий лес, полный сказок и чудес!
(Открывается доска, на которой изображен спящий лес, покрытые снегом деревья, земля и т.д. В процессе пробуждения природы снег убирается)
Да, лес еще спит. Вы пришли разбудить его от зимней спячки? А что уже пора? Тогда давайте попробуем. Порадуйте меня и мой лес стихами о весне, ее приметами, чтобы мы почувствовали, что идет весна.
(Дети читают стихи, приметы о весне)
Кто это еще пытается разбудить весенний лес?
(Звучит голос синицы)
Да это подружка моя – синичка, торопится весенний календарь открыть.
Какие весенние месяца вы знаете? Послушайте мои загадки, и скажите, о каком из месяцев идет речь.
1)
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
2)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернется,
А в лесу медведь проснулся
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
(Апрель)
3)
Зеленеет даль поле
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц этот?
(Май)
Молодцы, ребята! Вспомнили!
Но никак не хочет просыпаться наш лес. Помогите мне создать весеннее настроение в лесу, оживите мой лес. Давайте начнем с неживой природы. В первую очередь нарисуем солнце. Какое оно весной?
(Светит ярче, греет все сильнее, выше поднимается, дни становятся длиннее)
(На доске пробуждается солнышко)
Теперь давайте нарисуем небо. Какое оно весной?
(Голубое, высокое, по небу плывут облака белые, легкие)
(На доске появляется белые облака)
Давайте посмотрим, а что происходит весной с почвой и почему?
(Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от тающего снега. Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.)
(На доске появляется почва)
Скажите, а какие осадки выпадают весной?
(в марте – снег, в апреле – снег и дождь, в мае - дождь)
(Вывешивается: снег, капли дождя)
А что происходит весной со снегом и почему?
(Поскольку становится все теплее, снег тает: в марте появляются первые проталины, в апреле их становится все больше и больше, в мае весь снег растаивает)
(Появляется изображение проталины и сугроба снега)
А что происходит весной с водоемами?
(Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. На реке начинается ледоход, лед раскрывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постепенно тают)
(Открывается река, по которой плывут льдины)
Ой, какой сильный ветер подул с реки!
3. Физминутка.
4. Признаки живой природы.
Лесовичок: Ну вот, наконец – то мой лес начал просыпаться!
1. Полянка “Хоровод деревьев”.
А сейчас я хочу пригласить вас на мои любимые полянки в лесу. Хочешь – садись на пенек, хочешь – на траву. Вот и моя полянка “Хоровод деревьев”!
Давайте посмотрим, что происходит с деревьями и кустарниками весной? Как они просыпаются?
(Набухают почки, появляются листочки, сережки, первые цветы, хвойные деревья меняют цвет коры, хвои)
(Открываются снежные шапки)
Говорят, что березы плачут весной, когда нерадивые люди делают березке надрезы на стволах и не заклеивают порезы. Посмотрите, около нее что-то написано.
“Не руби березы белой,
Не губи красы лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной”.
- Для чего делают надрезы на березе?
- Скажите, почему нельзя делать надрезы весной на березе?
2. Полянка цветов.
(Распыляется запах)
Как приятно пахнет! Да это же полянка цветов. Давайте посмотрим, какие цветочки уже проснулись весной.
(Выходят дети у которых на голове шапочки цветов)
Одуванчик:
- Я одуванчик. Я не жалуюсь, расту везде, где упадут на парашютиках мои семена. Корень у меня длинный, крепкий, а вот листья хрупкие.
Мать-и-мачеха:
- Я мать-и-мачеха. Ой, одуванчик! Цвести бы мне столько. Сколько тебе! Я самый первый цветок, поэтому мне все радуются, а иногда срывают меня, очень обижая этим. Остановитесь на мгновение, замрите, как красиво вокруг!
Лесовичок:
Многие весной собирают букеты весенних растений. Хорошо ли это?
3. Полянка “Птичьи голоса”.
Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны?
(Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.)
Угадайте, какие птицы возвращаются в наши края из теплых мест.
(Звучат голоса птиц: вороны, грача, гусей, уток и т.д.)
4. Полянка “Беличья”
Лесовичок:
Ой, кто это бросил в нас шишку? Да ведь это же белка.
(Показывает игрушку белки)
Мы оказались на полянке “Беличья”. Давайте спросим у зверюшек лесных как они зиму провели.
(Дети показывают сценку)
Еж: Я спал. Я похудел.
Белка: у меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую. Будто и не было холодной зимы.
Лиса: А я голодала. Одними мышами питалась. Ну да изредка кур посчитывала в соседней деревне. А, что ты кум такой худой?
Волк:
Будешь худ с такой едой.
Я не ел четыре дня.
Увидал обед у пня.
А обед во все лопатки
Припустился от меня.
Вот несчастье, вот беда!
Быстроногая еда!
Лиса: Миша! Расскажи, как весну чуть не проспал?
Медведь:
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге,
Спал всю зиму до весны.
Еж: И наверно видел сны?
Медведь:
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет –
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил – кругом вода!
Еж: Заспешил медведь наружу:
Медведь: Заливает – не до сна.
Еж:
Вылез он и видит лужи,
Тает снег… Пришла весна.
Лесовичок: Скажите, лесные жители, а что происходит с вами весной?
Медведь: Я оголодал, исхудал за зиму. И теперь не доволен и зол на весь мир. Поедаю весной и молодую травку, насекомых, а так же я линяю.
Белка: Весной у меня появляются бельчата, которых кормлю своим молоком. Меняю шубку с серой на рыжую.
Лиса: У меня тоже появляются детеныши. Я учу добывать их себе корм. Я линяю весной.
Лесовичок: Ну, вот и ожил мой лес!
5. Итог.
Лесовичок:
Скажите, ребята, теперь вы узнали, что происходит с живой и неживой природой весной?
Ну что ж мне пора идти наводить порядки в лесу! До свидания! До скорых встреч!
(Лесовичок перевоплощается в учителя)
Учитель:
Вам понравилась встреча с Лесовичком? Что происходит с живой и неживой природой весной? Пора возвращаться из леса в класс. “Ковер – самолет, возврати нас в класс!”
(Звучит музыка)
Скажите на прощание лесу!
“До свидания,
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя ведь будем,
Темный лес, чудный лес,
Полный сказок и чудес!”