Цели урока:
- учить писать письма;
- развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать;
- воспитывать овладение речевым этикетом, умение воспроизвести мысли на письме.
Оборудование: компьютер, экран.
1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в увлекательное путешествие.
Кто стучится в дверь ко мне.
С толстой сумкой на ремне.
Это он, это он.
Ленинградский :(почтальон).
-А верными спутниками будут дружные, любознательные ученики нашего класса.
- Что может принести в ваш дом почтальон?
- Письма, открытки, телеграммы, посылки.
2. Чистописание.
1) Игра "Буква потерялась"
- Скажите, какая буква потерялась? (Буква А)
:втор, :дрес, :ртист.
- Что можете сказать о звуке, который обозначает эти буква?
2) Гимнастика для пальцев.
3) Письмо букв А а
- Какую букву будем писать? (Аа)
Аа А Ааа
- Найдите закономерность и допишите.
3. Словарно-орфографическая работа.
- Прочитайте слова (автобус, адрес, автор)
- Что обозначает слово артист? адрес? автор?
- Что можете сказать об этих словах?
- Какое слово лишнее?
- Запишите слова.
4. Введение в тему урока. Работа по теме.
- Мы поговорим о письмах. Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг - другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты и разделяют радость.
- Какие бывают письма?
(На экране письмо)
Дорогие мои Андрюша и Ирина! Я желаю, чтобы вы выросли чуткими, отзывчивыми людьми.
Занимайтесь спортом, учитесь старательно. Помогайте во всем маме и бабушке. Скоро мы побьем всех фашистов и я вернусь домой.
Ваш папа.
- Это письмо - пожелание. Папа желает, чтобы дети выросли чуткими и отзывчивыми людьми.
Из этого письма видно, что отец очень любит своих детей, жалеет жену и свою старую мать. Письмо запечатлевает образ человека, который его пишет.
(На экране второе письмо)
Здравствуйте, дорогие мама и папа! Пишу вам из летнего оздоровительного лагеря "Мечта".
Мне здесь очень хорошо. Когда вы приедете? Я очень по вас соскучилась.
Приезжайте скорее, привезите книги. Целую.
Ваша дочь Маша.
- Это письмо- информация. Письмо родным. В нем Маша сообщает, что в лагере ей хорошо, но она скучает и просит приехать скорее к ней и привезти книги.
- Какое настроение у девочки?
- Это письмо содержит не только информацию. Но и переживания девочки.
(На экране третье письмо)
С Новым годом, моя дорогая внучка! Всегда помню о тебе, собираю интересные журналы. Люби и слушайся родителей, гуляй на улице. Изучай природу. Будь упорна в учении и труде.
Любящий тебя дедушка Иван.
- Это письмо поздравление. Дедушка поздравляет внучку Машу с Новым годом. Желает здоровья, успехов в учебе.
- Прочитали три письма. Какие письма бывают?
- Письма - пожелания, письма- информации, письма- поздравления.
5. Физкультминутка.
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два! Раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите.
Раз и два! Раз и два!
6. Отправитель-получатель (адресат)
- Получателя письма называют адресатом.
"Адресат"- от немецкого слова "адрес".
Кто пишет письмо - отправителем.
Послушайте стихотворение.
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг - чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: "Где наш гараж?"
Мечутся жители: "Где наш этаж?"
Все перепуталось. Все заблудилось.
Я рассказала про это нарочно.
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь,
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
- Чтобы адресат получил письмо, надо разборчиво, аккуратно писать адрес на конверте.
(На экране конверт, на столах тоже конверты)
От кого________________ Откуда________________ Кому______________________
Куда______________________
Индекс места отправления Индекс места назначения
- Подписываем конверт.
7. Готовимся писать письмо.
(На экране таблица)
Схема текста письма Письмо 1. Обращение. 2. Основное содержание письма.
3. Вопросы адресату.
Благодарность.
Просьбы.
Приветы
Подпись.
Дата и место написания.
Здравствуйте, папа и мама!
Опишу вам, как идет жизнь в летнем оздоровительном лагере "Мечта"
У меня много новостей. Живем мы весело: ходим на экскурсии, за ягодами. Часто купаемся. К нам приезжала певица Сарби.
Как вы живете? Какие новости?
Спасибо, что прислали журналы.
Я прошу вас писать мне почаще.
Передайте привет подруге Оле.
Всегда ваша Маша.
20 июля 2009 года. Лагерь "Мечта"
- Письмо- это текст.
- Какие части текста вы знаете?
- Начало (зачин), основная часть, концовка.
- Что в себя включает начало?
- Обращение, кому пишется данное письмо?
- О чем говорится в основной части?
- В основной части письма девочка Маша пишет о себе, о своей жизни в лагере "Мечта". Это то, о чем хотят узнать родители.
- Как завершается письмо?
- Концовка содержит вопросы родителям, благодарность. Просьбу писать почаще, подпись и дату.
- Конечно, не в каждом письме есть эти элементы. Вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах. Иногда письмо начинается с благодарности и с вопросов к адресату, а уж потом идет сообщение о себе.
8. Подведение итогов урока.
- Послушайте стихотворение.
Бабуля, здравствуй! Не грусти!
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе.
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.
(Р.Алдонина.)
- Что вам не понравилось в письме Кирилла?
- Подумайте, к кому вы обратились бы со словами: " Здравствуйте, дорогие: , Здравствуйте: Здравствуй, моя дорогая:"
- Какие письма вы любите получать?
9. Домашнее задание. Напишите интересное письмо своему соседу по парте, письмо на Луну, на планету Марс.