Урок письма на тему "Письмо-пожелание, письмо-информация, письмо-поздравление"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить писать письма;
  • развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать;
  • воспитывать овладение речевым этикетом, умение воспроизвести мысли на письме.

Оборудование: компьютер, экран.

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в увлекательное путешествие.

Кто стучится в дверь ко мне.
С толстой сумкой на ремне.
Это он, это он.
Ленинградский :(почтальон).

-А верными спутниками будут дружные, любознательные ученики нашего класса.

- Что может принести в ваш дом почтальон?

- Письма, открытки, телеграммы, посылки.

2. Чистописание.

1) Игра "Буква потерялась"

- Скажите, какая буква потерялась? (Буква А)

:втор, :дрес, :ртист.

- Что можете сказать о звуке, который обозначает эти буква?

2) Гимнастика для пальцев.

3) Письмо букв А а

- Какую букву будем писать? (Аа)

Аа А Ааа

- Найдите закономерность и допишите.

3. Словарно-орфографическая работа.

- Прочитайте слова (автобус, адрес, автор)

- Что обозначает слово артист? адрес? автор?

- Что можете сказать об этих словах?

- Какое слово лишнее?

- Запишите слова.

4. Введение в тему урока. Работа по теме.

- Мы поговорим о письмах. Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают друг - другу новости, рассказывают о своей жизни, поддерживают в трудные минуты и разделяют радость.

- Какие бывают письма?

(На экране письмо)

Дорогие мои Андрюша и Ирина!

Я желаю, чтобы вы выросли чуткими, отзывчивыми людьми.

Занимайтесь спортом, учитесь старательно. Помогайте во всем маме и бабушке. Скоро мы побьем всех фашистов и я вернусь домой.

Ваш папа.

- Это письмо - пожелание. Папа желает, чтобы дети выросли чуткими и отзывчивыми людьми.

Из этого письма видно, что отец очень любит своих детей, жалеет жену и свою старую мать. Письмо запечатлевает образ человека, который его пишет.

(На экране второе письмо)

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из летнего оздоровительного лагеря "Мечта".

Мне здесь очень хорошо. Когда вы приедете? Я очень по вас соскучилась.

Приезжайте скорее, привезите книги. Целую.

Ваша дочь Маша.

- Это письмо- информация. Письмо родным. В нем Маша сообщает, что в лагере ей хорошо, но она скучает и просит приехать скорее к ней и привезти книги.

- Какое настроение у девочки?

- Это письмо содержит не только информацию. Но и переживания девочки.

(На экране третье письмо)

С Новым годом, моя дорогая внучка!

Всегда помню о тебе, собираю интересные журналы. Люби и слушайся родителей, гуляй на улице. Изучай природу. Будь упорна в учении и труде.

Любящий тебя дедушка Иван.

- Это письмо поздравление. Дедушка поздравляет внучку Машу с Новым годом. Желает здоровья, успехов в учебе.

- Прочитали три письма. Какие письма бывают?

- Письма - пожелания, письма- информации, письма- поздравления.

5. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два! Раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите.
Раз и два! Раз и два!

6. Отправитель-получатель (адресат)

- Получателя письма называют адресатом.

"Адресат"- от немецкого слова "адрес".

Кто пишет письмо - отправителем.

Послушайте стихотворение.

Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг - чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: "Где наш гараж?"
Мечутся жители: "Где наш этаж?"
Все перепуталось. Все заблудилось.
Я рассказала про это нарочно.
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь,
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?

- Чтобы адресат получил письмо, надо разборчиво, аккуратно писать адрес на конверте.

(На экране конверт, на столах тоже конверты)

От кого________________

Откуда________________                             Кому______________________

Куда______________________

Индекс места отправления                           Индекс места назначения

- Подписываем конверт.

7. Готовимся писать письмо.

(На экране таблица)

Схема текста письма Письмо
1. Обращение.

2. Основное содержание письма.

 

 

 

3. Вопросы адресату.

Благодарность.

Просьбы.

Приветы

Подпись.

Дата и место написания.

 

Здравствуйте, папа и мама!

Опишу вам, как идет жизнь в летнем оздоровительном лагере "Мечта"

У меня много новостей. Живем мы весело: ходим на экскурсии, за ягодами. Часто купаемся. К нам приезжала певица Сарби.

Как вы живете? Какие новости?

Спасибо, что прислали журналы.

Я прошу вас писать мне почаще.

Передайте привет подруге Оле.

Всегда ваша Маша.

20 июля 2009 года. Лагерь "Мечта"

- Письмо- это текст.

- Какие части текста вы знаете?

- Начало (зачин), основная часть, концовка.

- Что в себя включает начало?

- Обращение, кому пишется данное письмо?

- О чем говорится в основной части?

- В основной части письма девочка Маша пишет о себе, о своей жизни в лагере "Мечта". Это то, о чем хотят узнать родители.

- Как завершается письмо?

- Концовка содержит вопросы родителям, благодарность. Просьбу писать почаще, подпись и дату.

- Конечно, не в каждом письме есть эти элементы. Вопросы к адресату, подпись, дата, как правило, всегда бывают в письмах. Иногда письмо начинается с благодарности и с вопросов к адресату, а уж потом идет сообщение о себе.

8. Подведение итогов урока.

- Послушайте стихотворение.

Бабуля, здравствуй! Не грусти!
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе.
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.
(Р.Алдонина.)

- Что вам не понравилось в письме Кирилла?

- Подумайте, к кому вы обратились бы со словами: " Здравствуйте, дорогие: , Здравствуйте: Здравствуй, моя дорогая:"

- Какие письма вы любите получать?

9. Домашнее задание. Напишите интересное письмо своему соседу по парте, письмо на Луну, на планету Марс.