Цели:
- Дать представление о болоте, о его разнообразном растительном мире.
- Раскрыть значение болот для человека и природы.
- Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
- Формирование ценностного отношения к миру живой природы.
Задачи:
Образовательные.
- Ознакомить учащихся с природным сообществом “болото”.
- Заинтересовать учащихся в решении проблемы охраны природы.
Развивающие.
- Развитие умения сравнивать, обобщать, систематизировать информацию.
Воспитательные.
- Воспитание гуманного отношения к природе.
- Экологическое и нравственное воспитание.
Оборудование:
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
- Презентация к уроку (Приложение 1 – авторская разработка Ильиной И.В.)
- Лист путешествия.
- Физическая карта России.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Настройтесь на урок. Улыбнитесь и подарите свою улыбку друг другу.
2
. Подготовительный этап: выявление знаний детей по темеКласс делится на группы по 5–6 человек.
- В качестве индуктора в начале занятия учитель предлагает детям составить картину из пазлов (конверты с пазлами есть в каждой группе). Приложение 1.
- Афиширование групповых работ в классе.
- Социоконструкция.
Как вы думаете, что изобразил художник на ваших картинках? Обоснуйте свое мнение. - Социализация в классе.
- Самоконструкция.
Какие ассоциации возникают у вас при слове “болото”? Запишите слова-ассоциации на листочках, поделитесь своими мыслями и чувствами в группе. - Социализация в классе.
- Самоконструкция.
Используя слова-ассоциации, напишите текст на тему “Болото”. Прочитайте в группе тексты друг другу, выберите один для чтения всему классу. - Социализация в классе.
- Социоконструкция.
В народе говорят: “Болото, с одной стороны, беда, а с другой – кладезь добра”. Какие мысли и вопросы возникли у вас по поводу данной пословицы? Поделитесь ими в группе и представьте всему классу. - Социализация в классе.
3. Сообщение темы урока
Работа с презентацией “Природное сообщество – болото”
У. Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие на болото, узнаем особенности этого природного сообщества, познакомимся с его удивительным и разнообразным растительным миром, поговорим о значении болот для человека и природы. Итак, друзья, в путь! (Слайд 1, см. Приложение 2)
– Давайте вспомним, что такое природное сообщество? (Слайд 2)
– Какие природные сообщества мы уже изучили? (Слайд 3)
Презентацию читает учитель.
– Закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Лес не был бы лесом, если бы его заросли не перемежались болотами.
– С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут водяные, лешие, кикиморы. Какими их только не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с хвостами!
(Слайд 4-6)
– Болота пугали своей тишиной и неподвижностью. Самые увлажнённые участки болот носят название топи. Немало людей и животных погибло, не сумев выбраться из топей. Люди старались обходить болота стороной. (Слайд 7)
– Но постепенно люди поняли, что болот не надо бояться. Они перестали верить в “нечистую силу”, и болота открыли человеку свои тайны. (Слайд 8)
– Болотом называют избыточно увлажнённые участки суши, но без сплошного зеркала воды на поверхности и со слоем торфа не менее 30 см. (Слайд 9)
– Болото – это особое природное сообщество, которое образовалось из-за избытка воды в почве. Болота и заболоченные места занимают в России примерно 2 млн.кв. км.
(Слайд 10)
Работа с физической картой России. Показ крупнейших болот на карте. Обозначение болот на карте. (Слайд 11)
– Болото может появиться на месте заросшего озера. (Слайд 12)
– Больше всего болот в тайге и в тундре. (Слайд 13) –
– Идёшь по лесу и видишь: деревья растут всё реже, под ногами чавкает пропитанная водой земля. И вот перед вами болото. Послушайте звуки, которые можно услышать на болоте. (Слайд 14)
– На болоте мы можем увидеть все этажи растительности: деревья, кустарники, травы, кустарнички, грибы и мхи. (Слайд 15)
– Какие же деревья можно встретить на болоте?
Слайд 16 – “Ива”. (Загадка.)
Слайд 17 – “Ивы на болоте”.
Слайд 18 – “Ольха”. (Загадка.)
Слайд 19 – “Ель”. (Загадка.)
Слайд 20 – “Берёза”. (Загадка.)
Слайд 21 – “Сосны”.
– Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум) (Слайд 22)
– Среди мха встречаются тонкие стебельки пушицы с белыми клочками “ваты” наверху. (Слайд 23)
Угадай по описанию:
– Частично погружён в воду. Цветки с тремя лепестками. Лист похож на увеличенный наконечник стрелы. (Стрелолист) (Слайд 24)
– Из трав на болтах много осоки. (Слайд 25)
– Встречаются на болотах камыши. (Слайд 26)
– Когда идёшь по болоту в жаркий день, чувствуешь, что воздух здесь какой-то особенный. С полчаса походишь – голова будто бы одурманена, иногда и разболеться может. (Слайд 27)
– Это всё от запаха вечнозелёного ядовитого багульника – невысокого кустарника, обычно растущего на болотах. (Слайд 28)
– Другой болотный кустарник – вереск. Он, как и багульник, оставляет на зиму зелёные листочки и с ними прячется от мороза под снегом. (Слайд 29)
– Растут на болоте и ягодные кустарнички. Отгадайте их:
Когда весною талые
Сойдут с болот снега,
Они, как бусы алые,
Усеют берега. (Клюква) (Слайд 30)Листики – с глянцем,
Ягодки – с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки. (Брусника) (Слайд 31)Голубые ягодки
Повисли на кусточке.
Голубые ягодки
Зелёные листочки. (Голубика) (Слайд 32)Росло – повыросло
Из кустов повылезло.
На кончике закрутилось
Красным цветом заискрилось. (Морошка) (Слайд 33)
– Многие болотные растения лекарственные.
Слайд 34 – “Аир болотный”.
Слайд 35 – “Багульник”.
Слайд 36 – “Валериана”. “Череда”.
1. Рассказы детей о целебных свойствах этих растений (по ходу презентации)
– Есть среди растений болот и необычные жители.
Есть трава с загадкой, с хищною повадкой.
Комара и мушку заманит в ловушку. (Росянка) (Слайд 37-38)
– Растут на болотах и грибы. (Слайд 39)
2. Игра “Проверь себя” (Слайды 40-46)
3. Физкультминутка
По болоту мы идём
Очень осторожно!
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие шажки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
4. После просмотра презентации детям предлагается заполнить листы путешествия по группам.
5. Афиширование работ, составленных детьми.
6. Рефлексия (Слайд 47)
– Какие ваши впечатления от увиденного, услышанного сегодня на уроке?
Я ____ узнал, вспомнил, запомнил, удивился, мне
понравилось…и т.д.
(Дети передают мяч и говорят: “ На уроке я
узнал, что...”)
4. Итог урока
У. Молодцы! Спасибо всем за урок! На следующем уроке мы продолжим путешествие по болоту и узнаем ещё очень много интересного. А на прощание послушайте стихотворение.
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
5. Домашнее задание
Стр.165–166
Подготовить сообщения о болотах нашего края (по
желанию)
Прочитать рассказ М. Пришвина “Кладовая
солнца”.
Литература:
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир.- Самара: Издательство “ Учебная литература”, 2004.
- Елизарова Е.М. Поурочные планы по учебнику Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.- Волгоград: Издательство “Учитель” 2007.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Издательство “Просвещение”, 1981.
- Голубева Е.Б. Занимательное естествознание. – Санкт-Петербург: Издательство “Тригон”1997.
- Журнал “Новое образование” №1, 2007.
- Интернет-ресурсы: (Приложение 4)