Цель:
- Обеспечить усвоение понятия функции; графика функции; ознакомить учащихся с разными способами задания функции;
- Развить умение находить значение функции, заданной формулой, при указанном значении переменной и наоборот; заполнять таблицу по заданной формуле; строить график функции по заданным координатам; находить значения функции и аргумента на графике функции;
- Воспитание внимательности, аккуратности. (слайд 2, см. Приложение 1)
Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint + учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, авторы Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров, Н. Е. Фёдорова, М. И. Шабунин. М. Просвещение. 2007.
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность | № слайда |
Время | |||||||||||||||||||||||||||||
учителя | ученика | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент | Приветствует класс | Готовятся к уроку, приветствуют учителя | 3 мин | |||||||||||||||||||||||||||||
2 | Самостоятельная работа | 1. Постройте систему координат,
отметьте на координатной плоскости точки: Вариант I.(2;4), (5;-3), (-1;1),(-2;-3). 2.Постройте по две точки в каждой координатной четверти и запишите их координаты. |
На листочках выполняют работу, сдают учителю. | № 3 | 7 мин | ||||||||||||||||||||||||||||
3. Постройте по две точки на
каждой координатной оси и запишите их
координаты. 4. Запишите координаты точек, изображённых на рисунке: |
№ 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Открытие нового знания | Задача: Мотоциклист движется из Омска в Чернолучье со скоростью 50 км/ч. Какой путь проедет мотоциклист за t часов? | Решение: Т.к. v = 50 км/ч, то s = 50t. | № 5 | 10 мин | ||||||||||||||||||||||||||||
Какой путь проедет мотоциклист
за 0,5 часа? За 1 ч? За 3 часа? Какие значения t мы можем задать? Можем ли мы получить какие угодно значения s? Почему? |
25 км; 50 км; 150 км. Какие угодно, кроме отрицательных. Нет, т.к. значение s зависит от значения t. |
№ 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Будем называть: t – независимая переменная (аргумент), s – зависимая переменная (функция). s(t) – функциональная зависимость. |
Записывают: t – независимая переменная (аргумент), s – зависимая переменная (функция). s(t) – функциональная зависимость. |
№ 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Например: Дан квадрат со стороной а. Как узнать площадь квадрата? Какая величина будет независимой переменной, а какая – зависимой? Почему? | S = а2; а – независимая переменная, т.к. мы сами выбираем значение, S – зависимая переменная, т.к. мы вычисляем её значение по формуле. | № 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||
Обычно в математике независимая переменная обозначается буквой х, а зависимая переменная – буквой у. | № 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Как вы думаете, почему? В этом случае пишут: у(х) |
т.к. В ПСК используются буквы х и
у. Записывают. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Функциональная зависимость, или функция, - это такая зависимость между двумя переменными, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной. | № 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы задания функции: | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Формула: у = 2х; у = х2 +х+1 | № 11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Таблица
|
№ 12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3. График функции: множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям независимой переменной, а ординаты – соответствующим значениям функции |
№ 13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Первичное закрепление | № 536 (устно) | № 14 | 10 мин | |||||||||||||||||||||||||||||
Прочитать выражения, назвать
независимую и зависимую переменную
|
Независимая: t, x, x, V, s, y, x, x. Зависимая: s, p, y, m, t, x, f, y. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
№ 537 Вычислить значение у при х, равном -2; -1; 0; 1; 2.
|
Решение:
|
№ 15 | |||||||||||||||||||||||||||||||
№ 539 (2) Функция задана формулой у = 2х-1. Найти значение х, при котором значение у равно -19; 205; -3,5 |
Решение:
|
№ 16 | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой | № 553 (1) Заполнить таблицу:
|
|
№ 17 | 10 мин | ||||||||||||||||||||||||||||
№ 554 График функции у(х) – ломаная ABCDE, где А(-2;2), В(0;4),С(5;4), D(9;2), Е(13;-2) 1) Построить этот график |
|
№ 18 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4) Указать три значения х, при которых функция принимает положительные значения и три значения х, при которых функция принимает отрицательные значения. | что такое функция, что такое график функции, способы задания функции. Как находить зависимость между аргументом и функцией и наоборот. |
№ 19 | |||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Итог урока | Итак, сегодня на уроке мы узнали: | № 20 | 3 мин | |||||||||||||||||||||||||||||
7 | Домашнее задание | §30, № 540 Функция задана формулой р(х) = 1/3(2х+1).1) Найти р(3), р(-12), р(2,1). 2) Найти значение х, если р(х)=0, р(х)=2,4, р(х)= -9. № 545 На рисунке изображён график изменения температуры воздуха в течение суток. 1) По графику найдите температуру воздуха в 2ч, 6 ч, 12 ч, 18 ч. 2) В какое время суток температура воздуха была равна 0 С, -40 С, 10 С, 30 С? № 553 Заполнить таблицу, перечертив её в тетрадь.
|
Открывают дневники и записывают домашнее задание. | № 21, 22 | 2 мин |