Цели занятия:
- Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по переводу десятичных чисел в двоичную систему счисления и из двоичной системы в десятичную.
- Развивающая – развитие мышления учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, развитие самостоятельности и речи;
- Воспитательная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности.
Ход занятия
1. ДЕСЯТИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ
Преимущества десятичной системы не математические, а зоологические.
Если бы у нас на руках было не десять пальцев, а восемь, то человечество
пользовалось бы восьмеричной системой.
Н. Н. Лузин
По-чукотски глагол “считать” (“рылгык”) происходит от слова “рылг” - палец и значит, собственно, “пальчить”. “Десять” по-чукотски обозначается как “две руки”, а слово “двадцать” происходит от слова “человек” — весь человек, т. е. все пальцы на руках и ногах.
Вообще, видимо, сначала у многих народов господствовала не десятичная, а двадцатеричная система. Это отразилось и в строении числительных: например, по-французски 80 обозначается quatre-vingt, т. е. “четырежды 20”,- совсем как по-чукотски.
Слово “сорок” в русском языке резко отличается от других числительных, обозначающих десятки (трихдцать, пятьхдесят), а чтобы обозначить очень большое число, употребляют старинное выражение “сорок сороков”.
Не все народы и не всегда считают только с помощью пальцев. Иногда для этого пользуются другими частями тела. Например, одно из папуасских племен Новой Гвинеи считает так: мизинец левой руки, безымянный, средний, указательный, большой палец, запястье, локоть, плечо, левая сторона груди, правая сторона груди. Но характерно, что и здесь используется в качестве опоры именно человеческое тело. Лишь в дальнейшем числительные отрываются от этой опоры и начинают употребляться самостоятельно.
2. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Системы счисления — это способы записи чисел в виде, удобном для прочтения и выполнения арифметических операций.
При подсчете многих объектов удобно группировать их по нескольку штук. Такая группировка облегчает счет. Поскольку удобно считать на пальцах, предметы часто группируют по 5 или по 10 (впрочем, иногда и по 12- вспомните слово “дюжина”; иногда и по 7 — в неделе 7 дней).
В римской системе счисления1 есть особые знаки: для единицы - I, пяти - V, десяти - X, пятидесяти - L, ста - С, пятисот -D, тысячи - М. Примеры записи чисел в римской системе приведены в таблице. Римская система более или менее пригодна для выполнения операций сложения и вычитания, но совсем не удобна для умножения и деления.
Если в записи положение цифр (знаков) не играет важной роли, то систему счисления называют непозиционной. Непозиционными были системы счисления у древних египтян, греков. У древних вавилонян система счисления вначале тоже была непозиционной, но впоследствии они научились использовать информацию, заключенную в порядке записи цифр, и перешли к позиционной системе счисления. При этом в отличие от используемой нами системы счисления, в которой значение цифры меняется в 10 раз при перемещении на одну позицию, у вавилонян при перемещении знака происходило изменение значения числа в 60 раз. Следы вавилонской системы счисления сохранились до наших дней: в часе — 60 минут, в минуте – 60 секунд.
Запись чисел в различных системах счисления
Десятичная |
Римская |
Двоичная |
Троичная |
Четверичная |
1 |
I |
1 |
1 |
1 |
2 |
II |
10 |
2 |
2 |
3 |
щ |
11 |
10 |
3 |
4 |
IV |
100 |
11 |
10 |
5 |
V |
101 |
12 |
11 |
б |
VI |
110 |
20 |
12 |
7 |
VII |
111 |
21 |
13 |
8 |
VIII |
1000 |
22 |
20 |
9 |
IX |
1001 |
100 |
21 |
10 |
X |
1010 |
101 |
22 |
11 |
XI |
1011 |
102 |
23 |
12 |
XII |
1100 |
110 |
30 |
13 |
XIII |
1101 |
111 |
31 |
14 |
XIV |
1110 |
112 |
32 |
15 |
XV |
1111 |
120 |
33 |
16 |
XVI |
10000 |
121 |
100 |
17 |
XVII |
10001 |
122 |
101 |
18 |
XVIII |
10010 |
200 |
102 |
19 |
XIX |
10011 |
201 |
103 |
20 |
XX |
10100 |
202 |
110 |
21 |
XXI |
10101 |
210 |
111 |
22 |
XXII |
10110 |
211 |
112 |
28 |
XXVIII |
11100 |
1001 |
130 |
48 |
XLVIII |
110000 |
1210 |
300 |
101 |
CI |
1100101 |
10202 |
1211 |
151 |
CLI |
10010111 |
12121 |
2113 |
1966 |
MCMLXVI |
11110101110 |
2200211 |
132232 |
1980 |
MCMLXXX |
11110111100 |
2201100 |
132330 |
1997 |
MCMXCVII |
11111001101 |
2201222 |
133031 |
2000 |
ММ |
11111010000 |
2202002 |
133100 |
5000 |
МММММ |
1001110001000 |
20212012 |
1032020 |
Долгое время в вавилонской системе счисления не было нуля, т. е. знака для “пропущенного” разряда. В IX в. появился особый знак для нуля.
Десятичная система распространилась по всему миру.
Например, записывая 2653, мы имеем в виду число 2·103+6·102+5·101+3·10°. Особая роль отводится числу десять; все числа представляются в виде суммы различных степеней десяти с коэффициентами, принимающими значения от 0 до 9. Поэтому эта система и называется десятичной.
А что будет, если вместо десяти использовать какое-нибудь другое число, например шесть? По аналогии нам потребуется шесть цифр-символов. В качестве их мы можем взять знакомые нам символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, которые будут обозначать числа от нуля до пяти. Число шесть мы примем за единицу следующего разряда, и поэтому в нашей новой системе счисления оно будет записываться так: 10.
Продолжая аналогию, мы можем представить любое натуральное число в виде суммы различных степеней шестерки с коэффициентами от нуля до пяти. Например: 7=1·61+1·6°, 45=1·62+1·61+1·6°.
Поэтому в новой системе счисления, которая называется шестеричной, естественно записывать число 710 как 116, 4510 как 1136 (индекс у числа означает, что это число записано в данной системе счисления).
Нетрудно понять, что в шестеричной системе счисления можно записать любое натуральное число. Покажем, как это сделать для числа 45010. Наибольшее число, являющееся степенью шестерки и не превосходящее 450,- это 216. Разделим 450 на 216 с остатком: 450=2-216+18.
Неполное частное равно 2. Поэтому первой цифрой шестеричной записи числа 450 будет 2.
Остаток от деления равен 18. Разделим его на предыдущую степень шестерки (на первом этапе мы делили на б3, а теперь -на б2), с остатком: 18=0-36+18. Неполное частное равно нулю, поэтому вторая цифра - 0. Остаток равен 18. Разделим с остатком 18 на б1: 18=3-6+0. Значит, третья цифра равна 3, а остаток - 0. Таким образом, последняя цифра равна 0. Итак, 45010=20306.
При построении новой системы счисления мы не пользовались никакими специфическими свойствами числа 6. Аналогично по любому натуральному числу л, большему 1, можно построить л-ичную систему счисления, в которой запись числа связана с его разложением по степеням числа л.
Еще в XVII в. немецкий математик Лейбниц предложил перей-1и на двоичную систему счисления, но этому помешала не только традиция, но и то, что в двоичной системе счисления запись чисел слишком длинна. Например: 10б=11010102. Однако в XX в., когда были созданы компьютеры, оказалось, что для выполнения арифметических операций на машинах самой удобной является именно двоичная система счисления. Удобным компромиссом между человеком и машиной являются шее шестнадцатеричная и восьмеричная системы счисления. Дело I Юм, что очень легко переводить числа из двоичной системы н любую из них, а по краткости записи восьмеричная система почти такая же, как десятичная, а шестнадцатеричная даже короче.
3.ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ
В двоичной системе счисления таблицы сложения и умножения удивительно просты:
0 + 0 = 0 | 0-0 = 0 |
0 + 1=1 | 0-1=0 |
1 + 1=10 | 1-1=1 |
Пользуясь этими таблицами, легко складывать и вычитать:
Эти примеры в десятичной системе выглядят следующим образом:
- 2 + 3 = 5;
- 7 + 5 = 12;
- 5-3 = 2;
- 435 + 23 = 458.
Умножение в двоичной системе:
В десятичной системе этот пример выглядят так: 29 * 5 = 145
В двоичной системе можно записывать не только целые числа. Например, двоичная запись 101,1010111 в десятичную систему переводится следующим образом
1·22+0·21+1·20+1·2-1+0·2-2+1·2-3+0·2-4+1·2-5+1·2-6+1·2-7= 4 + 1 + 1/2 + 1/8+ 1/64+ 1/128 = 5,6796875.
Операции над натуральными числами в n-ичной системе счисления выполняются в обычном порядке, с той лишь разницей, что для каждой системы счисления надо брать свои таблицы сложения и умножения. Например, для троичной системы счисления таблицы таковы:
+ 0 1 2 X 0 1 2 0 0 1 2 0 0 0 0 1 1 2 10 1 0 1 2 2 2 10 11 2 0 2 11
4. Решение задач.
Задача 1.Сколько цифр необходимо иметь: а) в двоичной системе счисления; б) n-ичной системе счисления?
Задача 2.Запишите в десятичной системе счисления числа 101012, 101013, 2114, 1267, 15811.
Задача 3.Запишите число 10010 в двоичной, троичной, четверичной, пятеричной, шестеричной, семеричной, восьмеричной и девятеричной системах счисления.
Задача 4.Запишите число 11110 в одиннадцатеричной системе счисления (в качестве недостающей цифры 10 принято использовать букву А).
Задача 4.Запишите число 11101001112 в шестнадцатеричной системе счисления (в качестве недостающих цифр от 10 до 15 принято использовать буквы А, В, С, D, E, F).
Задача 5. Переведите число 100101110011012 из двоичной в восьмеричную систему счисления.
Задача 6. Составьте таблицы сложения и умножения для систем счисления: а) четверичной; б) пятеричной ; в) пятнадцатеричной.
Задача 7. Вычислите:
а) 11002+11012;
б) 2013-1023.
Задача 8. Сначала выполните действия в десятичной системе, затем переведите числа в двоичную систему, выполните в ней те же действия, ответ переведите в десятичную систему: а) 20+40; б) 1998+23; г) 23·34534; д) 460·20.
Литература.
1. Петраков И.С. Математические кружки, М.:Просвещение,1987, стр.7-10
2. Факультативный курс по математике 7-9, М.:Просвещение, 1991, стр.4-22.
3. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике, М.:Просвещение,2005,стр.128-133.
4. Методические разработки для первого курса математического отделения ОЛ ВЗМШ, М. 2009.