Организация работы проектных групп педагогов в системе методической работы

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное общество выдвигает все более высокие требования к качеству образовательных услуг, к системе образования в целом. Особого внимания заслуживают принципы личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода, такие методы обучения, которые:

  • формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
  • развивают в первую очередь исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;
  • формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Но прежде, чем использовать этот метод в работе с учащимися, педагог должен сам в совершенстве владеть методом и алгоритмом проектирования.

Необходимость введения педагогов в проектную деятельность следует из принципиально нового взгляда на профессиональную деятельность, когда основу профессионализма составляют не только квалификационные требования (умения), но и профессиональные способности и, в первую очередь, способность самостоятельно развивать собственную педагогическую деятельность.

Для нашего Центра метод проектов является одним из приоритетных методов формирования ключевых компетенций педагога, позволяющий, прежде всего, заинтересовать самого педагога в собственном развитии и профессиональном совершенствовании.

Полноценное профессиональное развитие специалиста возможно только в единой системе методической работы образовательного учреждения.

Понимая это, первым этапом освоения проектного метода в Центре детского творчества “Огниво” явилась организация и проведение серии семинаров для заведующих структурных подразделений и методистов, который включал в себя достаточно большой теоретический блок: “История проектного метода”, “Проектная деятельность. Метод проектов”, “Педагогическое проектирование”, “Структура проекта, этапы проектирования”.

В методической литературе, рассматривающей вопросы проектирования, предлагаются разнообразные структуры проектов, варианты этапов работы над ними. В качестве наиболее оптимальной для условий учреждения дополнительного образования детей мы определили следующую структуру:

1. Описание ситуации разработчиком проекта (проблематизация)

  • обозначение цели, задач проекта;
  • обоснование важности задач;
  • выявление препятствий на пути решения поставленных задач, определение путей их устранения;
  • определение результата (продукт).

2. Основные понятия в рамках проекта (выделение ключевых слов и их распознание)

3. Моделирование – формализация (обозначение действий, которые могут описать будущий образ – схемы, графики, таблицы и др.), т.е. разработку концепции проекта.

4. Планирование работы в рамках проекта (планирование действий по решению конкретных задач, определение предполагаемых результатов для каждого этапа). Обозначение ресурсов (организационные, информационные, кадровые, материальные и др.) и критериев определения достигнутого результата.

5. Управление проектом

  • механизм отслеживания результатов проекта;
  • инструмент отслеживания, критерии;
  • коррекционные действия на случай, если в ходе реализации проекта возникнут проблемы, или не получится результат.

Этапы работы над проектом:

1-й – погружение в проект (самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной технологии, происходит осознание проблемной ситуации);
2-й – организация деятельности (на этом этапе происходит организация групп, планируется работа по решению задач проекта);
3-й – осуществление деятельности (самостоятельная работа групп);
4-й – презентация результатов (представление продукта проектной деятельности).

Действия каждого участника проектной работы на разных этапах, кратко представлены в таблице.

Руководитель проектной группы Участники проектной группы

1-й этап – погружение в проект
Цель этапа: мотивация и целеполагание

  • пробуждает интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости.
  • формулирует проблему проекта
  • осуществляют личностное присвоение проблемы;
  • определяют цель и задачи, способы решения проблемы проекта.

2-й этап – организация деятельности
Цель этапа: проектирование

  • создает условия для самостоятельной работы групп;
  • предлагает возможные формы презентации результатов.
  • Осуществляют разбивку на группы;
  • распределяют роли;
  • планируют работу с учетом выбранной роли;
  • выбирают формы и способы презентации предполагаемых результатов.

3-й этап – осуществление деятельности
Цель этапа: получение продукта, результата проектной деятельности за счет решения определенных задач.

  • по необходимости оказывает консультативную помощь.
(самостоятельная работа группы)
  • исследуют, решают отдельные задачи и т.д.
  • осуществляют сбор и обработку данных;
  • интерпретируют результаты;
  • графически представляют результаты;
  • сравнивают результаты (планируемые и реальные);
  • корректируют ошибки.

4-й этап – презентация результатов
Цель этапа: защита проекта

  • обобщает и резюмирует полученные результаты;
  • подводит итоги работы.
  • представляют найденный способ решения проблемы;
  • обосновывают выводы;
  • дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Семинары включали большой практический блок – работу в подгруппах по созданию творческих проектов. На начальном этапе созданы проекты “Реклама для учреждений дополнительного образования”, “Информационное сопровождение структурного подразделения”.

Для того чтобы погрузиться в процесс проектирования, было использовано задание, которое предполагало освоение на практике всех этапов проектирования. Это задание по конструированию устойчивой башни максимально возможной высоты из двух листов бумаги с помощью ножниц и клея.

Следующим этапом изучения проектного метода стало проведение семинара- практикума для всего педагогического коллектива Центра, где руководителями творческих групп являлись заведующие структурных подразделений и методисты. Проектные группы были представлены отделами Центра.

Творческим группам было предложено задание разработать проект занятия (воспитательного мероприятия), ориентированного на формирование ключевых компетенций. Каждой группе обозначено ключевое слово (семья, экология, культура, патриотизм, самоопределение и т.д.)

Были определены следующие критерии оценки проектов:

  • направленность на формирование ключевых компетенций;
  • соответствие теме;
  • полнота раскрытия темы;
  • оригинальность идеи, формы занятия;
  • качество исполнения материалов к презентации;
  • соблюдение временных рамок.

Далее творческими группами были разработаны проекты важнейших направлений развития образовательной системы Центра. По работе с семьей – “Содружество “ВИД”; по самоуправлению учащихся – “Сотворчество”; проект по развитию научного общества учащихся – “Перспектива”.

Завершал работу с педагогами проект “Модель системы повышения профессиональной компетентности педагогов”. (Приложение 1)

Данные модели легли в разработку программы профессионального развития кадров.

В ходе работы мы использовали не только способы организации проектных групп по принципу принадлежности к одному отделу, но и сборные группы из педагогов, представителей разных отделов. Такая деятельность, на наш взгляд, лучше всего реализует новые принципы соорганизации сотрудников – горизонтальных, проявляющиеся как сетевая организация работ.

Сетевые формы взаимодействия предполагают развитие содержательных горизонтальных связей в диалоговом режиме не столько между структурами, сколько между командами, работающими над определенными проблемами с использованием новых образовательных и информационных технологий. Сетевая организация работ является основанием перехода от идеологии “работа как выполнение распоряжений” к идеологии “работа как партнерство”. Организация сетевых форм взаимодействия базируется на следующих принципах:

  • проблемно-диагностический подход;
  • организация и управление успехом;
  • встречное планирование (снизу вверх);
  • стимулирование в процессе и по результатам деятельности;
  • использование преимуществ групповой и диалоговой форм работы;
  • реализация принципа педагогической поддержки, преодоление рамок узких специальностей и профессиональных ролей;
  • отказ от решения глобальных педагогических и отвлеченных проблем в пользу реальных педагогических затруднений (малая педагогика)

Таким образом, использование проектного метода в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогов эффективно и перспективно. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Проект многогранен. Проект эффективен. Проект перспективен.
Проект неисчерпаем!