Вся воспитательно-образовательная и оздоровительная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения “Центр развития ребенка - детский сад№17”
“Гномики” осуществляется в соответствии с основными принципами Закона РФ “Об образовании”, “Положении о дошкольном учреждении”, Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, которые определили гуманизацию и демократизацию образования в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.1.1249 – 03 (2003 г.).
Основным документом, регламентирующим деятельность учреждения, является Устав, принятый на Совете МДОУ ЦРР-Д/С №17 16.03.2009 года.
ДОУ осуществляет свою деятельность на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации.
Локальные акты ДОУ:
- положения
- правила
- инструкции
Программы:
Штатное расписание
Коллективный договор
Основным документом, регламентирующим наши отношения с родителями воспитанников, является Договор о взаимоотношениях родителей (законных представителей) и МДОУ ЦРР-Д/С №17
Документы по финансово-хозяйственной деятельности ДОУ:
- смета доходов и расходов
Реализация минимума содержания воспитания и обучения детей дошкольного возраста осуществляется по основным образовательным программам дошкольного образования, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации:
Т.Н. Дороновой “Радуга”;
Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной “Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи”;
Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи” (старшая группа детского сада);
Г.А.Каше, Т.Б. Филичевой “Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (подготовительная к школе группа)”.
Содержание всех видов занятий добавляются дополнительными образовательными программами:
- по музыкальному развитию - Радыновой О.Л. “Музыкальные шедевры”;
- по художественно-эстетическому развитию Лыковой И.А. “Цветные ладошки” - программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.
- реализация минимума содержания в сфере социально-личностного развития Козловой С.А. “Я - Человек”, Стёркиной Р.Б. “Безопасность детей дошкольного возраста”; рекомендованные Министерством образования РФ.
Дополнительные образовательные программы позволяют решать выполнение Временных (примерных) требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ (Приложение 2 к приказу Министерства образования РФ от 22.08.1996г. №448).
Одной из главных функций МДОУ ЦРР-Д/С №17 является укрепление здоровья воспитанников. В соответствии с разработанной и утвержденной коллективом рабочей программой “Здоровый ребёнок” и структурой организации здоровьесберегающей деятельности, созданы оптимальные условия укрепления здоровья детей. В 2008г. опыт реализации модели здоровьеформирующей деятельности в МДОУ был представлен в научно-деловой программе на региональной Х юбилейной выставке “Образование Карьера Занятость” в г. Новокузнецке. В 2009г. программа “Здоровый ребенок” участвовала в конкурсе экспонатов на региональной ХI юбилейной выставке “Образование Карьера Занятость” г. Новокузнецка, где получила диплом III степени.
Основной целью программы стало: Построение здоровьеформирущей системы, обеспечивающей психо-физиологическое благополучие и последовательное становление у воспитанников позиции субъекта здоровья.
Учебный план ДОУ составлен в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приказом Министерства образования № 448 от 22 августа 1996 года инструктивно–методическим письмом Министерства общего и профессионального образования “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей в организационных формах обучения” № 65/23-16 от 14.03.2000 г.
Образовательный процесс строится с учётом: основных принципов государственной политики Российской Федерации в области образования; возрастных особенностей детей дошкольного возраста; непрерывности развития и преемственности образовательных линий дошкольного и начального школьного обучения.
Инвариативная часть учебного плана представлена следующими образовательными областями:
- Развитие речи;
- Обучение грамоте;
- Познавательное;
- Литература;
- Математика;
- Изо/лепка, рисование, аппликация/;
- Физо/плавание;
- Музыка;
- Занятия по дополнительному образованию.
Вариативная часть представлена занятиями по дополнительному образованию.
Забота и охрана здоровья детей
Одной из главных функций МДОУ ЦРР-д/с №17 является укрепление здоровья воспитанников. В соответствии с разработанной и утвержденной коллективом рабочей программой “Здоровый ребёнок” и структурой организации здоровьесберегающей деятельности, созданы оптимальные условия укрепления здоровья детей. В 2008г. опыт реализации модели здоровьеформирующей деятельности в МДОУ был представлен в научно-деловой программе на региональной Х юбилейной выставке “Образование Карьера Занятость” в г. Новокузнецке. В 2009г. программа “Здоровый ребенок” участвовала в конкурсе экспонатов на региональной ХI юбилейной выставке “Образование Карьера Занятость” г. Новокузнецка, где получила диплом III степени.
Основной целью программы стало: построение здоровьеформирущей системы, обеспечивающей психофизиологическое благополучие и последовательное становление у воспитанников позиции субъекта здоровья.
Приоритетными направлениями МДОУ в сфере здоровьеформирущей деятельности являются:
- создание оздоровительно-развивающих условий;
- медико-психолого-педагогический мониторинг;
- оздоровительно-лечебно-профилактическое сопровождение;
- адаптация и реабилитация;
- организация режима двигательной активности детей;
- основы безопасности и жизнедеятельности детей;
- сотрудничество с семьёй;
- развитие профессиональной культуры педагогов;
- управление здоровьеформирующей деятельностью.
- Для качественной реализации программы “Здоровый ребёнок” В МДОУ созданы условия:
- санитарно-гигиенические;
- кадровые;
- профилактические, оздоравливающие, лечебные;
- мотивационные;
- финансовые;
- нормативно-правовые;
- методическое обеспечение.
Организация здоровьесберегающей деятельности детей:
- рациональный режим (санитарно-гигиенический, двигательный, режим питания, режим распределения учебной нагрузки и др.)
- оздоровительно-развивающая среда (бассейн, спортивный зал, оборудованные спортивные зоны на участках, центры двигательной активности в групповых комнатах, медицинский кабинет, для коррекционной работы – логопедический кабинет и кабинет психолога).
- организация системы коррекционно-оздоровительной деятельности, профилактики и укрепления здоровья, развития физических качеств и воспитания интереса к спортивной деятельности детей.
- Опыт по организации здоровьесберегательной деятельности коллектива обобщён информационно-методическим центром управления образования и распространяется через городскую школу передового опыта, семинары-практикумы. Таблица 1
- Таким образом, система работы по оздоровлению дошкольников позволила добиться следующих результатов:
- у детей повысилась сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, что подтверждается значительным уменьшением частоболеющих детей;
- не зафиксированы случаи гриппа на протяжении последних трёх лет;
- отсутствует рост случаев острой респираторной инфекции;
- у большинства воспитанников сформировано устойчиво-положительное отношение к здоровому образу жизни;
- уровень физической подготовленности детей на протяжении трёх лет от 90 до 100%, более 70% воспитанников с увлечением занимаются спортом.
Работа специалистов
В МДОУ осуществляют свою педагогическую деятельность пять специалистов:
- Учитель-логопед
- Педагог-психолог
- Музыкальный руководитель
- Педагог по дополнительному образованию
- Инструктор по физической культуре и плаванию
Коррекционную логопедическую работу с детьми, имеющими нарушения речи, осуществляют учителя-логопеды на базе двух логопедических групп с общим недоразвитием речи детей старшего и подготовительного к школе возраста.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляет педагог-психолог.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующие направления деятельности:
Коррекционно-диагностическое направление?
- своевременная диагностика речевых нарушений, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников;
- коррекционно-развивающая работа по устранению нарушений речи, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы с использованием современных образовательных программ и технологий.
Консультационно- профилактическое направление?
- совершенствование просветительско-профилактической работы среди родителей и педагогов по вопросам формирования субъекта культуры здоровья, развитию коммуникативных функций речи.
Организационно-методическое направление:
- повышение качества профессиональной культуры через обобщение и распространение опыта работы посредством создания методических разработок, пособий, программ, выступления на семинарах и педагогических советах, изучение периодических изданий, а также материалов по компьютеризации и информатизации коррекционно-развивающего процесса; самообразование педагогов;
- коррекционную направленность деятельности учреждения регулирует Психолого-Медико-Педагогический консилиум, определяющий особенности развития каждого ребёнка, необходимость в психологическом, логопедическом, физкультурно-оздоровительном сопровождении. На основе диагностических данных разрабатывается индивидуально-образовательный маршрут воспитанника.
Коррекционная работа осуществлялась на базе старшей и подготовительной логопедических групп; всего 26 детей – 24%
Все дети старшей группы переведены с выраженной динамикой на второй год обучения, как это предусмотрено программой.
В школу выпущены 13 детей подготовительной
группы – 100 %
Со здоровой речью – 7 детей – 54 %
С положительной динамикой– 6 детей – 46 %
Таким образом, положительная динамика в развитии воспитанников достигнута благодаря организации целенаправленной и систематической работы учителей-логопедов и педагога-психолога, а именно:
- Проводя индивидуальные и подгрупповые занятия, специалисты используют новые педагогические технологии, личностно-ориентированную модель взаимодействия.
- Занятия строятся на субъектной основе взаимоотношений, с использованием методов и приёмов, развивающих мотивацию. Посредством реализации развивающей педагогики оздоровления у дошкольников формируется субъективное отношение к своему здоровью и окружающему миру.
- Коррекционная работа по развитию коммуникативных функций речи осуществляется через интеграцию задач речевого общения в разные виды и формы организации детской деятельности: познавательные игры, тренинговые занятия, инсценировки, логопедические сказки, различного вида театры.
- Осуществляется тесная взаимосвязь специалистов в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Художественно-эстетическое направление осуществляется педагогом дополнительного образования и музыкальным руководителем. Физическое развитие детей осуществляется на занятиях физкультурой и плавания. Таблица 2
Таким образом, комплексный характер образовательной деятельности, непрерывность процесса воспитания, развития, коррекции и реабилитации обеспечивают положительную динамику развития детей и высокий уровень качества образовательной и оздоровительной деятельности.
Подтверждением эффективности деятельности коллектива является социальная успешность воспитанников. Воспитанники МДОУ ЦРР-д/с активно участвуют в городских, микрорайонных творческих конкурсах, соревнованиях, где ежегодно занимают призовые места. Таблица 3
Дополнительные образовательные услуги
Согласно положению об оказании дополнительных образовательных услуг и социальному заказу родителей, в МДОУ ЦРР-Д/С№17 организована работа по развитию индивидуальных способностей, творческих интересов воспитанников, которая осуществляется через творческие объединения детей. В МДОУ функционируют 10 творческих объединений детей, следующей направленности:
- художественно-эстетическое
- познавательно-исследовательское
- физическое. Таблица 4
- Система организации занятий по дополнительному образованию воспитанников характеризуется:
- охватом воспитанников дошкольного возраста (100%);
- охватом воспитанников художественно-эстетической направленности (67,6%);
- охватом воспитанников спортивно-оздоровительной направленности (61,6%);
- охватом воспитанников познавательно-исследовательской направленности (59,6%).
- 50% детей старшего дошкольного возраста посещают два занятия по дополнительному образованию разной направленности, что не противоречит СанПин 2.4.1.12.49-03.
По каждому из видов занятий по дополнительному образованию составлены рабочие программы, простроенные на принципах личностно – ориентированного взаимодействия с детьми и гармонизации межличностных отношений. Данные программы утверждены на педагогическом совете МДОУ ЦРР-д/с№17, имеют рецензию ГОУ СПОАСПК и АСФ Кем ГУ.
Совместная работа с организациями дополнительного образования
Одной из главных задач МДОУ ЦРР-Д/С №17 является удовлетворение запросов воспитанников и их родителей на основе вариативности образования, сохранения единого образовательного пространства, расширения возможностей получения качественного образования, поддержания в МДОУ ЦРР-Д/С №17 определённого масштаба культурных норм и ценностей.
Данная задача реализуется через взаимодействие МДОУ ЦРР-Д/С №17 с социокультурными учреждениями города на основе договоров и планов работы:
Управление образования Администрации
г.Анжеро-судженска,
Информационно-методический центр,
Филиал Кемеровского педагогического института,
Анжеро-Судженский педагогический колледж.
Центр психолого-педагогической реабилитации и
коррекции,
ДК Центральный,
Центральная детская библиотека,
Городской музей,
Детская музыкальная школа,
Детская художественная школа,
Коллектив МДОУ ЦРР-Д/С №17 тесно сотрудничает с
общеобразовательными школами города, гимназией.
В целях повышения квалификации педагогов, взаимообогащения научно-методическим фондом, организации научной экспертизы инновационных проектов, МДОУ ЦРР-д/с №17 сотрудничает с Управлением образования Администрации г.Анжеро-Судженска, информационно-методическим центром управления образования, Анжеро-Судженским педагогическим колледжем, центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции, детской поликлиникой, Кемеровским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.
МДОУ ЦРР – д/с №17 “Гномики” на протяжении многих лет является базовым для педагогической практики студентов Анжеро-Судженского педагогического колледжа.
Социально-культурный статус МДОУ ЦРР-Д/С №17 подтверждается тем, что коллектив принимает активное участие в разработке программ городских культурно-массовых мероприятий, играет ведущие роли в их подготовке и организации.
Семья и дошкольное образовательное учреждение
Решение стратегических и тактических задач в обучении было бы невозможным без опоры на родительскую общественность и последовательное педагогическое просвещение семей воспитанников. Выбор форм и определения тематического содержания осуществляется на основе диагностики педагогической компетентности родителей и определения их заказа на педагогическую поддержку.
С целью оптимизации сотрудничества с семьей во всех возрастных группах созданы информационно-аналитические блоки по различным направлениям, которые дают возможность изучить семью, ее запросы на сотрудничество с ДОУ. Одной из функций информационного блока является просвещение родителей, повышение их педагогической культуры. Для решения этих задач используются такие формы взаимодействия с родителями как:
- консультации;
- конференции и собрания;
- проблемные круглые столы;
- информационные трибуны;
- клубы общения;
- деятельностные игры;
- социокультурные дела для детей и родителей;
- вечера встреч.
Вовлечение родителей в образовательный процесс вызвало необходимость регулярного и открытого обмена информацией между педагогами и родителями воспитанников. Удачной находкой для согласования работы стали информационные корзины, в которых каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания по работе группы и детского сада в целом. Для привлечения семей к проблемам детского сада педагоги широко использовали такую форму работы, как “Уголок добрых дел”. В нем отражается информация о том, как и чем каждая семья оказывала помощь в организации жизни группы.
Традиционными являются тематические фотовыставки по различным темам: “Бабушка рядышком с дедушкой”, “Мамочка любимая”, “Слава Армии родной в день её рождения”.
Содержательно и творчески организована работа клубов для родителей по интересам: “Доверие”, “Папа,мама, я – спортивная семья”, “Занимательные игры для детей и взрослых”, “Карапуз”, “Мама, папа, я - счасиливая семья”.
Все заседания клубов проходят в нетрадиционной, увлекательной форме: интеллектуально-творческая игра, творческая гостиная, “Круглый стол” с квадратными углами, тренинг, и, одновременно, решают сложные вопросы по развитию детей. Большим интересом у родителей пользуется такая форма работы, как “Неделя профессионального мастерства”, где родители имеют возможность посетить занятия и другие мероприятия с участием детей с наполняемостью 50 и более %.
Обобщенную оценку системы взаимодействия с родителями и её эффективности дает общее родительское собрание. Сбор информации организуется через: анкетирование; собеседование; анализ записей родителей в “Книге отзывов” и публикаций с отзывами родителей о работе МДОУ ЦРР-д/с №17 в местной печати. По итогам ежегодной диагностики отмечается удовлетворенность большинства родителей деятельностью коллектива МДОУ ЦРР-д/с №17. Свидетельством эффективности работы с родителями является позитивная динамика качества семейного воспитания, выражающаяся, прежде всего, в повышении активности участия родителей в образовательном процессе Целенаправленная работа с родителями способствует улучшению качественных показателей здоровьесберегающей и образовательной деятельности. Таблица 5
Опыт коллектива МДОУ ЦРР-д/с №17 по проблеме взаимодействия с родителями неоднократно представлялся через городскую школу передового опыта, конференции, семинары-практикумы.
В ДОУ действует родительский комитет, Совет МДОУ, в который входят представители от родителей.
В заключении хочется отметить, что в нашем детском саду трудится работоспособный, творческий коллектив, и задача руководителя – сохранить его, заинтересовать сотрудников работать именно здесь, а родителей – приводить своих детей именно к нам.
Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребёнок вырос весёлым и активным, самостоятельным и доброжелательным, любознательным и инициативным, уверенным в себе, открытым и сопереживающим, то есть, прежде всего, творцом личностной успешности.