Открытый урок русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать умение строить текст в определенной форме, умение отбирать речевые средства, применять прием олицетворения;
  • совершенствовать умение выражать свои мысли и впечатления,
  • развивать наблюдательность, операции синтеза, анализа, память учащихся;
  • воспитывать любовь к прекрасному, аккуратность при работе в тетради.

Тип урока: урок развития связной речи.

Вид: сочинение-мозайка.

Оборудование: Окно со словом “ Красота”, рисунок радуги, карточки с заданиями на столах у уч-ся, репродукции картин известных художников об осени, карточки-опоры на доске.

Ход урока

I. Организация начала урока.

1) Добрый день!

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, мои друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Красотою восхищаться, сочинять
С головою окунемся мы
В мир природы, добра и красоты.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Скорее в работу включайся, дружок!

2) Чтобы у нас с вами было хорошее настроение на уроке, я предлагаю вам сказать что-нибудь приятное любому из класса, тому, кто нуждается в ваших словах.

- Я вам желаю, чтобы у вас все сегодня получилось.

II. Этап подготовки детей к активному и осознанному действию.

1. Вступительная беседа.

- Что необычного вы заметили на доске? (Окно)

- Что же такое загадочное ждет нас, если мы откроем это окно? (Открываю окно и читаю слово “ Красота”)

- Что такое “ Красота?”

- К чему мы обращаемся, если точно не знаем значение данного слова?

(СЛОВАРЬ В.И.ДАЛЯ)

“КРАСОТА”- совокупность качеств, доставляющих удовольствие, наслаждение взору, слуху; все красивое. Прекрасное, приятное. Например: красота русской природы.”

- Вы, ребята, были правы, когда рассуждали о красоте. Что же в жизни вы видели красивого, за чем наблюдали?

- А можем ли мы наблюдать за красивыми поступками. За общением друг с другом?

- Человек отличается от животного тем, что он видит глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных каплях дождя, нежный стебелек. Видит и изумляется, и начинает творить, создавать сам новую красоту. Остановитесь и вы в изумлении перед красотой, и в вашем сердце тоже расцветет красота.

2)  На ваших столах лежат карточки разных цветов. Возьмите красную карточку и на ней напишите свое имя. Закрасьте свое имя карандашом того цвета, который вам больше всего нравится.

- Много существует цветов, которые “ составляют”ваше настроение, которые радуют глаз, душу и сердце человека.

3) Чтение стихотворения учителем

Ах, надо же было такому случиться:
Семь перьев в пути обронила жар-птица.
А ветер нашел их, присвистнул: “Откуда?
Кто здесь потерял семицветное чудо?”
Собрал, разложил в вышине полукругом –
И вспыхнуло чудо ярко над лугом.

- Ребята, что это за чудо?

(Открываю занавески в окне, а там – РАДУГА)

- Какого цвета это семицветное чудо?

- Какая фраза помогает нам запомнить порядок цветов в радуге?

- эти же буквы на листочках у каждого ребенка

 - Возьмите синюю карточку и запишите в столбик цвета радуги.

- Прочитайте каждый цвет по слогам, найдите орфограммы, подберите проверочные слова.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, кто знает, человеку, какой профессии нужны краски? (Художнику)

- Сегодня мы будем писать об Осени-художнице. Какие краски из перечисленных понадобятся ей для написания своих “картин”? (Запись в тетради вида работы и темы)

- Известный поэт И. Бунин тоже писал об осени в стихотворной форме. Послушайте, как это у него получилось, и выберите, какие краски еще использует Осень в своей художественной работе.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы неба, что оконца.

- А так как сочинение нужно писать грамотно, мы подготовимся к его написанию на зачетном листе.

IV. Орфографическая подготовка.

1) Я приготовила зеленую карточку, нужно вставить пропущенные буквы в слова, устно подобрать проверочные слова.

Ос…нь         …синка                ду…               З…л…тистый

Л…ства        З…ленный         Б…реза           Лист…я

Пож…лтел   Покр…снел      Лист…па…     Ле…кий

- А теперь докажите, какую букву вы вставили (комментирование с места).

V. Оздоровительная минутка для глаз.

- Закройте глазки и сделайте глубокий вдох, выдох. Как легко дышится в осеннем лесу. Откройте глазки. Посмотрите вверх, какое чистое, голубое небо, совсем, как летом. Посмотрите влево. Какие красивые, точно золотом расшитые платьица подарила осень березкам. Посмотрите вправо. А высоким стройным елям осень разрешила остаться в своих зеленых нарядах. Посмотрите вниз. Как много под ногами разноцветных листочков, даже жалко ходить по такой красоте.

VI. Продолжение нового материала.

- Из скольких частей состоит текст? Из каких?

1) О чем можно написать в вводной части нашего сочинения?

Задание: восстановите текст (работа в парах) – на желтых карточках.

Чилосьзакон ковоелас толе. Терве бежалпо оп вьямдере. Делсв уртев оншулсоп тюателу яьтсил.

- Прочитайте получившуюся первую часть.

- Какого вида этот текст? (Текст-повествование)

2) Чтение учеником стихотворения.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кисточкой водила;
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
И пурпурные осинки, только дуб зеленый.

- Какой представлена осень в этом стихотворении? (Живой).

- Как в литературе называется прием, когда на неживые предметы переносятся качества и действия живых? (Олицетворение). Как в этом случае нужно писать слово “осень”?

Коллективная работа – анализ предложения.

Принялась Осень-художница за свою работу.

  • Запись предложения.
  • Объяснение орфограмм.
  • Разбор по членам предложения.

- Я предлагаю вам для дальнейшего составления текста предложения. Ваша задача – определить порядок предложений и если получится, дополнить их своими словами.

Индивидуальная работа.

  • Листья осинок разрумянила, будто девичьи щеки.
  • Березы и клены покрыла позолотой.
  • Взяла она яркие краски и отправилась в лес.
  • А могучий дуб-богатырь одела в…наряд.

Проверка. Запись в тетради правильной последовательности. Дополнение текста.

- Какого вида текст второй части? Докажите.

VII. Оздоровительная подвижная физминутка.

Бродит Осень по дорогам, (шагают на месте)
Ищет Осень, где присесть. (приседают)
Чтобы с грустью и тревогой, (руки вперед,
О себе оставить весть…(руки в стороны)

(СПОКОЙНАЯ НЕЖНАЯ МУЗЫКА)

“СОТВОРИ СОЛНЦЕ СЕБЕ”

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой).

Составьте предложение из слов по схеме:

(В сад, Осень, заглянула)

(ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

- Ребята, что Осень могла раскрасить в саду?

- Какие ей для этого понадобились краски?

- Подберите глаголы, которыми можно описать действия Осени в саду. (Разукрасила, изобразила, покрыла, нанесла, добавила, обмакнула, осветлила)

- Самостоятельно напишите третью часть текста о работе Осени в саду, используя подобранные слова. Заглянула Осень в сад. Яблоки разукрасила ярко-красными красками. Груши покрыла желтыми тонами. У сливового дерева Осень обмакнула кисть в лиловую краску, добавила синевы.

При работе детей звучит музыка “Времена года. Осень” П.И.Чайковский.

VIII. Социализация работ.

IX. Рефлексия. Твое состояние во время работы.

- Изобрази цветом и рисунком, как ты чувствовал себя во время работы.