Из опыта работы МОУ ДОРД № 1 г. Ярославля "Искусство как средство воспитания подрастающего поколения"

Разделы: Внеклассная работа


         В 1979 году в г. Ярославле была открыта Детская школа искусств №1. на базе Детской музыкальной школы железнодорожного узла Ярославль-Главный. Здесь под одной крышей дети могут заниматься всеми видами искусств. Это было первое учебное заведение в Ярославле и Ярославской области подобного типа. В школе наряду с развитием музыкального и подготовительного отделений начали свою деятельность хореографическое, театральное, художественное и эстетическое отделения.
Востребованность эстетического отделения, как и школ искусств вообще, определило время. Обучение трем видам искусств: музыкального. изобразительного и танцевального – стало главной особенностью этого отделения. Основная задача работы эстетического отделения – всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.

       Искусство – это единственный имеющийся в распоряжении человечества способ воплощения индивидуальных структур внутреннего мира личности человека – ребенка или взрослого. Благодаря возможности подобного воплощения индивидуального в его живой динамике, а также неразрушимой целостности как раз и заключается социальная необходимость и уникальное общественное предназначение искусства. Предмет художественного творчества втягивает воспринимающего в ситуацию, воссозданную в произведении, заставляет его жить в ней, вступать в сотворческое переживание, содействие, воссоздавать в своей душе мир настроений, чувств и мыслей, автора, будь то картина, симфония, роман.
Подлинно художественное восприятие явления искусства – это душевное бытие воспринимающего в предлагаемых искусством обстоятельствах. Предельные, крайние случаи всегда помогают высветить, четко обнаружить обязательное, закономерное в явлении. Примером предельного случая может быть абсолютно непосредственное детское восприятие, выражающееся в наивных детских подсказках зрительного зала герою театральной сказки, куда ему нельзя идти и чего не следует делать.
Пережитое в общении с высокими произведениями искусства становится фактом биографии. Вот почему правомерно считать, что искусство ненавязчиво и исподволь оказывает глубинное воздействие на духовный мир ребенка, его внутреннюю культуру. «Понимать совершенное произведение искусства – значит, в общем, заново создавать его в своем внутреннем мире», - писал А.Франс.  Таким образом, искусство функционирует в мире во имя становления сотворческой деятельности человека, в нашем случае – ученика, что позволяет ему обрести духовный смысл бытия. Огромное значение в эстетическом воспитании ученика имеет сформированная способность творчески переживать художественные, музыкальные произведения, участвуя в их исполнении. Художественно – исполнительская деятельность, связанная с приобщением ученика к любому виду искусства – музыкальному, хоровому, хореографическому. театральному, изобразительному -  рождает у исполнителя  творческие умения, пробуждает творческое воображение. Музыкально – творческая активность, выражающаяся, к примеру, в сочинении собственных песенок . подтекстовок и рисунков к ним, пусть даже примитивных,  помогает ребенку глубже понимать музыку, искусство, сознательно усваивать средства художественной выразительности, особенности языка искусства, тоньше, на творческом уровне воспринимать произведения художественного творчества.
Из психологии (Л.Выгодский) известно, что высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным, гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу, протекающему в том числе и в художественном сознании учащегося. Если так понимать творчество, то можно заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом ходе восприятия искусства, приобщения к его вершинным образцам. Подводя некоторый итог. Можно сформулировать: искусство – это рожденный обществом способ обобщения, ценностного переживания и конкретно чувственного воплощения явлений действительности. В школьной практике это обобщение совершается с целью приобретения учащимися общественно значимого опыта, ценного в эстетическом и нравственном содержании индивидуальных чувств и мыслей.

      Преподаватели эстетического отделения постоянно работают над совершенствованием учебных программ по всем направлениям эстетического цикла: музыкальный инструмент, сольфеджио, музыкальная литература, история искусств,  хор, танец, изобразительное искусство. Главной особенностью которых является – дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.  Основная задача – это воспитание интереса ко всем видам искусств, формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к искусству, как к основе развития творческой личности. Важен процесс приобщения учащихся к национальному и мировому художественному наследию, важно развивать творческие способности, изобразительные навыки, фантазию, воображение, а так же обучать художественной грамоте  и применять всё в практической работе.
Учебная программа – это «каркас», путь, направление, а то, как этот путь осуществляется, какими методами, приемами сопровождается и есть система  педагогической и творческой деятельности преподавателя.
Говоря о современной отечественной педагогике, стоит подчеркнуть, что  главным является восстановление истинного смысла эстетического воспитания, утраченного в предыдущие десятилетия. Этот смысл определяется, в первую очередь, дословным переводом слова «эстетика» (с греч. – чувствующий). В музыкально-эстетическом воспитании сохраняют свою значимость специфические задачи образовательного процесса. Вместе с тем, актуализируется (в особенности в сфере дополнительного образования) основополагающая цель – формирование с помощью искусства некоторых общих художественных, эстетических качеств, которыми в идеале должна обладать духовно развитая личность: широким диапазоном и обостренностью сенсорных реакций,  интуитивно-эмоциональной, эвристической, художественно-творческой направленностью. Такое смещение акцентов в области музыкально-эстетического воспитания вызывает и соответствующие изменения в методах обучения. В течение долгого времени и поныне в отечественном художественном образовании продолжает оставаться ведущим вербально-знаковый (объяснительно-иллюстративный). т.е. основанный на словесных понятиях и предъявлениях ученику готовой информации. Безусловно, на начальных этапах обучения или в процессе освоения какого-либо сложного материала (например, сочинения по предмету «Музыкальная литература») такой метод познания как копирование действий учителя, объясненного и продемонстрированного им, оправдан и имеет право на существование. Но, если постоянно придерживаться этой позиции, то сотрудничество «учитель-ученик», когда ученик достигнет уровня учителя в достаточно узком понимании. Поэтому предпочтительней становятся принципы проблемно-развивающего обучения, когда учащиеся получают знания в результате самостоятельных открытий, на основе самостоятельных действий. Этот тип обучения характеризуется либерально-толерантной позицией взаимодействия ученика с учителем, который обучает не только действию, сколько направляет на цель, на способы её достижения, на поиски всё новых способов. Следовательно, в главном, это – обучение умению учиться.
Итак, основные положения данной системы преподавания:

  1. Организация дискуссионного урока – как путь развития личности ребенка.
  2. Использование вопросно-ответной методики преподавания, способный активизировать самостоятельность ученика и побудить его отстаивать собственную точку зрения, пользуясь объективными аргументами.
  3. Оптимальное развитие  различных видов мыслительной деятельности.
  4. Формирование как алгоритмических,  так и эвристических приёмов умственной деятельности в процессе обучения.
  5. Индивидуализация и дифференциация обучения -  подбор заданий, которые формируют на интеллектуально-эмоциональном уровне новые умения, подвигают ученика к самореализации и сотворчеству с преподавателем.

  Конечной целью данной системы обучения видится возможность помочь раскрыться человеческим талантам учащихся, их душевным способностям, развить дар человеческого общения. В связи с этим учебный процесс – необходимое взаимодействие преподавателя, учеников и их родителей. Поэтому неотъемлемой частью преподавательской деятельности являются постоянные встречи и общения преподавателя с родителями, в ходе которых объясняются педагогические цели, не скрывая личной жизненной позиции по самым разным вопросам, и такие встречи способствуют взаимопониманию, прежде всего детей и родителей.

   Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его. Детский рисунок – это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых. Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми.
Изобразительное искусство – это мир прекрасного. Нередко, когда творчество наполняет маленького человека, мы можем повлиять на развитие его личности, становление его духовной культуры.
При помощи художественно – творческой деятельности, через изучение изобразительного искусства и народного творчества у ребенка развивается художественный вкус, эстетическая восприимчивость, а  также эстетическая отзывчивость – умение видеть окружающую жизнь, её едва заметные оттенки и переливы, понимать и переживать все увиденное.
Обучение изобразительному искусству основано на использовании в творческом процессе различных видов творчества, чтобы сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности. Каждое занятие – это новый шаг, это постепенное погружение маленькой личности в мир искусства! Декоративное творчество основывается на стремлении художника связать разнообразные формы в целостный ансамбль. Каждый ребенок может проявить свою индивидуальность, оригинальность в составлении композиций.
Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и нетрадиционные техники помогают сделать уроки эмоционально богаче, развивают вкус, воображение, фантазию. Детские работы вызывают огромный интерес учащихся, родителей, преподавателей и становятся призерами на районных, городских, всероссийских и международных выставках.

         Танец в современной воспитательной и педагогической деятельности, особенно в сфере искусства – это использования и раскрытие духовного потенциала танца. «Танец является эффективным средством инкультуризации человека, является универсальным языком общения, важным рычагом в формировании идеалов, ценностей, внутреннего и внешнего облика человека. Танец и движения использовались на протяжении всей истории человечества как способ установления контакта, избавление от накопившегося напряжения, достижения измененных состояний и личностной трансформации. Целительный потенциал танца, его гармонизирующее воздействие на индивидуальное и групповое сознание известны с доисторических времен. Как часть ритуалов, танец являлся одним из мостов  между «хаосом и космосом», был воплощением единства и многообразия отношений между человеком, сообществом и окружающей средой.», - из доклада А.Е.Гиршона. В связи с этим – воспитание через обучение танцу, это воспитание не обязательно профессионала, но гармонично развитой, телесно, эмоционально, интеллектуально, творческой личности открытой и свободной. Личности, которая 1) чувствует и умеет управлять внутренними импульсами, используя врожденное чувство музыки, данные природой, 2) не боится говорить в творчестве о том, что хочется, 3) знать и использовать традиции, накопленные нашими предками веками.

В наше время  новых технологий и компьютеризации душа человека, как никогда, тянется к искусству. Дети особенно остро ощущают этот мир и становятся их заложниками. Чем они старше, тем сложнее достучаться до их души и открыть ту заветную дверцу, которая называется творчеством.
Эстетическое отделение, как ни какое другое в школе искусств позволяет дефиринцированно подходить к обучению и формировать творческие навыки учащихся, превращает замечательных малышей, приходящих в школу, из потребителей в «творцов», помогает им увидеть мир в ярких красках.
Последние годы преподаватели эстетического отделения плодотворно работали над большим проектом по внеклассной работе под общим названием «В союзе муз душа светлеет…». Этот проект направлен на раскрытие и развитие творческих задатков и способностей детей. Вот несколько работ этого проекта:

  1. Осуществление постановки музыкальной сказки «Гномы и эльфы» текст сочинила ученица Наташа Береснева, Музыка Эдварда Грига  звучала в исполнении  учащихся  разных   классов.
  2. Литературно – музыкально – танцевальная композиция «Сказка о любви»
  3. Постановка Оперы – игры «Мы любим Вас, маэстро Гайдн»
  4. Серия концертов – бесед «С уважением к классике»
  5. Традиционные ежегодные «Дни эстетики»
  6. Традиционные ежегодные  праздники для первоклассников «Посвящения в Юные эстеты»
  7. Городские семинары эстетического отделения с одноименным названием «В союзе муз душа светлеет…»
  8. Многочисленные участия и победы в выставках, фестивалях, конкурсах разного уровня.

     И вот, наконец, появилась идея создания сборника фортепианных пьес, который бы явился учебным пособием для занятий в классе фортепиано для учащихся эстетического отделения. Основа этой идеи – собрать пьесы с ярким, образным содержанием, выразительной мелодией, удобным фортепианным изложением. Но, главное, те пьесы, которые стали любимыми и популярными среди наших учащихся и наиболее часто исполняемые в концертах.
В сборник вошли пьесы разных композиторов. Мы руководствовались принципом «Традиции и современность». Наряду с такими композиторами как И.С.Бах, М.И. Глинка, Д.Б. Кабалевский и д.р., есть интересные пьесы наших композиторов-современников Евгения Рыбкина, Елены Данильян, Ильи Арзуманова, Александра Попова. Музыка этих авторов яркая, выразительная, запоминающаяся.
В сборнике собран не только нотный текст, но и рисунки, выполненные учащимися отделения по впечатлениям по прослушивании этих музыкальных пьес, интересные фото, высказывания об искусстве и стихотворное творчество наших учащихся.

В комплект издания входит:

  1. печатный сборник,
  2. электронный сборник (в электронном виде),
  3. диск с записью музыкальных пьес «Ожившие страницы».

Представление  Сборника фортепианных пьес эстетического отделения «ДШИ № 1» «В союзе муз душа светлеет…»

преподаватели эстетического отделения: Малыгина Н.В., Еременко В.В., Степанова Н.А. - Ф-НО, Соколова С.В. - ИЗО

Цель:
Эстетическое воспитание личности ребенка средствами музыкального искусства
Задачи:

  1. Выявление и развитие общемузыкальных творческих задатков и познавательных интересов детей.
  2. Развитие и укрепление интереса к учебной деятельности.
  3. Развитие эмоционально-образного мышления.
  4. Синтез искусств (музыка-изо).
  5. Активизация деятельности преподавателей.
  6. Использование репертуара для создания интересных концертных программ, участия в конкурсах, фестивалях.
  7. Создание условий для профессиональной ориентации детей на основе интереса и повышение уровня исполнительского мастерства.

Содержание представления:
Предыстория создания сборника
Представление проекта сборника
Методические пояснения
«Зазвучавшие страницы» - выступление учащихся эстетического отделения
Ожидаемые результаты: содержание
В результате освоения материалов сборника дети имеют широкое представление о музыке разных жанров, стилях, характере произведений в целом. Приобретают умения и навыки пианизма, расширяют эмоционально- творческую среду деятельности, у учащихся начинает формироваться эстетический вкус.

ПРОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Зазвучавшие страницы»

1. И. С. Бах Двухголосная инвенция а – moll исп. Настя Моисеева
2. Д. Кабалевский «Токкатина» исп. Настя Моисеева
3. Две народные песни исп. Даша Данилова
4. А. Попов «Баллада о доблестном рыцаре» исп. Игорь Халявка
5. А. Попов «Ночные привидения исп. Игорь Халявка
6. К. Дебюсси «Маленький негритенок» исп. Алена Болотова
7. Ф. Куперен «2 пьесы из цикла «Маски» исп. Алеша Чубаров
8. И. Керн «Дым» исп. Даша Богачева
9. А. Петров «Полька -Галоп» из к-ма «О бедном гусаре замолвите слово» исп. Настя Моисеева
10. «Летка - Енька» исп. Настя Моисеева
11. А. Хачатурян «Галоп» из муз. сказки «Приключение «Чиполлино» исп. Ф-ный ансамбль Даша Бочкарева, Алеша Шубин
12. Запись Е. Рыбкин «Джазовая миниатюра» исп. Саша Юдина
13. Запись Е. Данильян «Колокольчики в траве» исп. Вика Роматовская

Сборник фортепианных пьес «В союзе муз душа светлеет»

Эстетического отделения «Детской школы искуссте№1»
Составители: преподаватели фортепиано эстетического отделения. Малыгина Н.В., Еременко В.В., Степанова Н.А.
Художник-оформитель преподаватель эстетического отделения Соколова С.В.
Компьютерная работа выпускника эстетического отделения Степанова Алексея.
Эмблема школы и рисунки выполнены учащимися эстетического отделения  «ДШИ №1». см. Рисунок 01.jpg -  Рисунок 21.jpg

От составителей.

Встреча с искусством приносит человеку радость и счастье, делает его лучше, чище, богаче. Прекрасно когда эта встреча происходит в раннем детстве, когда в мир искусства ребенок идет за руку с любящим его педагогом, человеком, понимающим его возрастные особенности, музыкальные способности и что наиболее важно, его душу.
Как сохранить любовь ребенка к искусству, не оттолкнуть трудностями. Конечно, очень важно, чтобы уроки были интересными, эмоциональными, содержательными. Для этого необходимо подобрать интересный репертуар.
Сборник, составленный для учащихся эстетического отделения особенный, т.к. он является плодом долгих педагогических размышлений, проб и ошибок. Пьесы, подобранные в нем образны, эмоциональны, разнообразны по жанрам и формам.
Дети познают мир с помощью танца, музыки, изобразительной деятельности, весь этот опыт должен помочь их творчеству, сохранить интерес к нему.
В сборнике использованы рисунки учащихся эстетического отделения, которые можно представить как иллюстрации к пьесам. Они украшают сборник и будят фантазию. Мы надеемся, что рисунки ребят помогут вам лучше понять музыку, научиться её слышать. Именно в единстве музыки, танца, и изобразительного искусства происходит более полное погружение в творчество. Любая пьеса будет образно и ярко исполнена, если ребенок пережил, прочувствовал её авторам хотелось бы чтобы этот сборник стал другом для юных музыкантов, давая стремление к творчеству, и надеется, что путешествие по страницам будет увлекательным.        

Приложение