Занятие по профориентации для учащихся 9-х классов по теме: "Моя самооценка"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели: самопознание, самопрезентация, знакомство с понятием “самооценка”.

Материалы: бейджики для уч-ся, тетради, авторучки, листы небольшого формата для записей.

Время: 45-60 мин.

Структура:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

3. Основная часть.

  • Работа в тетрадях. Упражнение “Кто я?”
  • Упражнение “Какой Я?”.
  • Работа на листочках. Упражнение “Самый…”.
  • Теоретический блок. Формула самооценки У.Джеймса.
  • Работа в кругу. Продолжи предложение.

4. Контрольные вопросы.

5. Итоги. Обратная связь. Ритуал окончания занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент. Бейджики. Слово психолога о целях и теме занятия.

2. Разминка. Игра “Моргалки”.

Участники игры делятся на пары. Можно использовать считалку “кошка-мышка”. Один человек из пары садится на стул в кругу (“мышка”), а другой (“кошка”) встает у него за спиной. Число участников должно быть нечетным. Стульев и “кошек” должно быть на 1 больше, чем “мышек”. Задача “кошки”, оказавшейся без “мышки”, - сманить любую “мышку” из тех, кто сидит на стульях, моргая выбранной “мышке”. Задача других “кошек” не отпустить свою “мышку”. “Кошкам” нельзя держать руки на плечах у “мышки”, нужно только удерживать их, соблюдая правила безопасности. “Мышка”, которую сманивает “кошка” с пустым стулом, сама решает, крепко ли ее удерживают, и если ее “кошка2 зазевалась или не успела уверенно удержать свою “мышку” за плечи, она перемещается на свободный стул, и новая “кошка” ловит следующую “мышку”. Игра динамичная и очень эмоциональная. Через некоторое время “кошки” и “мышки” меняются местами.

3. Основная часть.

Работа в тетрадях. В течение 5 минут 10 раз по-разному ответьте на вопрос: “Кто я?”. Если вы смогли придумать себе не более 5 характеристик, вероятно, вы или не хотите раскрываться даже перед собой, или редко задумываетесь о себе. Возможно. вам этого достаточно. Но если вы будете так сдержаны в реальной презентации, вашему собеседнику придется самому “достраивать” ваш образ. Чаще всего встречаются ролевые и биографические характеристики (“юноша”, “сын”, “дочь”). Если таких характеристик большинство, возможно, вы предъявляете себя в жизни как носителя формальных характеристик, под которыми могут подписаться миллионы людей. Вы не забыли про свою индивидуальность?

Тест, который мы сейчас выполнили, основан на самооценке.

Работа в тетрадях. Упражнение “Какой я?”. Оцените свои качества по 10-бальной шкале.

    1 2 3 4 5 ум 6 7 8 9 10

    1 2 3 4 5 доброта 6 7 8 9 10

    1 2 3 4 5 красота 6 7 8 9 10

Работа на листочках. Упражнение “Самый…”. Каждый уч-ся на листочке должен написать имена тех девушек и юношей из класса, кого он считает первыми в номинациях “самый умный”, “самый добрый”, “самый красивый”. Психолог собирает листочки и зачитывает имена. Фамилии уч-ся, которые встречаются чаще всего, записываются на доске. Победителям можно вручить символические медальки. Это упражнение заставляет задуматься, насколько собственная оценка совпадает с оценкой других людей.

Теоретический блок. Американский психолог Уильям Джеймс вывел формулу самооценки, которую называют формулой счастья.

Самооценка = успех : уровень притязаний

Есть два способа повысить самооценку:

  1. Добиться успеха в какой-нибудь деятельности.
  2. Снизить уровень притязания.

Достичь одновременно и того и другого удается только великим людям.

4. Контрольные вопросы.

Способность оценивать себя называется:

а) самодеятельность; б) самооценка; в) самопрезентация; г) самовосприятие.

2) На самооценку в первую очередь влияет:

а) уровень притязаний; б) привлекательность; в) трудолюбие; г) здоровье.

3) “Формулу счастья” вывел:

а) Павлов; б) Селье; в) Джеймс; г) Гиппократ.

4) На достоверность результатов тестирования влияет ваша:

а) искренность; б) критичность; в) общительность; г) независимость.

5. Итоги. Обратная связь. Аплодисменты (хлопают в ладоши те, кому понравилось занятие).

Литература

  1. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.
  2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2009.
  3. Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов / Ольга Филимонова. – М.: Чистые пруды, 2008. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып. 20).