Цели урока:
- обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и атомного ядра;
- сформировать умение извлекать информацию из разных источников и представлять ее в разных видах (таблице, рисунке);
- научить пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева для определения состава атома;
- расширить кругозор учащихся.
Задачи урока:
- Сформировать представление об атоме и атомном ядре.
- Обеспечить усвоение учебного материала учащимися в процессе активной информационно-мыслительной деятельности с разными источниками информации изучения нового материала.
- Использовать приемы, способствующие продуктивной деятельности учащихся: работа с Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева для определения состава атома, заполнение таблиц по строению атома.
- Развивать интерес к предмету.
- Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.
Учебно-наглядный комплекс:
- Учебник по физике “8 класс” А. В. Перышкин. Дрофа: Москва, 2008 г.
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
- Таблица фундаментальных физических постоянных.
- Компьютер, экран, мультимедиапроектор.
- Презентация в Microsoft Power Point (Приложение 1).
- Электронное издание - 1С: Физика 7-11 классы из серии “Библиотека наглядных пособий”.
План урока:
- Организационный момент, мотивационная основа урока.
- Изучение нового материала (работа с учебником, заполнение таблиц).
- Работа с Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
- Закрепление знаний.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Первый этап урока. Мотивация.
Учитель. Понятие атом существует уже более 2500 лет со времен греческого ученого Демокрита, который считал, что все вещества состоят и мельчайших частиц. Им была выдвинута атомистическая гипотеза, согласно которой все в мире состоит из атомов, различающихся своей формой, порядком и ориентацией в теле; между атомами находится пустота (легенда о яблоке). Слово “ атом” означает “неразрезаемый”, “нерассекаемый”. В России М.В.Ломоносов говорил о мельчайших частицах вещества. Он считал, что существует два вида материи “элементы” (атом), “корпускулы” (молекулы). Английский физик Джон Дальтон ввел понятие атомной массы. Атом представлен как мельчайшая неделимая частица. Однако к концу 19 века появились факты о сложном строении атома. Открытие электрона, частицы, входящей в состав атома, нанесло серьезный удар по представлениям об атоме.
(Слайд 2). На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием электрон (беседа по вопросам пройденного материала):
- Что такое электрон?
- Кто впервые проделал опыт по определению самого маленького заряда?
- Что вы знаете о заряде электрона и его массе?
- Единица измерения электрического заряда?
- Кому принадлежит открытие электрона?
(Ученики отвечают на вопросы)
- На уроках химии вы изучили, что такое атом, его строение.
- Как вы представляете себе строение атома?
- Для чего нужно знать строение атома?
- Почему ученые пытались выяснить строение атома?
(Ученики отвечают на вопросы)
Вывод: (запись в тетради).
Атом - наименьшая частица химического элемента, являющаяся носителем его свойств. Атом в целом не имеет заряда, т.к. он нейтрален.
(Слайд 3)
Цель урока – изучить строение атома и атомного ядра.
Второй этап урока. Изучение нового материала.
Работаем с учебником.
Прочитайте параграф 30 и ответьте на вопросы (слайд
4).
(Учащиеся отвечают на вопросы)
Учитель. Обратимся к таблице фундаментальных физических постоянных.
ЧАСТИЦЫ, ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ АТОМА
Таблица №1 (Слайд 5)
Название частицы | Обозначение | Заряд (кл) | Масса (кг) |
Электрон | е | - 1,0219 x 10-19 | 9,1095 x 10-31 |
Протон | p | + 1,60219 x 10-19 | 1, 6726 x 10-27 |
Нейтрон | n | Нет | 1, 6749 x 10-27 |
В начале века в физике бытовали самые разные и часто фантастические представления о строении атома, которые не нашли четкого обоснования и лишь модель атома, предложенная Джозефом Томсоном (английский физик, открывший электрон, лауреат Нобелевской премии по физике) на долгие годы закрепилась в науке.
Ученик (сообщение). Джозеф Томсон родился в 1856 году в Читем-Хилле вблизи Манчестера. Изучал физику, в 1876 году выиграл стипендию на обучение в Кембридже. С 1884 года профессор физики на кафедре экспериментальной физики в Кембридже. В 1911 г. разработал метод парабол для измерения отношения заряда частицы к ее массе. Согласно его модели, вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны “ вкраплены” в атом, словно изюм в булку. Модель так и назвали “ПУДИНГ С ИЗЮМОМ”, но эта модель не была подтверждена опытами. (Слайд 6) . За научные заслуги награжден медалями Франклина, Фарадея, Копли. Умер Джозеф Томсон в 1940 году.
Учеником Томсона был Эрнест Резерфорд, который позже занял его пост. Родился в 1871 году в Новой Зеландии в семье плотника и учительницы. В 1891 году, будучи студентом, выступил с докладом “Эволюция элементов”, в котором заявил, что все атомы - сложные вещества и построены из одних и тех же составных частей. Тогда все посчитали его “лишенным разума”, но спустя годы он доказал свою правоту.
Учитель. В 1911 году английский физик Эрнест Резерфорд, исследовав состав и строение атома на основе радиоактивности, которая доказывала сложность строения атома, предложил ядерную (планетарную) модель атома. (Слайд 7)
Резерфорд являлся членом Лондонского королевского общества, почетным членом 30 Академий наук, в том числе и Советской Академии наук. В 1908 году удостоен Нобелевской премии за исследование радиоактивности. Его учениками были: Чедвик, Бор, советский физик Петр Капица и другие. Умер Эрнест Резерфорд в 1937 году.
Вывод: Определение планетарной модели атома записываем в тетрадь.
В центре атома находится положительное ядро, состоящее из положительных протонов и нейтральных частиц нейтронов, а вокруг движутся отрицательные электроны. (Слайд 8)
Почему модель атома называют планетарной? В чем ее сходство с Солнечной системой?
Ответы учащихся. (Слайд 9)
Третий этап урока. Работа с Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.
Учитель. Найдем в таблице натрий.
Как правильно записать элемент?
Что означает число 11?
Число 23?
(Ответы учащихся)
Строение атомного ядра. (Слайд 10)
M - Массовое число, масса ядра, число нуклонов.
Z - зарядовое число, порядковый номер, число протонов, число электронов, заряд ядра
N - число нейтронов.
N = M - Z – определение числа нейтронов.
Учитель. На основе рисунка 39 учебника,
ответьте на следующие вопросы. (Слайд 11)
(Ученики отвечают на вопросы)
Посмотрим, как на практике происходит деление атома лития, бериллия, фтора.
(Flash-анимация “Деление ядра”. - Электронное издание 1С:Школа. Физика. 7-11 классы. Библиотека наглядных пособий.)
Четвертый этап урока. Закрепление знаний (работа в группах).
Класс делится на 5 групп, каждая группа выполняет задание, используя Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева.
Определить строение атома углерода, алюминия, железа, меди, серебра.
Результаты работы учащихся проверяются с помощью таблицы № 2.
СТРОЕНИЕ АТОМОВ
Таблица №2 (Слайд 12)
Характеристика атома | углерод | алюминий | железо | медь | серебро |
Порядковый номер в системе элементов | 6 |
13 |
26 |
29 |
47 |
Атомная масса | 12 |
27 |
56 |
64 |
108 |
Число электронов | 6 |
13 |
26 |
29 |
47 |
Число протонов | 6 |
13 |
26 |
29 |
47 |
Число нейтронов | 6 |
14 |
30 |
35 |
51 |
Вывод: Сегодня на уроке мы теоретически обосновали представление об атоме и атомном ядре. Используя периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева на практике, определили состав атомного ядра.
Пятый этап урока. Подведение итогов.
Учитель. Знания о строении атома и ядра позволили ученым использовать их для развития ядерной энергетики.
Ядерная энергия на службу мира была поставлена впервые в нашей стране. Первым организатором и создателем ядерного реактора в 1946 году был академик Игорь Васильевич Курчатов. Ядерные реакторы устанавливают на АЭС. Ядерная энергетика (управляемая цепная ядерная реакция) используется только в мирных целях. (Слайд 13).
К сожалению, есть ещё и неуправляемая цепная ядерная реакция - это взрыв атомной и водородной бомбы. На фотографии изображен страшный гриб из радиоактивных веществ - следствие неуправляемой ядерной реакции. (Слайд 14)
Атомные бомбы были применены США во Второй мировой войне. В августе 1945 г. были сброшены атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, последствия этого страшного оружия жители Японии испытывают до сих пор. В канун 65-летия Великой Отечественной войны наш народ вспоминает погибших и не может допустить Третьей мировой войны (ядерной), которая способна привести все человечество к гибели. Народы всего мира настойчиво борются за запрещение ядерного оружия, за использование его только в мирных целях. (Слайд 15)
Шестой этап урока. Домашнее задание. (Слайд 16)
- Параграф № 30.
- Упражнение 11.
СПАСИБО ЗА УРОК!