Интегрированный урок окружающий мир + русский язык по теме "Вода и ее свойства"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами воды; формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием; ставить опыты; вести наблюдения.
  2. Развивать речь учащихся, учит составлять текст-описание по теме “Вода”.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование: Лабораторные стаканы, стеклянная палочка, чайные ложечки, вода, молоко, зубной порошок, коробочки с солью, песком, духи, глобус. Таблицы: “Вода – это жизнь”, “Грунтовые воды”. Схемы: “Это запрещено”.

ХОД УРОКА

I. Организация класса. Сообщение задач урока.

1) Садимся на счет 3…

2) Проверка рабочего места.

Сегодня у нас необычный урок. Урок окружающего мира проведем совместно с уроком русского языка. Такой урок называется интегрированным.

II. Организация наблюдений за погодой.

1) Дежурный дает характеристику погоды на данный день

- Тип погоды …,

- Какой сейчас период осени?

2) Какое четверостишие подходит к сегодняшней погоде? Почему?

* Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис.
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз.

* Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя
Прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.

III. Проверка домашнего задания.

- Мы с вами попали на Уральские горы. Урал богат полезными ископаемыми.

- Что такое полезные ископаемые? Какими полезными ископаемыми богаты у нас Уральские горы?

1. Выбери из коллекции полезные ископаемые, которые мы изучили.

2. Заполни таблицу

- Сейчас я выясню, как вы запомнили свойства некоторых полезных ископаемых.

 

1

2

3

4

5

6

Гранит      

.

   
Песок

.

         
Глина        

.

 
Торф          

.

Каменный уголь  

.

       
Нефть    

.

     

1. Полезное ископаемое, которое хорошо пропускает воду (песок).

2. Хрупкое полезное ископаемое, хорошо горит (каменный уголь).

3. Жидкость маслянистая, горючая (нефть).

4. Полезное ископаемое состоит из кварца, слюды, полевого шпата (гранит).

5. Пластичное, вязкое полезное ископаемое, из которого изготавливают посуду (глина).

6. Состоит из растений, хорошо горит (торф).

Стихотворение “Богатства Урала”

В моей земле богатства скрыты:

Она и золото хранит,
И рядом с медью – малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдешь в ней много по приметам
Цветных камней, не только руд,
Рубин сияет красным цветом,
Зеленым цветом изумруд,
Темны кристаллики агата
Лучисты грани хрусталя.
И знаменита, и богата
Моя Уральская земля.

- Да, ребята, по разнообразию полезных ископаемых наша область занимает одно из первых мест в России.

IV. Сообщение задач урока.

- Ребята, какое же полезное ископаемое самое ценное на земле?

- Да, немало сесть полезных ископаемых, а среди них одно, без которого трудно представить нашу жизнь. Отгадав загадку, вы назовете это полезное ископаемое:

- Я и льдинка голубая, я и капля дождевая, я снежинка вырезная, я по травке разлита, догадайся, кто же я? (Вода)

- Как и другие полезные ископаемые, вода имеет немало интересных свойств. Наш класс - научная лаборатория, а мы с вами исследователи. Теперь к нам в научную лабораторию поступила вода. Наша задача – изучить её свойства, о её значении и применении.

ВИКТОРИНА (загадки)

 

* Меня ждут, не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (Дождь)

* Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

* Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина. (Туман)

*Бел, да не сахар,
Ног нет, а идёт? (Снег)

* Рыбам в зиму жить тепло
Крыша – толстое стекло. (Лёд)

* Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)

- Что такое дождь, снег, роса, лед, туман, облака? (Вода)

- В каких трех состояниях встречается вода в природе?

V. Свойства воды.

СОСТОЯНИЕ

Вода – единственное на Земле вещество, которое может в природных условиях одновременно находиться во всех 3 состояниях

Твердом - в виде льда и снега. Жидком – вода. Газообразном - пар, туман, облака.

ФОРМА ВОДЫ

- Чем отличается камень от воды?

Камень твердый. Его можно взять в руки, положить на стол, бросить на пол. Он от этого не изменяется и сохраняет свою форму. Чтобы изменить форму камня, его надо расколоть на части молотком, разрубить топором, разрезать ножом и т.д., т.е. применить силу. А имеет ли форму вода? Можно ли её положить на стол, взять в руки как камень? Нет, вода разольется по столу, со стола потечет на пол. Если мы нальём воду в стакан, она примет форму стакана, в графин форму графина, в пузырёк - форму пузырька. Вода – жидкость. Жидкости не имеют своей формы, а принимают форму сосуда, в котором находятся.

ЦВЕТ ВОДЫ

- Определим какого цвета вода? На столе у вас полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок (серый, белый, голубой, зелёный). Можно ли сказать, что вода серого цвета? Белого? Голубого? Зелёного? Как видишь, вода не окрашена ни в один цвет. Какого же все-таки цвета вода? Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна.

ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ

1 опыт: Поставь открытку за стакан воды.

2 опыт: Опустить чайную ложечку в стакан с водой и с молоком.

Что можно сказать о прозрачности воды?

Вывод: Вода прозрачна.

ВКУС ВОДЫ

 

- Вспомните, каков вкус соли? сахара? Лимона? Лука? Попробуйте воду на вкус.

Можно ли её назвать солёной? Сладкой? Кислой? Горькой? Вывод: Совершенно чистая вода не имеет вкуса.

ЗАПАХ ВОДЫ

Откройте и понюхайте пузырьки с духами, бальзамом, жидкость для снятия лака, корвалол, … . Многие жидкости имеют запах. Имеют ли они какой-то запах? А чем пахнет чистая вода?

Вывод: Вода не имеет запаха.

ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ

1. Вода – жидкость. Её можно перелить из одного стакана в другой. (Показываю). Вода течет

2. Налить немного воды на пластмассовую пластинку.

- Что вы заметили? Вода растекается в разные стороны.

- Наклони пластинку. Вода стекает под уклон

Вывод: Вода текуча.

ВОДА РАСТВОРИТЕЛЬ

- У вас на партах стоят стаканы с водой и коробочки с солью и сахаром. (Один ученик насыпает в стакан немного соли, а другой – сахар). Размешайте ложкой. А я положу немного зубного порошка. Пронаблюдайте, что происходит с солью, сахаром и песком.

- Куда делись сахар? Соль? Что стало с песком?

*Попробуйте на вкус воду.

Вывод: Сахар и соль растворились в воде, а песок – нет. Это доказывает, что вода растворитель. Но в ней растворяются не все вещества.

СКАЗКА

Есть такая сказка. Два осла шли по дороге, один нес соль, а другой – вату. Первый осел еле передвигал ноги: так тяжела была ноша. Второй шел весело и легко. Перешли через речку. Искупались… .

- Почему ноша первого осла после купания стала легче? Что произошло бы, если бы второй осел нес не вату, а сахар? О каком свойстве воды говорится в сказке?

3. Игра “ Что лишнее?”

  • В воде растворяются соль, пищевая сода, песок, сахар?
  • Чистая вода солёная, сладкая, кислая, без вкуса.
  • Чистая вода пахнет хлоркой, одеколоном, керосином, не имеет запаха.

VI. Обобщение.

- Какими свойствами обладает вода? (Чтение вывода)

VII. Вода – полезное ископаемое.

- Почему вода полезное ископаемое? (Методическая таблица)

- Вода залегает под землёй и на земле (методическая таблица “Подземные воды”).

- Да, ребята, вода находящаяся под землёй – это подземная вода.

- Для того, чтобы её добыть копают колодцы или бурят скважины.

- Ещё вода находится в океанах; морях; реках; озёрах.

VIII. Изображение на карте (глобусе).

- Посмотрите на карту (глобус). Какого больше всего цвета на нём? Что изображено на карте (глобусе) синим и голубым цветом? (Воду)

- Да, на глобусе (карте) больше всего голубого цвета. Голубым цветом изображается вода – все моря, реки, озера, океаны нашей планеты. Они занимают в2 – 2,5 раза больше места, чем суша.

Это интересно! Если бы Земной шар был ровным, гладким, как глобус, то все моря, океаны, озера, реки разлились, вся бы наша планета оказалась залита 9-метровым слоем воды.

- Не слишком ли много воды на планете? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета существовала.

IX. Значение воды. “Вода – добрый друг и помощник человека” (на доске).

1. Вода – краса всей природы (таблица).

2. Есть у воды великая забота – ПОИТЬ ЗЕМЛЮ (таблица).

Воду пьют все на земле поля, все на свете леса, без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей, садов.

Без еды человек может существовать около 1,5 месяцев, а без воды не проживет и недели. В организме взрослого человека около 40 литров воды (примерно 5 ведер).

3. Вода не только всех поит, но и еще и КОРМИТ. В глубинах вод кормятся рыба, морские животные, морские растения, которые человек употребляет в пищу.

4. И МОЕТ (таблица) всех тоже вода. Умываются люди, умываются машины, принимают душ города и дороги.

5. Вода и ЛЕЧИТ (стр.54 учебника зачитать). А какая вода в нашей местности является лечебной? (Обуховская). Что она лечит? (Органы пищеварения почки)

6. Без воды не сможет работать ни одна фабрика, завод, предприятие. (Таблица)

без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарство, ни конфеты, ничего не сделаешь без воды.

Роль воды велика. Об этом говорят следующие цифры. Для того, чтобы изготовить 1 тонну кирпича 1-2 тонны воды; 1 тонну бумаги 250-300 тонн воды; 1 тонну стали 250-300 тонн воды;

1 тонну пшеницы 1500 тонн воды; 1 тонну хлопка 10000 тонн воды.

7. А ещё вода – самая широкая, удобная и дешёвая дорога. (Таблица)

По рекам, морям, океанам день и ночь плывут суда, перевозят тяжёлые грузы и пассажиров.

8. Вода работает на ГЭС. Вода приводит в движение машины, которые вырабатывают электрический ток. (Таблица)

- Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Да и сама жизнь на Земле впервые зародилась именно в воде океана. Вот какое необыкновенное вещество обыкновенная вода!

X. Как используют воды реки Пышмы? (Рассказы детей)

- Вода нашей реки нужна для многочисленных фабрик и заводов. По берегам реки Пышмы добывают золото, медную руду, асбест. По реке сплавляют лес. Вода идет для полива огородов и полей, на лугах выращивают траву для скота. На берегах много птицеферм.

Построены ГЭС и АЭС. Они дают многим сёлам и городам энергию.

- Нашему городу нужно много воды – более 10 000тонн ежедневно. И с каждым годом её требуется всё больше. Для питья нужна чистая вода, её мы получаем с Солодиловского водозабора, часто с большими перебоями.

Вода – это наше богатство и к ней нужно относиться бережно, рационально её использовать.

XI. Бережное отношение к воде.

- Наша планета заболела. Её природа находится в опасности. Проблема чистоты воды в водоёмах в наши дни стоит особенно остро.

  • Для работы фабрик и заводов требуется много воды, которая после использования в производстве вновь спускается в водоём. Чтобы такая вода не загрязняла их, строят очистительные сооружения. (На заводе хромовых кож – очистительное сооружение)
  • В колхозах и совхозах нужно следить, чтобы в воду не попадали стоки с животноводческих ферм.
  • Нельзя бросать в водоём мусор.
  • В воду попадают не только мусор, но и ядовитые вещества, которые губят растения и рыбу.
  • Другая беда – вырубка лесов вдоль рек. Река лишается защиты, гибнет.
  • Всё меньше и меньше остаётся на Земле пресной воды, которую мы пьём. На 100 литров солёной воды приходится 2 литра пресной. Если из крана течёт даже самая тоненькая струйка, то за сутки вытечет около 40 вёдер воды. А сколько кранов в одном вашем доме? А во всех домах города. (Стихотворение)

Наша задача – защищать нашу воду от загрязнения. За чистотой воды в водоёмах постоянно следят работники государственной водной инспекции, работники санэпидемстанции.

XII. Составление текста-описания.

- В нашу лабораторию поступило следующее задание: описать свойства воды. Итак, мы сейчас будем составлять текст-описание. Что такое текст-описание?

* Чтение памятки “Как составить текст-описание?”

1. Знакомство с планом. Текст-описание “Вода”.

План:

Вода – полезное ископаемое

Свойства воды:

1 Состояние; 7 Форма воды; 2 Цвет; 5 Прозрачность; 3 Вкус; 4 Запах; 6 Текучесть; 8 Вода – растворитель; 2. Составление текста – описания

Вода – это самое ценное, полезное ископаемое, без которого невозможна жизнь на земле.

Вода встречается в природе в твердом, жидком и газообразном состоянии. Совершенно чистая вода не имеет ни запаха, ни вкуса, ни цвета. Она прозрачна, текуча, не имеет формы. Вода – растворитель. В ней хорошо растворяются сахар, соль.

3. Запись текста-описания (на листочках).

4. Проверка. Зачитать 2-3 работы.

XIII. Итог.

Вода – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя М.Пришвина (читает учебник).

Рекомендация книг для чтения о воде:

  1. “Почему вода мокрая?”
  2. “Физика для малышей”
  3. “Путешествие капли воды”
  4. “Почемучка”
  5. “Что такое? Кто такой?”

Домашнее задание: стр.50-54, ответить на вопросы, выполнить задания к тексту.