Цель: определение положения объекта по географическим координатам.
Задачи:
- уметь определять географическую долготу и географическую широту объекта по картам и глобусу;
- уметь находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам;
- продолжить формирование умения работать с географическими картами.
Планируемый результат
Учащиеся должны уметь определять на карте географическую широту и географическую долготу объекта; географические координаты объектов; по географическим координатам находить объекты на карте и глобусе; сравнивать местоположение объектов.
Основные термины и понятия: географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Оборудование: 8 копий контурной карты полушарий, атлас, учебник, 4 конверта, 4 листа бумаги, распечатки домашнего задания, карта полушарий, презентация урока.
Тип урока: изучение нового с использованием ИКТ.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, вы любите приключения, путешествия?
- Давайте с вами сегодня отправимся на поиски приключений!
- Приключения начинаются прямо сейчас. Я сегодня по электронной почте получила сообщение с борта корабля “Атлантик”.
Слайд 1. Презентация
- Ребята, давайте поможем расшифровать запись. Но прежде необходимо нам самим разобраться, что это за обозначения.
ІІІ. Актуализация знаний.
Слайд 2.
- Мы с вами уже знаем, что Земля вращается вокруг воображаемой оси. Ось проходит через центр Земли и пересекает земную поверхность в двух точках.
Вспомните, какие это точки? (Северный полюс и южный полюс)
Мы помним, что на равном расстоянии от них проходит экватор.
На какие полушария делит экватор Землю? (На северное и южное). Слайд 3.
ІV. Изучение нового материала.
Слайд 4.
- Линии, параллельные экватору, называются параллелями. Все точки земной поверхности, лежащие на одной параллели, одинаково удалены от экватора и полюсов.
Какие направления показывают параллели на глобусе и карте? (На В. и на З.)
Слайд 5.
- Скажите, какова форма параллелей на глобусе? (Окружности). А на карте? (Полуокружность, дуга)
- А как вы думаете, все ли параллели имеют одинаковую длину? (Нет, чем ближе к полюсам, тем длина меньше)
- Назовите самую длинную параллель. (Экватор)
- Какова ее длина в градусах? (360°). А в км? (40 000 км)
- Какое обозначение имеют параллели на глобусе и карте? (Градусное обозначение, подписаны по краю карты)
Слайд 6.
- Какое обозначение имеет экватор? (0°)
- Отсчет параллелей идет от экватора к северу и к югу. Посмотрите на карту, назовите параллели. -- Через сколько градусов поведены параллели? (Через 10 °)
- Можно ли сказать, что между параллелью 30° и 40° нет параллелей? (Нет, есть)
Слайд 7.
- Кроме параллелей на глобусе и карте есть еще линии. Как они проведены? (От северного полюса к южному полюсу)
-Линии, соединяющие С. и Ю. полюса, называются меридианами. Какое направление они показывают? (На север и на юг)
- Какую форму имеют меридианы? (Полуокружности, дуги)
- Подумайте, одинаковы ли они по длине? (Да)
- Какова их длина в градусах? (180°). А в км? (20 000 км)
- Меридианы также имеют градусное обозначение.
Слайд 8.
- Начало отсчета меридианов принято считать Гринвичский меридиан или 0°. Его продолжением является меридиан 180°.
- Они делят нашу Землю на два полушария. На какие? (На западное и восточное)
- Меридианы подписаны вдоль экватора. Назовите их.
- Можно ли сказать, что между меридианами 80° и 90° нет меридианов? (Нет, есть)
Слайд 9.
Меридианы и параллели образуют градусную сетку.
Слайд 10–12.
- Итак, горизонтальные ряды линий – это параллели, а вертикальные – меридианы.
Слайд 13.
- Величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах называется географической широтой. Широта бывает южная и северная.
Слайд 14.
Слайд 15.
- Можем ли мы определить их местоположение, зная только широту? (Нет)
- Что необходимо еще знать? (На каком меридиане они находятся)
- Отсчет меридианов идет от Гринвичского меридиана, 0°. Величина дуги параллели от начального меридиана до заданной точки в градусах называется географической долготой. К востоку от начального меридиана находится восточная долгота, а к западу – западная долгота.
Слайд 16.
Слайд 17.
Широта и долгота объекта – географические координаты.
Слайд 18–23.
Слайд 24.
- Итак, о чем мы с вами сегодня узнали?
- Давайте поможем морякам расшифровать послание.
- Вы молодцы! А сейчас для вас сюрприз от моряков! И подарок!
Слайд 25.
Д/З § 3 раздать напечатанное задание.
Приложение 2.
Ф.И._________________________ .
Задание 1.
Заполните таблицу:
Название географического объекта |
Географические координаты | |
широта | долгота | |
Мексиканский залив | … |
… |
Новая ……… | …ю.ш. |
140° в.д. |
Б……….я | 15° ю.ш. |
…з.д. |
Вашингтон | … |
… |
Сан-……… | …с.ш. |
121° з.д. |
……………. | 40° с.ш. |
44° в.д. |
Задание 2.
Судно “Марика” следовало курсом ВСВ, когда, достигнув 44° с.ш. 49° з.д., получило сообщение: “Обнаружен айсберг, его координаты 47° с.ш. 51° з.д.”. Определите по карте полушарий, где находится судно и айсберг. Как вы думаете, насколько вероятна встреча судна с ледяным скитальцем?
Задание 3.
Английское судно терпит бедствие в Мировом океане. Его координаты 30° ю.ш. 40° в.д. Жители какого материка первыми придут на помощь?