Урок по географии в 6-м классе "Географические координаты" с использованием ИКТ

Разделы: География


Цель: определение положения объекта по географическим координатам.

Задачи:

- уметь определять географическую долготу и географическую широту объекта по картам и глобусу;

- уметь находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам;

- продолжить формирование умения работать с географическими картами.

Планируемый результат

Учащиеся должны уметь определять на карте географическую широту и географическую долготу объекта; географические координаты объектов; по географическим координатам находить объекты на карте и глобусе; сравнивать местоположение объектов.

Основные термины и понятия: географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Оборудование: 8 копий контурной карты полушарий, атлас, учебник, 4 конверта, 4 листа бумаги, распечатки домашнего задания, карта полушарий, презентация урока.

Тип урока: изучение нового с использованием ИКТ.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, вы любите приключения, путешествия?

- Давайте с вами сегодня отправимся на поиски приключений!

- Приключения начинаются прямо сейчас. Я сегодня по электронной почте получила сообщение с борта корабля “Атлантик”.

Слайд 1. Презентация

- Ребята, давайте поможем расшифровать запись. Но прежде необходимо нам самим разобраться, что это за обозначения.

ІІІ. Актуализация знаний.

Слайд 2.

- Мы с вами уже знаем, что Земля вращается вокруг воображаемой оси. Ось проходит через центр Земли и пересекает земную поверхность в двух точках.

Вспомните, какие это точки? (Северный полюс и южный полюс)

Мы помним, что на равном расстоянии от них проходит экватор.

На какие полушария делит экватор Землю? (На северное и южное). Слайд 3.

ІV. Изучение нового материала.

Слайд 4.

- Линии, параллельные экватору, называются параллелями. Все точки земной поверхности, лежащие на одной параллели, одинаково удалены от экватора и полюсов.

Какие направления показывают параллели на глобусе и карте? (На В. и на З.)

Слайд 5.

- Скажите, какова форма параллелей на глобусе? (Окружности). А на карте? (Полуокружность, дуга)

- А как вы думаете, все ли параллели имеют одинаковую длину? (Нет, чем ближе к полюсам, тем длина меньше)

- Назовите самую длинную параллель. (Экватор)

- Какова ее длина в градусах? (360°). А в км? (40 000 км)

- Какое обозначение имеют параллели на глобусе и карте? (Градусное обозначение, подписаны по краю карты)

Слайд 6.

- Какое обозначение имеет экватор? ()

- Отсчет параллелей идет от экватора к северу и к югу. Посмотрите на карту, назовите параллели. -- Через сколько градусов поведены параллели? (Через 10 °)

- Можно ли сказать, что между параллелью 30° и 40° нет параллелей? (Нет, есть)

Слайд 7.

- Кроме параллелей на глобусе и карте есть еще линии. Как они проведены? (От северного полюса к южному полюсу)

-Линии, соединяющие С. и Ю. полюса, называются меридианами. Какое направление они показывают? (На север и на юг)

- Какую форму имеют меридианы? (Полуокружности, дуги)

- Подумайте, одинаковы ли они по длине? (Да)

- Какова их длина в градусах? (180°). А в км? (20 000 км)

- Меридианы также имеют градусное обозначение.

Слайд 8.

- Начало отсчета меридианов принято считать Гринвичский меридиан или 0°. Его продолжением является меридиан 180°.

- Они делят нашу Землю на два полушария. На какие? (На западное и восточное)

- Меридианы подписаны вдоль экватора. Назовите их.

- Можно ли сказать, что между меридианами 80° и 90° нет меридианов? (Нет, есть)

Слайд 9.

Меридианы и параллели образуют градусную сетку.

Слайд 10–12.

- Итак, горизонтальные ряды линий – это параллели, а вертикальные – меридианы.

Слайд 13.

- Величина дуги меридиана от экватора до заданной точки в градусах называется географической широтой. Широта бывает южная и северная.

Слайд 14.

Слайд 15.

- Можем ли мы определить их местоположение, зная только широту? (Нет)

- Что необходимо еще знать? (На каком меридиане они находятся)

- Отсчет меридианов идет от Гринвичского меридиана, 0°. Величина дуги параллели от начального меридиана до заданной точки в градусах называется географической долготой. К востоку от начального меридиана находится восточная долгота, а к западу – западная долгота.

Слайд 16.

Слайд 17.

Широта и долгота объекта – географические координаты.

Слайд 18–23.

Слайд 24.

- Итак, о чем мы с вами сегодня узнали?

- Давайте поможем морякам расшифровать послание.

- Вы молодцы! А сейчас для вас сюрприз от моряков! И подарок!

Слайд 25.

Д/З § 3 раздать напечатанное задание.

Приложение 2.

Ф.И._________________________ .

Задание 1.

Заполните таблицу:

Название
географического объекта
Географические координаты
широта долгота
Мексиканский залив

Новая ………

…ю.ш.

140° в.д.

Б……….я

15° ю.ш.

…з.д.

Вашингтон

Сан-………

…с.ш.

121° з.д.

…………….

40° с.ш.

44° в.д.

Задание 2.

Судно “Марика” следовало курсом ВСВ, когда, достигнув 44° с.ш. 49° з.д., получило сообщение: “Обнаружен айсберг, его координаты 47° с.ш. 51° з.д.”. Определите по карте полушарий, где находится судно и айсберг. Как вы думаете, насколько вероятна встреча судна с ледяным скитальцем?

Задание 3.

Английское судно терпит бедствие в Мировом океане. Его координаты 30° ю.ш. 40° в.д. Жители какого материка первыми придут на помощь?