Слово “каникулы” в переводе с латинского языка означает перерыв занятий в учебных заведениях.
И ни для кого не секрет, что с наступлением школьных каникул посещаемость в детских садах снижается. У многих малышей есть старшие братья и сестры, поэтому с понятием “каникулы” они отождествляют радостное событие: весь день находиться дома и не идти на “работу” (в детский сад, в школу). Напрасно мы недооцениваем сообразительность детей, с надеждой ожидающих, что и к ним родители проявят милосердие: не поднимут рано с теплой постели, оставят дома посмотреть интересные телевизионные передачи, специально предусмотренные для детей в каникулярное время.
Даже нам, взрослым, так иногда хочется расслабиться в это беспокойно до предела напряженное время.
В нашем дошкольном учреждении каникулы прочно заняли свое место.
Ведь жизнь детей в каникулярные дни должна быть совершенно не такой, как в другое время,— немного загадочной, насыщенной необычным, сказочным, удивительным. Но в то же время дети должны приобретать определенные знания.
На каникулах мы стараемся задействовать детей, имеющих проблемы в развитии речи, эмоционально-волевой сферы, гипер-и гипоактивных. Каждому мы найдем свою "роль". Поэтому, проводя данную деятельность, мы решаем и психолого-педагогическую задачу. Ну и, конечно же, реализуется развлекательная задача, силами взрослых и детей. Малоактивные, стеснительные ребята делают первые шаги в творчестве, проявляют индивидуальность в театральной деятельности, а разносторонне развитые, активные могут проявить себя во всех сферах конкретного мероприятия, возможно делая первые шаги к своей будущей профессии.
Учитывая важную роль положительных эмоций, больше внимания следует уделить всевозможным забавам и развлечениям. Формы их проведения могут быть - различными: концерты самодеятельности, соревнования, викторины, аттракционы, игры-драматизации, спектакли с куклами, вечера юмора, дни рождения детей.
Помимо мероприятий, организованных непосредственно педагогом, в дни каникул больше внимания должно быть уделено самостоятельным формам детской деятельности. Для стимулирования видов деятельности детей необходимо обеспечить благоприятную обстановку: заранее подготовить игровой и наглядно-практический материал, например атрибуты для сюжетно-ролевых игр, занятий физическими упражнениями, игрушки, настольно-печатные игры, иллюстрированные альбомы, наборы открыток и др. В групповой комнате следует выделить место (один-два стола) для занятий изобразительной деятельностью, положить здесь соответствующий материал. На одном из столов можно расположить природный материал для поделок (камешки, мох, глину, шишки, желуди, кору дерева и др.).
В процессе самостоятельной деятельности дети сами выбирают себе занятие, реализуют свои замыслы. Однако это не значит, что ребенок предоставлен самому себе. Меняется характер руководства взрослого. Педагог создает условия, благоприятные для развития самостоятельной творческой деятельности детей и способствующие ее развертыванию в соответствии с их интересами и желаниями.
Вмешательство взрослого требует большого такта и необходимо в тех случаях, когда деятельность детей представляется нежелательной в воспитательном отношении или без помощи взрослого ребенок начинает повторять одни и те же действия, которые постепенно надоедают.
В процессе повседневной жизни в детском саду дошкольники могут уставать от коллективного общения, поэтому им надо предоставлять возможность для разнообразной индивидуальной деятельности и игр с небольшим количеством партнеров (2—3 человека), которые объединяются на основе общих интересов и симпатий. Однако необходимо помнить, что совместная деятельность детей в одних случаях способствует развитию положительных отношений между ними, в других — при неблагоприятных условиях — влияет на возникновение отрицательных эмоций.
Цель каникул:
- организовать продуманный активный отдых детей;
- снизить психологическую и умственную нагрузку на детский организм;
- способствовать развитию творческой инициативы педагога.
Подготовка к каникулам может состоять в следующем:
- продумать план проведения каникул;
- продумать их содержание, форму организации, место проведения.
Основной формой детской деятельности в каникулы, безусловно, должна стать игра.
Отдых ребенка в каникулы должен быть активным и проходить в основном под руководством воспитателя.
Однако помня слова Е. Аркина о том, что ребенок, как и взрослый, имеет право углубляться в себя, уединяться, уходить на время от других в свой мир для разрешения тех задач, которые он себе ставит; эти минуты спокойного одиночества и сосредоточенности представляют огромную ценность, именно с точки зрения социального развития личности, считаем, что педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности и желания каждого ребенка.
Привожу ниже примерное содержание каникул.
Прощание с елкой
Основные задачи:
Доставить детям удовольствие от повторения знакомых стихов, песенок, танцев, хороводов, которые разучивались к новогоднему празднику.
Развить художественно-творческие способности;
Создание эмоционально положительного настроения;
Вернуть радость новогодних праздников
Игровой персонаж:
Воспитатель в костюме Снегурочки предлагает детям совершить сказочное путешествие, где дети в течение дня встретятся с дедом Морозом, Снеговиком, Гномом и другими персонажами новогоднего утренника.
Утро:
1. Д/игра “Собери картинку”.
Цель: закрепить знание цвета, формы, умение по образцу собирать из частей целое; активизировать словарь детей
Оборудование: разрезные и целые картинки с изображением Снеговика, Деда Мороза, Снегурочки, елки.
2. Загадывание загадок о зиме, зимних явлениях.
Цель: развивать мышление детей, внимание, речь.
3. Хоровод “Зимушка”.
Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений со словами.
Утренняя гимнастика (с дедом Морозом). Приложение 1.
Цель: Развивать воображение, пластичность, ориентировку в пространстве, внимание; поднять эмоциональный тонус.
День:
Игра-занятие “Мой друг Снеговичок”. Приложение 2.
Цель занятия. Закрепить умения детей рисовать снеговика; упражнять в изображении круглой формы.
Прогулка
1. Хороводы вокруг елки (любой, разученный к утреннику).
Цели: развивать двигательную активность; дать почувствовать радость от совместных действий со сверстниками.
2. Подвижная игра “Не заморозь руки”.
Цель: развить ловкость, волю.
Оборудование: волшебная палочка Снегурочки.
Дети стоят в кругу. Ребенок должен быстро убрать руки до того, как Снегурочка дотронется до них палочкой.
3. Украшение Снеговика.
Цели: развить творчество, воображение, изобразительные навыки; доставить удовольствие от совместной творческой деятельности со взрослым; активизировать словарь.
Оборудование: жидкая гуашь, кисти, ягоды рябины, веточки, семена деревьев, мишура.
Вечер:
Досуг на свежем воздухе: “В гостях у гнома”. Приложение 3
1. Чтение или рассказывание новой сказки с рассматриванием иллюстраций.
Цель: познакомить детей с новой сказкой, развивать целенаправленное внимание; научить сопереживать героям, выделять хорошие и плохие поступки; развивать речь детей.
2. Разучивание стихотворения “Снежинки” с движениями.
Цель: развивать точность движений, чувство ритма, выразительность пантомимики, речь, воображение.
“День здоровья”
Основные задачи:
Формировать игровую активность;
Познакомить детей с русскими народными играми;
Укреплять здоровье детей;
Совершенствовать полученные двигательные навыки.
Утро.
1. Подвижная игра “Удочка”.
Цель: упражнять в подпрыгивании на двух ногах, делая энергичный толчок, развивать быстроту реакции.
Вращает веревку с мешочком (удочку) воспитатель. Напоминать соблюдение правил: кого коснется мешочек, тот отходит на 2 шага назад. Повторить 4-5 раз.
2. Игра малой подвижности “Сбей кеглю”.
Цель: развивать ловкость, глазомер.
Утренняя гимнастика “Зимняя прогулка”
Приложение 4.
Завтрак:
Цели: сформировать осознанное отношение детей к сохранению собственного здоровья, интерес к повседневным гигиеническим процедурам; развить речь.
При подготовке к завтраку доктор Айболит осматривает вымытые руки, уши детей. Спрашивает, для чего мы моем руки. “Что может случиться, если не мыть перед едой руки? Почему надо насухо вытирать руки?”
До начала завтрака доктор Айболит спрашивает детей, почему нельзя разговаривать, когда во рту находится пища. “Почему пищу надо тщательно пережевывать?”
День:
Беседа с детьми “Что такое здоровье и как его сохранять и преумножать?”
Цели: закрепить знания детей о том, как надо сохранять здоровье, укреплять его, какие правила безопасности соблюдать, чтобы не повредить здоровью; развить любознательность, внимание к собственному организму, ощущениям; развить диалогическую речь.
Оборудование: картинки, иллюстрации, предметы ухода за телом.
Доктор Айболит спрашивает, что дети знают о здоровье, своем организме, как они стараются не болеть.
Прогулка:
1. Пешеходная прогулка за пределы детского сада, (продолжительность 1-1,5 часа), в сквер, парк.
Цель: совершенствовать полученные двигательные навыки в естественных условиях.
На привале - самостоятельная двигательная деятельность: ходьба по узкому мостику, лежащему дереву; сбегание с горки; прыжки через канавку; подлезание под ветки деревьев (низкорастущие).
1. Подвижная игра “Охотники и зайцы”.
Цель: закрепить навыки метания в движущуюся цель, развивать ловкость.
2. Подвижная игра: “С кочки на кочку”.
Цель: закреплять навыки прыжков с ноги на ногу, развивать внимание, ловкость.
2-я половина дня
Подъем:
После сна, во время одевания, педагог обращает внимание детей на то, как надо расчесывать волосы, почему это надо делать личной расческой, какие заколки могут испортить волосы и т.п.
Мини-стадион. Приложение 5.
Вечер:
1. Игра-драматизация по сказке “Айболит”.
Цели: развить творческую активность детей, выразительность; закрепить знание содержания произведения; сформировать интерес к творчеству К.И. Чуковского; развить выразительную речь. Педагог вносит элементы костюмов и приглашает детей в театр, чтобы порадоваться. А от смеха, радостного настроения улучшается наше здоровье.
2. Рассматривание альбома “Советы Неболейки”.
Цель: закрепить знания детей о том, как надо сохранять здоровье, укреплять его, какие правила безопасности соблюдать, чтобы не повредить здоровью; развить любознательность, речь детей.
“Веселые карандаши”
Основные задачи:
Закрепить знания детей об основных цветах спектра, умение выделять цвет в предметном окружении, подбирать предметы по цвету.
Закрепить изобразительные умения.
Развить творческое начало, воображение, эстетическое восприятие.
Утро:
Сюрпризный момент
В гости к детям приходят карандаши.
Что за палочки такие.
Не простые, а цветные.
Только стоит в руки взять,
Начинают рисовать.
1. Дидактическая игра “Угадай, что я рисую”.
Цель: учить детей по схематическому изображению узнавать знакомые образы, использовать в качестве подсказки стихотворение.
1. Это солнца ровный круг,
Много палочек вокруг.
2. Не цыпленок, не букашка,
Это милый Чебурашка.
3. Поросенок Пятачок,
Хвостик - маленький крючок.
4. Пооросенка – лучший друг,
Медвежонок Винни-Пух.
2. Дидактическая игра “Меткий стрелок”.
Материал. По два листа бумаги (на одном три точки красного, желтого и зеленого цвета, на другом пять расположенных по кругу точек основных цветов), вырезанные из бумаги силуэты котенка, простые карандаши (на каждого ребенка).
Воспитатель. На котенка напали три осы. Надо ему помочь. Кто из вас окажется самым метким стрелком? (Надо закрыть пальцами точки на первом листе бумаги. Цвета называются воспитателем в произвольной последовательности и во все убыстряющемся темпе) и т.д.
3. Д/игра “Сделаем Снегурочке бусы”.
Цель: учить чередовать элементы по цвету.
4. Рассматривание зимних узоров на окнах.
Цель: развивать воображение детей, эстетический вкус; активизировать словарь.
5. Рассматривание рисунков детей старшей группы.
Цель: расширить представление о том, что можно нарисовать карандашом
Утренняя гимнастика:
Цели: создать бодрое, радостное настроение; поднять мышечный тонус
Воспитатель прикрепляет скотчем на маечки детей бумажные круги разного цвета — превращает их в карандаши, которые живут в разноцветном сказочном государстве.
День:
Занятие-упражнение. “Путешествие карандаша”.
Цели: познакомить детей с простыми способами изображения, дорисовывая характерные детали. Упражнять в приемах работы с карандашом, развивать внимание, интерес к действиям с карандашом.
План занятия:
В домике-коробке живут карандаши. Скучно стало одному карандашу и отправился он в путешествие.
Воспитатель на большом листе составляет графический рассказ о встречах Карандаша. Рисование животных на основе грибка (заяц, медведь, лягушка, лисичка).
Дети по желанию выбирают животное и на заранее нарисованный грибок дорисовывают детали.
Прогулка:
1. Игры со снегом.
Цели: закрепить знания детей о цвете снега, его качествах; развить моторику, меткость; доставить удовольствие от игры.
Дети выходят на прогулку, лепят снежки, метают их в цель.
“Дед Мороз живет в лесу, в снежном доме, и все знает о снеге. Надо узнать побольше, чтобы ответить на все вопросы Деда Мороза”.
2. Рисование палочками на снегу.
Цель: развить воображение детей, изобразительные навыки.
Оборудование: палочки, объемные шаблоны, ягоды рябины, мишура.
“Дед Мороз прислал волшебные палочки, которыми можно нарисовать волшебные рисунки на снегу”.
3. Составление узора из разноцветных льдинок.
Цели: развить творческие способности, эстетический вкус; закрепить знания цвета и формы, качества льда; активизировать словарь.
“Дед Мороз оставил под деревом волшебный сундучок с цветными льдинками, чтобы дети из них выложили красивый ковер на снегу и порадовали его”.
4. Подвижная игра “Бегите ко мне”.
Цели: поупражнять в беге в одном направлении, развить быстроту; доставить удовольствие от коллективной деятельности.
Снеговичок предлагает детям поиграть в игру, чтобы увидеть, какие дети быстрые, внимательные.
Вечер:
Занятия кружка “Волшебные краски”
Тема: “Украсим дом для Деда Мороза”.
Цели: научить закрашивать карандашом, не выходя за контуры, в одном направлении; развить точность движений; закрепить знание названий цветов.
Оборудование: готовые шаблоны, карандаши
1. Развлечение: “Живые картинки” (совместная деятельность деятельность младших и старших детей).
2. Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова, Р. Рачева к сказкам и потешкам.
3. Чтение фрагментов из иллюстрированных произведений.
Малыши узнают героев, а дети старших групп инсценируют события из сказок, потешек.
4. Изготовление атрибутов к играм-драматизациям (маски зверей). Дети старших групп выполняют основное оформление, а малыши дорисовывают мелкие детали: усы, уши, нос и т.д.
Цели: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать чувство взаимопомощи, умение доводить начатое дело до конца.
Вместе с детьми оформить выставку работ, выполненных в течение дня.
День сказки
Основные задачи:
Формировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать иллюстрации, обыгрывать;
Ччерез содержание сказок сформировать нравственные представления детей на эмоционально-чувственной основе.
Игровой персонаж: игрушка-колобок
Сюрпризный момент:
Цели: собрать внимание детей; вызвать интерес к предстоящей деятельности.
Педагог обращает внимание детей на то, что, пока они были на участке, всё в группе изменилось: появились необычные игрушки, книги со сказками, картины с изображением героев сказок, персонажи кукольного театра, необычная накидка.
Педагог говорит детям, что они попали в страну сказок, а она — фея, которая может детям показать эту страну (надевает накидку, берет в руки волшебную палочку). Предлагает детям рассмотреть, что есть в стране сказок. Находит на окне Колобка, который никак не может с него слезть, чтобы его заметили дети. Предлагает зарядиться силой.
Утро:
1. Д/игра “Узнай сказку по иллюстрации”.
Цель: закрепить знания детей о содержании и героях сказки; дать возможость продемонстрировать свои знания; развивать речь детей.
2. Д/игра “Собери картинку” (к сказке “Колобок”).
Цель: формировать умение по образцу собирать из частей целое активизировать словарь детей.
3. Утренняя гимнастика. Приложение 6.
Цель: повысить психофизическую активность, настроение.
Подготовка к завтраку:
Цель: вызвать интерес к процессу умывания, выработке культурно-гигиенических навыков.
В процессе умывания педагог читает отрывки из “Мойдодыра” К.И. Чуковского.
Завтрак:
Цель: настроить детей на принятие пищи, повысить аппетит.
Завтрак приносит помощник воспитателя в образе бабушки с волшебным горшочком из сказки Ш. Перро “Волшебный горшочек”. Предлагает детям вспомнить слова, которые нужно произнести, чтобы горшочек стал варить вкусную кашу. Кашу украшает в каждой тарелке ягодами из варенья.
Игра-театр
“Колобок”Приложение 7.
Основные задачи. Учить детей входить в воображаемую ситуацию, искать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Прогулка:
Строительная игра “Построим мостик для Колобка”
Приложение 8
Цель: Закреплять представление о назначении и строении мостов, название их частей: мостовое перекрытие, или пролет, скаты, опоры; закреплять умение рассматривать образец, делать постройку устойчивой; формировать умение различать “длинный – короткий”.
Вечер:
1. Путешествие по русским народным сказкам “Угадай, из какой сказки”.
Цель: формировать интерес к устному народному творчеству, желание слушать сказки, рассматривать иллюстрации, обыгрывать
2. Инсценировка сказки “Теремок” (приглашаются в качестве зрителей дети из других групп).
Цель: закрепить знание сказки, развивать интерес к сказкам, эмоциональный отклик на содержание, активизировать речь детей в процессе ее показа.
День Математики
Основные задачи:
Закрепить знания об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), понятии “много” и “один”, “столько — сколько”.
Закрепить понятия “длинный”, “короткий”, “такой же”, “одинаковые”.
Развить ориентировку на себе, в пространстве.
Игровой персонаж: Незнайка.
Утро:
1. Дидактическая игра “Разрезные картинки”.
Цели: научить видеть целостный образ в отдельных частях, (вилять его, используя зрительное соотнесение; развить аналитическое мышление; активизировать словарь.
Оборудование: картинки, разрезанные на 4, 5, 6 частей по горизонтали, вертикали, диагонали.
Незнайка говорит, что злая волшебница заколдовала картинки в игротеке. Они замерзли и раскололись на мелкие кусочки, предлагает детям согреть кусочки, собрать их и посмотреть, что получится. Дети должны до собирания угадать, что нарисовано на целой картинке.
2. Малоподвижная игра “Найди каждому место”.
Цели: закрепить знания детей о геометрических фигурах, основных цветах; развить ловкость, внимание.
Педагог предлагает посмотреть, насколько дети внимательные, хорошо ли знают, как выглядит круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, запомнили ли они цвета. Раздает детям медальки с изображением геометрической формы определенного цвета, предлагает определить, какой формы домики подходят для фигур
3. Упражнение “Соберем бусы для Снегурочки”.
Цели: развить мелкую моторику пальцев рук; закрепить восприятие формы, цвета.
Оборудование: шнурки, бусинки разных размеров и цветов. Дети собирают бусы, чтобы подарить Снегурочке.
Утренняя гимнастикаПриложение 9.
Цели: создать эмоционально положительный настрой; повысить активность; закрепить счет до 5.
Игра-занятие “Придумай для Незнайки постройку из строительного материала”. Приложение 10
Цель занятия. Учить детей применять знания, умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию и аппликации. Учить наклеивать предметы четырехугольной формы.
Прогулка:
“Кто дальше прокатится по ледяной дорожке”.
Игра “След в след”.
Постройка снежного чума (продолжение знакомства с жизнью народов Севера).
Вечер:
1. Кукольный театр “Теремок”.
Цели: развить и потренировать способность удерживать в памяти и воспроизводить ряд упорядоченных слов; закрепить знание сказки; активизировать речь; развить речевую выразительность; создать радостное настроение.
Педагог вносит персонажей сказки и просит мышонка посмотреть, нет ли среди них героев его сказки. Предлагает посмотреть кукольный спектакль.
2. Подвижная игра “Каравай”.
Цели: закрепить понятия “большой-маленький”, умение ритмично выполнять движения, подпевать; доставить радость от игры. Педагог предлагает детям поводить хоровод для мышонка.
3. Сюжетно-ролевая игра “Магазин”.
Цели: научить простым игровым действиям и игровому взаимодействию со взрослым и сверстником; закрепить понятие величины и формы.
Педагог вносит баночки разного размера и к ним крышки, предлагает наполнить баночки, подобрать к ним крышки и устроить магазин.
4. Малоподвижная игра “Горячо-холодно”.
Цель: развить внимание, ориентировку в пространстве, умении считать до 5.
С нежная Королева говорит, что ее подружки-снежинки спрятались, и просит их найти.
Найденными снежинками украшают группу.
5. Танец веселых снеговиков.
Цели: развить музыкальную импровизацию, чувство ритма, слух; развить творческую индивидуальность детей.
Прощаясь, Снежная Королева предлагает детям, превратившись в ее помощников-снеговиков, потанцевать под веселую музыку.