Занятие по теме "Введение в образовательную программу курса "Учимся играя"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Цель занятия: формирование познавательного интереса к техническому творчеству в области компьютерных технологий.

Задачи:

  • пробудить у детей желание заниматься в д.т.о. “Компьютер”;
  • дать первоначальные представления о значении компьютера в жизни человека;
  • познакомить с устройством персонального компьютера;
  • развивать внимание, мышление, речь обучающихся

Необходимое оборудование:

  • магнитофон -1 шт.; кассета
  • компьютер с программами: “Мир информатики”, “Страна фантазия” - 11 шт.;
  • проектор - 1 шт.;
  • экран;
  • доска магнитная - 1 шт., магниты - 10 шт.;
  • плакат с изображением компьютерной системы;
  • карточки с названиями частей ПК;
  • рисунки к игре “Алгоритм”;
  • Рисунки ЭВМ, ноутбука;
  • рисунки правил по ТБ;
  • плакат с кроссвордом и карточки к нему.

1. Организационный момент (на фоне спокойной музыки).

Педагог:

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам
Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас ребятишки, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.

И сегодня мне хотелось бы познакомить вас с работой нашего объединения.

2. Сообщение темы (в ходе объяснения материала при выполнении заданий дети получают карточки с названиями частей ПК).

Педагог: Ребята, сегодня на занятии нам очень пригодятся знания, полученные вами в школе, ваше внимание, память, потому что я расскажу вам одну интересную историю, и мы совершим - путешествие по компьютерному миру.

Вы готовы?

Дети: Да.

Педагог: История эта началась давным-давно. Люди с незапамятных времён живут вместе, в обществе. Оно так называется, потому что у людей есть много общего: земля, по которой они ходят и язык, на котором они разговаривают – общаются.

Когда люди общаются, они что-то делают общим. А знаете, что именно?

Дети: (если не знают, то загадка)

Ты встретишь нас в книге и в умной беседе,
Компьютер подаст нас на ярком экране.
Мы – самая главная ценность на свете.
Чем больше нас черпать, тем больше нас станет.

Педагог: Свои знания!

То, что знал один человек, может узнать всё общество, а то, что знает общество, может узнать каждый человек.

Обмениваясь знаниями, люди представляют их звуками, цифрами, буквами, стихами, фильмами, рисунками.

И вот один художник нарисовал серию картинок.

Давайте попробует рассказать, то, что хотел передать нам художник данных рисунков. (Показываю рисунки, дети отвечают)

<Рисунок 1> “Нельзя подходить к компьютеру во влажной одежде и с влажными руками”

<Рисунок 2> “Нельзя прикасаться к экрану монитора”

<Рисунок 3> “Нельзя трогать соединительные кабели”

<Рисунок 4> “Нельзя держать на рабочем столе лишние предметы”

<Рисунок 5> “Нельзя складывать книги, тетради на мониторе и клавиатуре”

Вывод: Этими рисунками художник постарался рассказать нам правила техники безопасности при работе с компьютерами. Запомните их и всегда выполняйте!

В жизни человека информация имеет двойное значение. Во-первых, в общении.

- Ребята, а кто мне подскажет, что сегодня люди используют для общения?

Дети: Книги, газеты, журналы, телефон, радио, телевидение, магнитофон, Интернет и т.д.

Передавать информацию можно различными способами. Например, вы получили за контрольную работу пятёрку. Как сообщить другу отметку различными способами: (я показываю, дети называют).

  • Написать слово “пять”;
  • Нарисовать цифру “пять”;
  • Показать пять пальцев;
  • Пять раз хлопнуть в ладоши;
  • Произнести слово “пять” и т.д.

Вторая роль информации – в управлении. Чтобы чем-то управлять нужно знать результат каждого действия, а это не всегда возможно.

Я предлагаю вам поиграть в игру “Алгоритм” - т.е. порядок действий. Алгоритм, который мы с вами должны составить называется “Постирай бельё”. Мы должны подумать и расставить команды-действия по порядку.

На доске в ходе беседы получается алгоритм из знаков.

- взять таз (ванну) <Рисунок 6>

- залить воду (капля) <Рисунок 7>

- засыпать порошок (коробка) <Рисунок 8>

- положить бельё (майка) <Рисунок 9>

- простирать бельё (закрашенный кружок) <Рисунок 10>

- вылить грязную воду (закрашенная капля) <Рисунок 11>

- залить чистую воду (капля) <Рисунок 12>

- прополоскать бельё (не закрашенный кружок) <Рисунок 13>

- отжать бельё (рука) <Рисунок 14>

- повесить сушить бельё (прищепка) <Рисунок 15>

Когда схема зафиксирована на доске, все встают, жестами и звуками изображают алгоритм.

Вывод: порядок исполнения команд очень важен. Если его нарушить, результат действия команд может стать неожиданным, а последствия – печальными.

Если информации поступает слишком много, человек не успевает следить за нею и может что-то пропустить. В таких случаях нам на помощь приходят компьютеры. Они помогают управлять движением самолётов, поездов, работой заводов и фабрик. А ещё компьютеры умеют управлять играми – вы об этом, конечно, знаете.

Но компьютеры бывают разными. На заводах и фабриках работают большие компьютеры. Их называют ЭВМ (электронно-вычислительными машинами). Одну такую машину обслуживает много людей.

Небольшие компьютеры, с которыми работает один человек, называются персональными. Эти компьютеры сейчас перед вами.

Персональные компьютеры бывают настольными и портативными. Портативные компьютеры можно носить в портфеле.

Самые маленькие компьютеры называют карманными.

А сейчас давайте познакомимся с устройством персонального компьютера.

Демонстрируется презентация <Приложение 1>

(слайд 1) общий вид

(слайд 2) системный блок

(слайд 3) монитор

(слайд 4) клавиатура

(слайд 5) мышь

(слайд 6) колонки

Педагог: А сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с компьютерной мышью. Для этого займите свои места за компьютерами, согласно вашим номерам. Как мы с вами уже говорили у мыши две кнопки: основная (левая) и специальная (правая). Компьютером обычно управляют щелчками основной кнопки мыши. Когда мышь катиться по столу, то видно, как по экрану перемещается указатель мыши (стрелка, рука). Он повторяет движения мыши. Чтобы дать команду, надо навести указатель на нужный элемент, а потом щёлкнуть кнопкой мыши.

(Выполняем задания на отработку навыков работы с мышью. Программа “Мир информатики”. 1 год обучения, пиктограммы:

  • 1 щелчок № 1-2
  • 2 щелчка № 4-5
  • перетащить (удержание кнопки) № 6-7

3. Рефлексивно-оценочный (уже за партами).

Сегодня на занятии мы постарались кратко охватить несколько основных тем курса.

А теперь давайте разгадаем кроссворд. <Приложение 2>

Игра “Доскажи словечко” (я читаю стихотворение, а дети договаривают нужные слова).

Оглянись, дружок, вокруг!
Вот компьютер – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит!

Наверху машины всей
Размещается дисплей –
Словно смелый капитан!
А на нем – горит экран.

Ну, а рядом – главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут системным.

Он читает, он считает,
Сотни слов запоминает!
Это вот – клавиатура.
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать тут должны!

В зоопарке есть зайчишка.
У компьютера есть мышка!
Эта мышка не простая,
Эта мышка вот какая:

Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.

Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
Вот компьютер – верный друг!”

- Ребята, где же мы с вами сегодня побывали?

Дети: В компьютерном мире.

Дети: Да.

- Наше путешествие завершено. Большое всем спасибо!

В помощь учителю предлагается технологическая карта занятия. <Приложение 3>