Цель урока: Закрепление практических навыков решения уравнений и совместных действий с натуральными числами.
Задачи урока:
- Обобщить знания, умения и навыки обучающихся по теме “Действие с натуральными числами”.
- Развивать и активизировать познавательный интерес к предмету, расширить знания об истории Мариинского района через самостоятельную и творческую работу школьников.
- Воспитывать любовь к своему родному краю.
Раздаточный материал: карточки-конверты.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор.
Программное обеспечение: слайды: “Мариинск в прошлом и настоящее”, “Села Мариинского района”.
Оформление доски: иллюстративный материал по г. Мариинску; картосхема: “Окрестности г.Мариинска”. Приложение
Мы часто стесняемся выразить свою любовь к родным местам. А застенчивость здесь неуместна. Найти разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом трудно. Чаще всего приходится мириться с тем, что математическое задание оказывается искусственным добавлением к беседе по поводу каких-то гуманитарных аспектов нашей жизни. Однако то, что кажется искусственным при описании урока, в реальности хорошо воспринимается детьми и оказывает на них серьезное воспитательное воздействие. И это воздействие тем сильнее, чем больше выдумки, поиска, искренней любви вкладывает учитель в подготовку урока. Один из таких уроков, посвященный 85-летию Мариинского района, представлен в работе.
Этот урок мы готовили вместе с ребятами. Учащимися 5-го класса была собрана информация о их родном селе (Благовещенке, Тенгулах, Обояновке, Колеуле), одни готовили сообщения, другие – иллюстративный материал, третьи помогали учителю в оформлении, а учитель делал краткие комментарии, связывавшие географический, исторический, краеведческий материалы с математическим.
Для проведения урока была выбрана тема: “Все действия с натуральными числами”, которая является обобщением материала, связанного с натуральными числами (по плану), он включает в себя решение уравнений и порядок выполнения действий.
Урок проходил в форме математического путешествия с целью связать раннее изученный арифметический материал с историей родного края.
Чтобы заинтересовать каждого ученика, урок проводился в соревновательной форме. Игра заставила учащихся внимательно слушать, думать и быстрее искать ответы на вопросы. Учащиеся получили возможность проверить свои знания, узнать много нового, получить оценки по итогам урока.
Ход урока
№ П.п. |
Содержание | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Организационный момент - Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по селам Мариинского района. Для того, чтобы путешествие прошло увлекательно и интересно, необходимо вспомнить порядок выполнения действий, степень и решение уравнений. Цель нашего путешествия – обобщить знания по теме “Действия с натуральными числами”. А в процессе путешествия мы познакомимся с историей некоторых сел. Думаю, вам будет интересно, и мы успешно проведем урок. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Сообщение о Мариинском районе. Вступительное слово учителя. - Мариинский район расположен на северо-востоке Кемеровской области (показать на карте). Район граничит на севере с Томской областью, на западе – с Ижморским районом, на юге – с Чебулинским, на юго-востоке – с Тяжинским районом, на северо-востоке – с Красноярским краем. Площадь района – 5560 кв км, что составляет 5,8% территории области. Мариинск – районный центр Кемеровской области России, значительный промышленный центр, крупная железнодорожная станция на Транссибирской Магистрали, узел трех автомобильных дорог: на Кемерово, Томск, Красноярск. Его площадь – 26 кв. км. протяженность города с северо-востока на юго-запад – 14 км, а с запада на восток – 7 км. Его координаты: 56 01 с.ш. и 87 08 в.д.. Мариинск находится на левом берегу реки Кии, на холмистой равнине, слабопересеченной речными долинами. Мариинск.
Ребята, а в каком же году был основан Мариинский район? Год основания узнаете, решив пример. (Вспомнить порядок выполнения действий) 184 x 36 – 47 x 100 = 4 сентября 1924 года – был основан Мариинский район. В этом году Мариинский район празднует свое 85-летие. Мариинский район состоит из 12-ти сельских территорий, в которых 55 сел и деревень. О некоторых селах вы может мало что знаете или они вообще вам не знакомы. У каждого села свой год основания. Сейчас мы узнаем в каком же году были основаны некоторые села. |
Помощник показывает слайды о Мариинске, его гербе | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | “Памятные даты” в уравнениях. - Для того, чтобы узнать некоторые памятные даты, решите уравнения, корни уравнений нам их подскажут. X : 8 = 132 + 101 Х = 1864 год основания с.Благовещенка - 1864 г. 9295 : у = 543 – 538 у = 1859 год основания с.Тенгулы - 1856 г. p х 4 = 3927 + 3489 р = 1854 год основания с.Колеул - 1854 г. 3m + 4m = 133 х 100 m = 1900 год основания с.Таежно- Михайловка - 1900 г. 8k – 6k = 5704 – 2000 k = 1852год основания с.Малопесчанка - 1852 г. - Молодцы, ребята, с уравнениями вы справились. Посмотрим, а знаете ли вы почему так, а не иначе, названо данное село. |
Два уравнения решить у доски с
комментариями а три уравнения по рядам сам-но, от
каждого ряда сам-но у доски по 1 уч-ся. Вопросы написаны на доске, а в квадрате оставить место для написания года. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | - Каждое село имеет свое
название. Многие имена сел произошли от рек,
некоторые - от фамилии, или связаны с какими-то
важными праздниками. Совершив путешествие,
попытаемся узнать тайну имен в названии сел. Сейчас вы разделитесь на группы по 4 человека. Каждая группа получит карточку с примерами, решив примеры и заполнив таблицу на карточке, используя “ключ”, вы прочтете названия сел. - Итак, какая же из групп быстрее пройдет свой маршрут и узнает название села? Карточки: “Кайдулы”. Какое село в 1930 году по предложению Антика Яна Самойловича получила свое название в честь народной поэтессы Эстонии ХIX века? (Кайдулы. В честь народной поэтессы Эстонии Лидии Кайдула) “Обояновка”. Какое село получило свое название по фамилии крестьян-переселенцев из Европейской России в XIX веке? (Обояновка. Фамилия Обояновы) “Тюменево”. Через какое село в 1791 году проезжал в ссылку писатель-демократ Александр Николаевич Радищев за его “крамольную” книгу “Путешествие из Петербурга в Москву”. О том, что здесь останавливался Радищев, культурные крестьяне увековечили этот факт на мемориальной доске. (Тюменево. 1791 г.) “Туйла” (дополнительная карточка) Какое село получило свое имя по названию речки. Это село основано в 1919 году жителями из Башкирии. (Туйла). “Ключ” на доске:
“Кайдулы” (задания на карточках) 704 : 8 = 11 (к) 2 х 10 = 2000 (а) (96 : 24) = 64 (й) (2 х 5) = 1000 (д) (16 + 180 : 12) = 961 (у) 12 : 6 = 24 (л) (9 + 17) = 676 (ы) “Тюменево” 100 – 12 : 3 = 52 (т) (14 + 36) х 11 = 6050 (ю) 10 + 10 = 1100 (м) 2 х 7 = 196 (е) (113 – 108)_ = 25 (н) 10 + 96 = 196 (е) 3 х 2 = 12 (в) 231 + 12 = 375 (о) “Обояновка” 231 + 12 = 375 (о) (2 х 10) = 8000 (б) 15 + 150 = 375 (о) 25 х 11 – 16 = 19 (я) (113 – 108) = 25 (н) 11 х 21 + 12 = 375 (о) 3 х 2 = 12 (в) 704 : 8 = 11 (к) 2 х 10 = 2000 (а) “Туйла” 100 – 12 : 3 = 52 (т) (дополнительная карточка) (16 +180 : 12) = 961 (у) (96 : 24) = 64 (й) 12 : 6 = 24 (л) 2 х 10 = 2000 (а) - Мы рассмотрели только некоторые названия, если кому-то интересно, можно посмотреть имена сел в книге В.Шабалина “Тайны имен земли Кузнецкой”. (Показать книгу) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | - А теперь рассмотрим
демографический состав населения. (Данные на
7.12.2009 г.). Решим задачу: В двух селах Благовещенке и Тенгулах детей дошкольного возраста (от 0 до 6 лет) всего 112 человек. В Благовещенке в 3 раза больше, чем в Тенгулах. Сколько детей дошкольного возраста в каждом из сел? (Задача на составление уравнения) Ответ: в Благовещенке – 84 ребенка. В Тенгулах – 28 детей. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Слайд-шоу “По селам
Мариинского района”. Сообщение учащихся о их родном селе. - Наше путешествие заканчивается, давайте полюбуемся нашими селами. - Ребята, многим будет интересно узнать о своем селе подробнее. Наши уч-ся подготовили сообщения о родном крае. Предоставим им слово. Приложение С.Благовещенка – Жабкова Юлия С.Тенгулы – Сваровская Альвина С.Обояновка – Сибаев Евгений С.Колеул – Булаткина Анастасия - молодцы, ребята, огромное вам спасибо за интересные сообщения. |
Демонстрация фотографий прошлых лет и сегодняшних дней некоторых сел | ||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Итог урока - Наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги. История нашего района неразрывно связана с историей наших “малых родин”. У каждого она своя, но вместе мы единое целое. Сегодня на уроке мы узнали о нашем крае, где родились, живем, учимся. Домашнее задание: №665 (4), №668 (2столбик) Всем спасибо за работу. |
Список литературы
- Приложение к газете 1 сентября “Математика” №8 за “))*г.
- Учебник 5 класса Э.Р.Нурк и А.Э.Тельгмаа Москва “Просвещение” 1990 г.
- Учебник 5 класса Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Москва “Мнемозина” 2005 г.
- В.Шабалин “Тайны имен земли Кузнецкой”.
- “город на Кии” С.Копылов,Ф.Лапкин 2004 г.
- “Земля Мариинская” Ф.Зеленин 1999 г.