Действия с натуральными числами обобщающий упок в 5-м классе, посвященный 85-летию Мариинского района

Разделы: Математика


Цель урока: Закрепление практических навыков решения уравнений и совместных действий с натуральными числами.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания, умения и навыки обучающихся по теме “Действие с натуральными числами”.
  2. Развивать и активизировать познавательный интерес к предмету, расширить знания об истории Мариинского района через самостоятельную и творческую работу школьников.
  3. Воспитывать любовь к своему родному краю.

Раздаточный материал: карточки-конверты.

Техническое обеспечение: компьютер, проектор.

Программное обеспечение: слайды: “Мариинск в прошлом и настоящее”, “Села Мариинского района”.

Оформление доски: иллюстративный материал по г. Мариинску; картосхема: “Окрестности г.Мариинска”. Приложение

Мы часто стесняемся выразить свою любовь к родным местам. А застенчивость здесь неуместна. Найти разумный компромисс между математическим содержанием урока и его гуманитарным аспектом трудно. Чаще всего приходится мириться с тем, что математическое задание оказывается искусственным добавлением к беседе по поводу каких-то гуманитарных аспектов нашей жизни. Однако то, что кажется искусственным при описании урока, в реальности хорошо воспринимается детьми и оказывает на них серьезное воспитательное воздействие. И это воздействие тем сильнее, чем больше выдумки, поиска, искренней любви вкладывает учитель в подготовку урока. Один из таких уроков, посвященный 85-летию Мариинского района, представлен в работе.

Этот урок мы готовили вместе с ребятами. Учащимися 5-го класса была собрана информация о их родном селе (Благовещенке, Тенгулах, Обояновке, Колеуле), одни готовили сообщения, другие – иллюстративный материал, третьи помогали учителю в оформлении, а учитель делал краткие комментарии, связывавшие географический, исторический, краеведческий материалы с математическим.

Для проведения урока была выбрана тема: “Все действия с натуральными числами”, которая является обобщением материала, связанного с натуральными числами (по плану), он включает в себя решение уравнений и порядок выполнения действий.

Урок проходил в форме математического путешествия с целью связать раннее изученный арифметический материал с историей родного края.

Чтобы заинтересовать каждого ученика, урок проводился в соревновательной форме. Игра заставила учащихся внимательно слушать, думать и быстрее искать ответы на вопросы. Учащиеся получили возможность проверить свои знания, узнать много нового, получить оценки по итогам урока.

Ход урока


П.п.
Содержание Примечание
1 Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по селам Мариинского района. Для того, чтобы путешествие прошло увлекательно и интересно, необходимо вспомнить порядок выполнения действий, степень и решение уравнений. Цель нашего путешествия – обобщить знания по теме “Действия с натуральными числами”. А в процессе путешествия мы познакомимся с историей некоторых сел. Думаю, вам будет интересно, и мы успешно проведем урок.

 
2 Сообщение о Мариинском районе.

Вступительное слово учителя.

- Мариинский район расположен на северо-востоке Кемеровской области (показать на карте). Район граничит на севере с Томской областью, на западе – с Ижморским районом, на юге – с Чебулинским, на юго-востоке – с Тяжинским районом, на северо-востоке – с Красноярским краем.

Площадь района – 5560 кв км, что составляет 5,8% территории области.

Мариинск – районный центр Кемеровской области России, значительный промышленный центр, крупная железнодорожная станция на Транссибирской Магистрали, узел трех автомобильных дорог: на Кемерово, Томск, Красноярск. Его площадь – 26 кв. км. протяженность города с северо-востока на юго-запад – 14 км, а с запада на восток – 7 км. Его координаты: 56 01 с.ш. и 87 08 в.д..

Мариинск находится на левом берегу реки Кии, на холмистой равнине, слабопересеченной речными долинами.

Мариинск.

Я люблю тебя, город,
Что на Кии реке,
Арчекасские горы
Вижу я вдалеке.
Я люблю тебя, город,
И любовь та навек,
Ты мне близок и дорог –
Я здесь свой человек.

Ребята, а в каком же году был основан Мариинский район?

Год основания узнаете, решив пример. (Вспомнить порядок выполнения действий)

184 x 36 – 47 x 100 =

4 сентября 1924 года – был основан Мариинский район. В этом году Мариинский район празднует свое 85-летие.

Мариинский район состоит из 12-ти сельских территорий, в которых 55 сел и деревень. О некоторых селах вы может мало что знаете или они вообще вам не знакомы.

У каждого села свой год основания.

Сейчас мы узнаем в каком же году были основаны некоторые села.

Помощник показывает слайды о Мариинске, его гербе
3 “Памятные даты” в уравнениях.

- Для того, чтобы узнать некоторые памятные даты, решите уравнения, корни уравнений нам их подскажут.

X : 8 = 132 + 101  Х = 1864 год основания с.Благовещенка - 1864 г.

9295 : у = 543 – 538  у = 1859 год основания с.Тенгулы - 1856 г.

p х 4 = 3927 + 3489 р = 1854 год основания с.Колеул - 1854 г.

3m + 4m = 133 х 100  m = 1900 год основания с.Таежно- Михайловка - 1900 г.

8k – 6k = 5704 – 2000  k = 1852год основания с.Малопесчанка - 1852 г.

- Молодцы, ребята, с уравнениями вы справились. Посмотрим, а знаете ли вы почему так, а не иначе, названо данное село.

Два уравнения решить у доски с комментариями а три уравнения по рядам сам-но, от каждого ряда сам-но у доски по 1 уч-ся.

Вопросы написаны на доске, а в квадрате оставить место для написания года.

4 - Каждое село имеет свое название. Многие имена сел произошли от рек, некоторые - от фамилии, или связаны с какими-то важными праздниками. Совершив путешествие, попытаемся узнать тайну имен в названии сел.

Сейчас вы разделитесь на группы по 4 человека. Каждая группа получит карточку с примерами, решив примеры и заполнив таблицу на карточке, используя “ключ”, вы прочтете названия сел.

- Итак, какая же из групп быстрее пройдет свой маршрут и узнает название села?

Карточки:

“Кайдулы”.

Какое село в 1930 году по предложению Антика Яна Самойловича получила свое название в честь народной поэтессы Эстонии ХIX века? (Кайдулы. В честь народной поэтессы Эстонии Лидии Кайдула)

“Обояновка”.

Какое село получило свое название по фамилии крестьян-переселенцев из Европейской России в XIX веке? (Обояновка. Фамилия Обояновы)

“Тюменево”.

Через какое село в 1791 году проезжал в ссылку писатель-демократ Александр Николаевич Радищев за его “крамольную” книгу “Путешествие из Петербурга в Москву”. О том, что здесь останавливался Радищев, культурные крестьяне увековечили этот факт на мемориальной доске. (Тюменево. 1791 г.)

“Туйла” (дополнительная карточка)

Какое село получило свое имя по названию речки. Это село основано в 1919 году жителями из Башкирии. (Туйла).

“Ключ” на доске:

2000 8000 12 1000 196 64 11 24 1100 25 375 52 961 676 6050 19
а Б в д е й к л м н о т у ы ю я

“Кайдулы” (задания на карточках)

704 : 8 = 11 (к)

2 х 10 = 2000 (а)

(96 : 24) = 64 (й)

(2 х 5) = 1000 (д)

(16 + 180 : 12) = 961 (у)

12 : 6 = 24 (л)

(9 + 17) = 676 (ы)

“Тюменево”

100 – 12 : 3 = 52 (т)

(14 + 36) х 11 = 6050 (ю)

10 + 10 = 1100 (м)

2 х 7 = 196 (е)

(113 – 108)_ = 25 (н)

10 + 96 = 196 (е)

3 х 2 = 12 (в)

231 + 12 = 375 (о)

“Обояновка”

231 + 12 = 375 (о)

(2 х 10) = 8000 (б)

15 + 150 = 375 (о)

25 х 11 – 16 = 19 (я)

(113 – 108) = 25 (н)

11 х 21 + 12 = 375 (о)

3 х 2 = 12 (в)

704 : 8 = 11 (к)

2 х 10 = 2000 (а)

“Туйла”

100 – 12 : 3 = 52 (т) (дополнительная карточка)

(16 +180 : 12) = 961 (у)

(96 : 24) = 64 (й)

12 : 6 = 24 (л)

2 х 10 = 2000 (а)

- Мы рассмотрели только некоторые названия, если кому-то интересно, можно посмотреть имена сел в книге В.Шабалина “Тайны имен земли Кузнецкой”. (Показать книгу)

 
5 - А теперь рассмотрим демографический состав населения. (Данные на 7.12.2009 г.).

Решим задачу:

В двух селах Благовещенке и Тенгулах детей дошкольного возраста (от 0 до 6 лет) всего 112 человек. В Благовещенке в 3 раза больше, чем в Тенгулах. Сколько детей дошкольного возраста в каждом из сел? (Задача на составление уравнения)

Ответ: в Благовещенке – 84 ребенка.

В Тенгулах – 28 детей.

 
6 Слайд-шоу “По селам Мариинского района”.

Сообщение учащихся о их родном селе.

- Наше путешествие заканчивается, давайте полюбуемся нашими селами.

- Ребята, многим будет интересно узнать о своем селе подробнее. Наши уч-ся подготовили сообщения о родном крае. Предоставим им слово. Приложение

С.Благовещенка – Жабкова Юлия

С.Тенгулы – Сваровская Альвина

С.Обояновка – Сибаев Евгений

С.Колеул – Булаткина Анастасия

- молодцы, ребята, огромное вам спасибо за интересные сообщения.

Демонстрация фотографий прошлых лет и сегодняшних дней некоторых сел
7 Итог урока

- Наше путешествие подошло к концу.

Подведем итоги.

История нашего района неразрывно связана с историей наших “малых родин”. У каждого она своя, но вместе мы единое целое. Сегодня на уроке мы узнали о нашем крае, где родились, живем, учимся.

Домашнее задание: №665 (4), №668 (2столбик)

Всем спасибо за работу.

 

Список литературы

  1. Приложение к газете 1 сентября “Математика” №8 за “))*г.
  2. Учебник 5 класса Э.Р.Нурк и А.Э.Тельгмаа Москва “Просвещение” 1990 г.
  3. Учебник 5 класса Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др. Москва “Мнемозина” 2005 г.
  4. В.Шабалин “Тайны имен земли Кузнецкой”.
  5. “город на Кии” С.Копылов,Ф.Лапкин 2004 г.
  6. “Земля Мариинская” Ф.Зеленин 1999 г.