I. Введение
Занятиям по чтению принадлежит особое место в начальном обучении, они имеют важное значение в образовании и воспитании младших школьников.
“Чтение, - писал видный отечественный методист Н.Ф.Бунаков, - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять мысль и любознательность”.
Уроки чтения способствуют обогащению учащихся знаниями о природе, человеке и обществе, расширяют, углубляют и уточняют представления детей о различных сторонах действительности, средствами художественной литературы они влияют на нравственное и эстетическое воспитание детей. На уроках чтения младшие школьники знакомятся с некоторыми произведениями народного творчества, русской классической литературы, с рядом лучших произведений зарубежной классики.
Процесс чтения детей на уроках чтения способствует умственному и речевому развитию, сопровождается одновременно формированием у них умений и навыков и особенно полноценного навыка чтения. Этот навык необходим при изучении всех других учебных дисциплин, имеющих дело с текстовыми материалами (грамматика и орфография, математика, окружающий мир, история, география и др.)
Помимо познавательной, развивающей и воспитательной ценности, уроки чтения важны и тем, что они создают надлежащие условия для успешного прохождения школьниками других предметов, предусмотренных программами начальных классов.
Урок чтения должен вооружать учащихся определённой суммой знаний, оказывать на школьников положительное нравственное, эстетическое, речевое, интеллектуально-эмоциональное воздействие, обеспечить овладение учащимися полноценным навыком чтения, отработки отдельных сторон этого навыка - сознательности, выразительности, правильности, беглости.
II. Актуальность
Для взрослых людей чтение - естественный процесс. Но для большинства детей обучение чтению требует упорства и усилий. Взрослые редко помнят, как трудно было научиться читать, произносить букву, одну за другой, удерживая их последовательность в голове и пытаясь понять, что это за слово, потом таким же образом читать следующее слово…
Да, очень часто у ребёнка много усилий уходит на то, чтобы прочитать даже одно- единственное слово, а когда он читает следующее слово, то нередко забывает предыдущее. Поначалу ребёнок читает всё равно что вверх ногами, он ещё не привык схватывать сразу несколько слов и понимать смысл прочитанного, поэтому мало что из прочитанного он запоминает, и потому чтение для него поначалу - скорее некая забава, чем получение новой информации. Множество методистов занято попытками придумать такую методику, по которой было бы легко научить ребёнка читать бегло и схватывая смысл. Многие родители хотят, чтобы их ребёнок научился быстро и хорошо читать, и думают, что это зависит от интеллекта - но на самом деле это не так. Способности в обучении чтению мало зависят от интеллекта. Более того, исследования показали, что дети, испытывающие трудности в обучении чтению, часто имеют интеллект выше среднего. Существует мнение, что не важно, насколько хорошо ребёнок научился читать к первому классу, - научится позже, с годами трудности в чтении сойдут на нет. Это неверно. Успехи в чтении в первом классе во многом определяют уровень чтения в 11 классе. Хорошее чтение – это, в первую очередь, практика, поэтому те, кто лучше умеют читать сначала, читают в целом больше. Таким образом, с годами разница только увеличивается. Умение хорошо читать в ранние годы помогает развить на всю жизнь важную привычку читать. На данный момент существуют программы обучения чтению.
Сложившаяся практика обучения чтению имеет несколько направлений. Единообразие программ, учебников и методик ушло в прошлое. Однако общество по-прежнему не удовлетворено современным состоянием чтения учащихся. Одной из главных причин такого явления следует признать несовершенство обучения чтению. К тому же за последние годы значительно увеличилось количество детей с отклонениями в развитии. Многие из них не готовы к обучению грамоте аналитико-синтетическим методом, который положен в основу большинства направлений. Эти дети испытывают трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин. Трудности, которые испытывают эти дети могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Глава 2. Практическая часть
2.1.Обучение чтению детей, имеющих трудности в обучении.
Обучение в начальных классах строится на основе обучения детей чтению. Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружиться с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения. Работая с детьми, испытывающими трудности в обучении, то передо мной встала задача как научить таких детей работать с книгой, научить правильным навыкам чтения, привлечь их к занятиям чтения? С чего начать? Вопрос для меня очень актуальный, так как на протяжении трех последних лет мне приходиться работать с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Остановлюсь на особо важных узловых моментах формирования навыков чтения. Так как, овладение слиянием букв в слоги - задача очень сложная для детей и многие из них испытывают большие трудности в самостоятельном определении ориентиров чтения, то стараюсь использовать по отработке навыков чтения современные методы и приемы формированию навыков чтения. Эту работу для них следует сделать наиболее доступной и понятной.
Устная речь, как известно, развивается у ребёнка в процессе подражания. Подражание – главная форма, в которой осуществляется влияние взрослого на развитие речи ребёнка. Вполне логично предположить, что обучение чтению слияний по подражанию – наиболее естественный методический приём. Ребёнок овладевает этим не теоретически, а чисто практически: он видит, как читает взрослый, подражает ему, в процессе подражания улавливает механизм чтения и путём упражнений овладевает этим механизмом. Поэтому обучение чтению сводится к показу элементов, из которых должна строиться процедура чтения, и всевозможным подсказкам, облегчающим ученику догадку, открытие механизма перехода от элементов к результату. Одной из таких подсказок является наглядная графическая схема (дуга и точка).
Дуга – это согласная с последующей гласной
Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная без последующей гласной, или согласная с мягким знаком.
На практике это происходит так. Как только ребёнок усвоит несколько букв (например: а, о, н, с), ему предлагается упражнение “Катание с горки” (на доске делается рисунок).
СА СА СА СА НА НА
СА СА СА НА НА СА НА
Обучающий, проводя по дугам, читает слоги: “поднимаясь на горку”, - медленно, выделяя голосом гласные; “спускаясь с горки”, - быстро. Предварительно следует обратить внимание детей на то, что дуга как бы соединяет две буквы, читать их нужно плавно, ориентируясь на вторую. Дети копируют все действия взрослого. Несколько раз ученики “катаются на горке” вместе с педагогом, потом без него.
При работе с гласными е, ё, я, ю не стоит заострять внимание детей на количестве звуков, обозначаемых этими буквами. Практика показывает, что дети легко по подражанию усваивают чтение слогов и слов с этими буквами.
2.2. Виды работ со слоговой таблицей.
Когда учащиеся освоят механизм чтения слияния согласной с гласной, можно переходить к чтению слоговых таблиц.
1)
сан нас сон нос |
сасан нанас сосон нонос |
нса сна нсо сно |
нсан снас нсон снос |
2)
Б | К | З | С | Т | Р | М | Н | В | З | Р | Ш |
Ж | Л | П | Ф | Х | Ч | Ш | Б | Р | П | Т | С |
М | Н | Д | Г | М | К | Т | Ф | Т | Р | М | Г |
В | Д | Ф | Х | Ф | Г | М | Н | Б | С | К | Т |
П | Т | К | З | Р | М | В | Д | Г | Ф | Д | Р |
З | С | Ч | К | Т | Ф | Т | Щ | Д | М | З | В |
Д | Г | Р | Ш | К | Т | Б | С | Т | Ц | Х | Ч |
Т | Р | Г | Х | Л | Д | К | Ч | Т | Б | Л | Н |
Ф | Щ | Т | Ч | С | Б | Н | П | Ж | Л | Ч | Щ |
Какие еще приемы, виды работ используют для формирования навыков чтения? Активно внедряю в практику своей работы следующее:
- Чтение согласных с какой-нибудь гласной. Например, I-й ряд читает с гласным [a], II-й ряд – с гласным [o] и III-й ряд – гласным [у].
- Чтение слогов на определённую букву согласного: на, ни, ну, ны …
- Чтение слогов в разброс: ну, ка, ри, лы … Чтение слов (см. Приложение, стр.25)
Учитель молча показывает указкой на слоги в таблице (ма, ши, на), ученики молча прочитывают слоги, затем хором произносят его. Произносить слово нужно два раза: сначала орфографически, затем орфоэпически. Это помогает тому, что дети сразу фиксируют разницу между произношением слова и его написанием.
- Расшифрование и печатание слов:
66, к, 2 (кукла)
52, 43, й (синий)
Иг, 4 (игра)
- Шифрование цифрами. Учитель печатает 2-3 слова. Учащиеся, пользуясь таблицей, представляют эти слова в виде цифр. Река (104, 6)
- Чтение предложений.
- Учитель молча показывает на слоги, буквы, ученики тоже молча, слово за словом, “собирают” их, затем произносят вслух сразу же предложение…
- Расшифрование предложений.
Иг 4, 42 107, 48 в ш, 26, 62. (Играли дети в школу)
Следует помнить, что при знакомстве с очередной таблицей первым её читает взрослый. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях (по строчкам и столбцам). Слоговые таблицы избавят детей от многих трудностей, так как их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Ученики не смогут запомнить набор слогов, поэтому будут читать их многократно, отрабатывая при этом и подвижность артикуляционного аппарата.
- Чтение по таблице.
Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги (или смотрят на определённую цифру и читают все слоги).
Кроме слоговых таблиц, очень хорошо отрабатывать технику чтения на столбиках слов с одинаковыми гласными, имеющих одинаковое начало или конец. В столбиках слов можно увидеть, как получаются новые слова при изменении одной или нескольких букв, наблюдать гнёзда родственных слов.
А)
Лак | Город | Палка |
Рак | Города | Галка |
Бак | Городок | Свалка |
Мак | Городки | Русалка |
Так | Городочек | Вешалка |
Как | Городище | Скакалка |
Б)
Ёж | Щи | И - ва | Ба – ня |
Ил | Вы | имя | Буря |
УМ | Мы | Око | Бусы |
Ус | Ты | Ухо | Ваза |
Ел | Да | Эхо | Вата |
Им | До | Яма | Веко |
Их | За | Еда | Вена |
Он | На | Оса | Воля |
Ух | Ну | Усы | Гуща |
Эх | По |
2.3. Чтение предложений.
Часто предлагаю задания на понимание прочитанного. Например:
- Найди среди прочитанных тобой слов название птиц (дерева, профессий и т.п.)
- Прочитай про себя слова столбика и произнеси вслух только те слова, смысл которых тебе не понятен.
- Какое из прочитанных тобой сочетаний имеет отношение к обеду?
- Прочитай сочетание, которое имеет отношение к зайцу.
- В каком из прочитанных тобой предложений говорится о насекомом?
- Расскажи, как шарманщики зарабатывали себе на хлеб?
- Серый баран. Ревёт бычок. Лежит удав. Веет ветерок. Сотовый мёд. Бобовый суп. Молодой ветеринар. Голый камень. Метёт метель.
- Мышонок жил под полом сарая. Муравей тащил соломину. Петух сел на забор и запел. Уговор дороже денег.
Считаю, что можно использовать и другие виды работ:
Жужжащее чтение – все ученики читают одновременно в слух, в полголоса, чтобы не мешать товарищам (5 минут).
5-ти минутка чтения в начале любого урока.
Режим щадящего чтения 1-2 строчки и отдыхаем.
В своей работе по развитию навыков чтения использую упражнения из системы Федоренко и Пальченко связанные с многократным переходом на незнакомую часть текста чтением в темпе скороговорки, а также выразительное чтение. Следую методическим рекомендациям Эдигея (книга “Увлечение чтением”), что также способствует повышению скорости мышления в процессе чтения.
III. Заключение
Используя современные приемы, методы, упражнения по развитию техники чтения, убедилась в том, что достигла результатов уже в первом классе. На начало первого класса мною была выделена группа детей, которые читали 15, 20 и 25 слов и группа детей, которые не умели читать. На конец первого класса мониторинг отслеживания результатов техники чтения показал, что учащиеся, которые умели читать стали читать от 40 до 60 слов, а те которые не умели – от 10 до 25 слов в минуту. А если проследить уровень развития навыков чтения у детей которые имели низкий темп чтения во втором и третьем классах, то можно заметить рост чтения. Ребята стали читать во втором классе от 50 до 95 слов, а в третьем от 60 до 100 слов , то можно считать, что результат для таких учащихся оказался положительным. Психологическое отслеживание мотивов учебной деятельности которое проводилось со второго класса ,то можно заметить , что у ребят появился познавательный интерес к учебной деятельности. Школа их стала привлекать не только внеучебной деятельностью, но и появился интерес к учебным предметам, ребята стали стремиться успешно выполнять предъявляемые требования не только учителем, но и школой.
Литература
- Джежелей О. “Помогайка. Книга для взрослых и детей”. М.:1994. АО “Столетие”.
- ЕгороваТ.Г. “Психология овладения навыком чтения”. М.: 1997.
- Лалаева Р.И. “Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников”. С-П.: Издательство “Союз”. 2003.
- Лалаева Р.И. “Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников”. СПб.: 1999.
- Начальная школа. Научно-методический журнал. №2 .1991.
- Начальная школа. Научно-методический журнал. №9. 1991.
- Начальная школа. Научно-методический журнал. №5. 2000.
- Эльконин Д.Б. “Развитие устной и письменной речи учащихся”. М.: 1998.
- Цыпина Н.А. “Обучение чтению детей с задержкой психического развития”. М.: 1994.