Аналитическая справка о деятельности лагеря
Наступает лето, заканчиваются занятия в школе, и перед родителями встает непростой вопрос: как решить проблему летнего отдыха ребенка?
Задача интеллектуального этно-экологического лагеря “ШИК” - не просто создать условия для летнего отдыха ребёнка, а помочь ему реализовать его потребности отдыхать с пользой для себя и социума. Именно нетрадиционный, творческий подход к решению самых обычных задач помогает детям преодолевать возникающие трудности, справляться с ними, обучаться новому, расширять свой кругозор. Для ребят это возможность создать свой интеллектуальный продукт с последующим представлением его на мероприятиях различного уровня.
Для снятия физической и психологической нагрузки, накопившейся в течение года, проект предусматривает экскурсии, туристические походы, соревнования на свежем воздухе, исследования в области химии, краеведения и экологии, участие в различных игровых и познавательных программах, работу с психологом.
Проект “Школа Интеллектуальных Каникул” является логическим продолжением работы школьного кружка “Юный краевед”, который ставил перед собой задачу показать детям, что экология, химия и краеведение за пределами учебника – это интересные походы, и увлекательные исследования, где можно применить полученные знания. По результатам работы данного кружка ребята получили первоначальные навыки индивидуальной и творческой деятельности в области экологии, химии и краеведения.
Пояснительная записка: актуальность, цель и задачи, ожидаемые результаты
Актуальность использования природных объектов как ведущего педагогического средства объясняется как экологическими проблемами, так и интересом школьников к природе и истории родного края. Родной край – частица нашей огромной страны. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце, так как любовь к Родине – одно из самых прекрасных человеческих чувств. А.Е. Ферсман писал: “Познайте свою страну, свой край, свою горушку, свой колхоз, свою речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!”.
Интерес ребёнка к природе и истории родного края не следует замыкать рамками школы. Воспитание любви к Родине должно основываться не на отвлечённых понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволит сложить воедино общую картину образа малой Родины. Изучая природу родного края и её преобразование, дети становятся очевидцами его проблем.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи изменения ландшафтов местности в результате деятельности человека. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.
Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Педагогическая проблема заключается в поиске новых способов организации отдыха ребёнка, испытывающего потребность отдыхать с пользой для себя и социума, в поиске механизмов, позволяющих реализовать данную потребность. Основанием для постановки проблемы является сложившаяся ситуация в основной школьной педагогической деятельности, которая не позволяет ребёнку проявить свои индивидуальные особенности в полном объёме. Краеведческий и экологический аспект реализуется в школьной программе через систему поэлементного изучения своей области. Это не создает условий комплексного и практического изучения местности, формирующее в последствии у учащихся целостное представление о природе своей малой родины. Поэтому очень важно индивидуализировать работу, изменить форму общения педагога и участника смены, помочь ребятам реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в области химии, экологии и краеведения, используя необычные и нестандартные методы.
Концептуальные подходы к содержанию и организации смены основаны на теории развивающего обучения и идеях инновационной педагогики.
Проведение смены реализует потребности детей в творчестве, познании и самореализации. Участие в проекте “ШИК” обеспечивает удовлетворение одной из важнейших потребностей каждого ребёнка – потребность в саморазвитии.
В этом случае результатом педагогической деятельности будут не только ЗУНы, но и новые жизненные замыслы, ведущие к самостоятельным свободным и ответственным действиям.
В основу концепции педагогической модели смены положено представление о воспитательном пространстве интеллектуальной смены, обеспечивающем непрерывный процесс развития личности ребёнка.
Основные принципы работы лагеря:
- принцип деятельности;
- безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
- ценность саморазвития, готовность корректировать свои представления в результате анализа проблемной ситуации и новых форм деятельности;
- приоритет личностного развития и самореализация ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
- вариативность видов деятельности и их реализации.
Цель проекта - создание условий для интеллектуально-творческого роста, позитивного личностного становления, самореализации личности детей и подростков.
Задачи:
- Организовать разумный отдых детей и расширить кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;
- Реализовать умения и навыки, полученные в школе, в практической деятельности и получить углубленные знания в области химии, экологии и краеведения;
- Обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;
- Создать условия, способствовующие нравственному и эколого-патриотическому воспитанию детей.
Ожидаемые результаты
1. Реализация детьми умений и навыков,
полученных в школе, в практической деятельности
и получение углубленных знаний в области физики,
экологии и краеведения:
2. Организация разумного отдыха детей и
расширение кругозора через развитие
интеллектуальных и творческих способностей:
Содержание деятельности и механизм реализации
Летний интеллектуальный лагерь является лагерем с дневным 6-ти часовым пребыванием для учащихся 7–8-х классов в помещениях МОУ СОШ №5. Лагерь работает после окончания учебного года в июне. В лагерь принимаются дети 12–14 лет по их желанию. Обеспечивается одноразовое горячее питание на базе школы. Лагерь работает в течение 10 дней.
Здесь создаются условия для обучения, отдыха и развлечений, планируется культурно-оздоровительная и экскурсионная деятельность. Работа в лагере организуется по разделам:
- Экологическая деятельность;
- Прикладная химия;
- Краеведение.
Формы работы смены:
Механизм реализации
Этапы реализации. Интеллектуальный этно-экологический лагерь предполагает подготовительный период (теоретический) и основной период (интеллектуально-оздоровительный).
Подготовительный период включает:
- создание программы работы интеллектуального этно-экологического лагеря;
- включение всех участников в активную работу, учитывая способности каждого ученика, принимая во внимание возрастные особенности учащихся;
- обеспечение полноценного питания и режима работы;
- привлечение медицинского работника для обследования детей (необходимые прививки);
- обеспечение необходимым оборудованием, инвентарем и материалом.
Основной период работы лагеря:
I этап – организационный.
В этот период происходит знакомство с лагерем, идет открытие смены, знакомство с проектом, составление плана действий, проведение и реализация программ направленных на сплочение коллектива, формируется орган соуправления, благоустраиваются лагерные помещения и территории.
Основные составляющие организационного периода: создать у ребят благоприятного эмоционального настроя (ситуация успеха); помочь каждому ребенку в адаптации к новым условиям; ознакомить с правилами и законами жизни в лагере.
Задачи этапа:
- познакомить детей друг с другом, обеспечить быстрое и безболезненное прохождение адаптационного периода;
- выявить интересы, склонности и способности детей;
- мотивировать на игровое взаимодействие.
II этап – основной этап проходит под девизом: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит перелезть из него просто некуда”. Антуан де Сент-Экзюпери.
Задачи этапа:
- проведение мероприятий, ориентирующих личность ребёнка на общечеловеческие ценности, включая природу родного края и социум;
- создать условия для реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области химии, экологии и краеведения;
- учить учиться;
- обеспечить полноценный отдых детей.
Этот период насыщен интеллектуальными и развлекательными мероприятиями, конкурсами, викторинами, акциями, проектами, поэтому данный этап способствует раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Ребята учатся общению друг с другом и окружающей средой. Проводятся различные исследования, социометрия и диагностика. При планировании работы лагеря учитываются даты международного календаря.
III этап – заключительный
Задачи этапа:
- рефлексия участников лагеря (отзыв о смене, пожелания, советы);
- обобщение и демонстрация исследовательских работ на научно-практической конференции.
Структура самоуправления
Каждый ребёнок в лагере “ШИК” определяет свой вид деятельности, которую организует и направляет воспитатель - координатор. Участники проекта могут входить в состав трёх групп:
- “Юные экологи”^
- “Химики – практики”
- “Юные краеведы”.
В каждой группе определяется интеллектуал-актив, который участвует как в жизни своей группы, так и в жизни лагеря. Ребята самостоятельно выбирают вид деятельности и способы решения поставленных задач на каждый день.
Система контроля и оценки результативности
Диагностика и контроль
Диагностика обучения — обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Диагностика охватывает различные сферы — психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.
Образовательная диагностика - это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью: выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.
Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя: контроль, проверку, учет, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, рефлексию, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений ученика, переопределений целей, уточнение образовательных программ, корректировку хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития событий.
В состав диагностики входят различные формы контроля, который означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников.
Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой являются количественная и качественная оценка и учёт результатов проектной деятельности.
Контроль является функцией процесса управления, его важнейшей частью, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управления на новом этапе сотрудничества проектных групп.
Контроль деятельности проектных групп:
В процессе реализации Программы осуществляются следующие виды контроля над деятельностью групп:
- Предварительный контроль: имеет диагностические задачи. Цель предварительного контроля — зафиксировать начальный уровень подготовки проектной группы и её членов, имеющиеся начальные знания, умения и навыки, связанные с предстоящей проектной деятельностью. Предварительная диагностика уровня учеников и проектных групп важна для того, чтобы определить их приращение за определенный период времени. Оцениванию в данном случае подлежит не сравнение образовательных достижений ученика с эталонами или стандартами, а сравнение его уровня очередного проектного этапа с предыдущим или стартовым, то есть степень личностного приращения.
- Текущий и периодический контроль: систематическая проверка и оценка результатов работы проектных групп на конкретных этапах реализации проектов, а также в процессе реализации конкретных мероприятий. Текущий контроль также происходит каждый день в процессе экспедиционных исследований, при архивации данных. Задача периодического контроля — обучающая, поскольку участники проектных групп обучаются систематизации, обобщению, целостному видению крупных блоков изучаемой информации и связанной с нею деятельности.
- Итоговый контроль проводится в конце каждого крупного этапа проекта, в конце проекта. Он может иметь форму защиты учебно-исследовательских работ на конференции зачета, зачётной проектной сессии, экзамена и т.п. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку проектных результатов по всем ключевым целям и направлениям этапов.
Личностный рост
В течение смены каждый ребёнок выращивает своё “эко-дерево”, на котором ежедневно появляются листочки с записями проведённых дел разного цвета (цвет показывает настроение участника). КАРТА УСПЕХА отслеживает участие детей в мероприятиях лагеря в виде зачетной книжки.
ДНИ |
Общелагерное
дело, |
Спортивное |
Работа в группе |
ПРОЕКТ |
Доклад, |
|
Создание |
Защита |
|||||
1 ДЕНЬ |
||||||
2 ДЕНЬ |
||||||
3 ДЕНЬ |
||||||
… |
Критерии оценки:
Общелагерное дело, КТД:
подготовка и проведение - 5 баллов;
участие – 3 балла.
Спортивное дело:
подготовка и проведение - 5 баллов;
участие – 3 балла.
Работа в группе: оценивается по количеству выполненных заданий.
Проект:
создание – 5 баллов;
защита - 5 баллов.
Доклад, сбор информации: 4 балла.