Родительское собрание "Большие права маленького человека"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель:

1. Знакомить родителей с законодательными актами, защищающими права и достоинства детей.

2. Повышать уровень правовой культуры родителей.

Предварительная работа:

- анкетирование родителей по теме собрания;

- запись высказываний детей на магнитофон (“Мое имя”, “Как я отдыхаю дома”);

- видеозапись фрагментов игр и свободной деятельности детей в детском саду;

- составление генеалогического древа каждой семьи;  

- оформление герба каждой семьи;

- разучивание с детьми “Права детенышей” Г. Остера;

- рисование с детьми по теме “Как я отдыхаю”;

- изготовление памяток по теме родительского собрания.

Ход родительского собрания

Зал оформлен детскими работами “Генеалогическое древо моей семьи”, “Герб моей семьи”, “Как я отдыхаю”. На столах находятся законодательные акты о правах ребенка, оформленные пословицы и поговорки.

Воспитатель: Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас на родительских собраниях. Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Это означает, что вам не безразличны права ваших детей. А действительно ли данная тема заслуживает нашего внимания? Зависит ли благополучие наших детей от нас, взрослых? Сегодня на нашем собрании мы будем говорить о правах. У нас у всех есть права. А есть ли они у ваших детей? Попробуем сегодня вместе в этом разобраться. Перед вами на столах лежат законодательные акты о правах ребенка, на которые мы будем опираться. Нашими помощниками станут пословицы и поговорки, которые находятся перед вами. А так же нам сегодня будут помогать наши дети. Но сначала давайте подведем итоги анкетирования, которое мы провели незадолго до родительского собрания (озвучиваются). Анкетирование показало, что мы, взрослые недостаточно знакомы с нормативными документами, гарантирующими права ребенка. Таких документов немало.

1. Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году, в которой сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им “счастливое детство”. Декларация провозглашает, что “человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет”, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

2. Конвенция о правах ребенка, принята Генеральной Ассамблей от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать День прав ребенка. Конвенция - провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

3. Права детей в России. Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- Федеральный закон об образовании;

- Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации;

- Закон о дополнительных гарантиях по социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Помимо этого, существуют правительственные федеральные целевые программы. Они направлены на создание благоприятных условий для развития детей, обеспечение защиты их прав. Например, программа “Дети России” включила в себя разделы: “Одаренные дети”, “Организация летнего отдыха детей”, “Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев”, “Дети Чернобыля”, “Дети-сироты”, “Дети-инвалиды”, “Дети Севера”, “Планирование семьи”, “Развитие индустрии детского питания”, а также “Безопасное материнство”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” и “Развитие социального обслуживания семьи и детей”.

Воспитатель: Как мы видим документов, регулирующих права детей немало. Но не может, же ребенок в свои 5-7 лет изучить эти права самостоятельно. Взрослые должны прийти на помощь. Известный детский писатель Григорий Остер адаптировал официальный текст Конвенции ООН о правах ребенка для детей. В результате на сайте президента РФ появились “Права детенышей", направленные на детей младшего школьного возраста, но и детям старшего дошкольного возраста они будут понятны. Сегодня выступления наших детей будут построены именно на “Правах детенышей”. Прежде чем знакомить ребенка с его правами мы сами должны освоить права детей. Первоначальные сведения о праве ребенок получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются государство, социальные объединения. Свои первые права ребенок получает вместе со своим рождением. Что же это за права? Я предлагаю зачитать пословицы и поговорки, которые стоят под цифрой 1:

- Боль врача ищет;

- Болен - лечись, а здоров – берегись;

- Верь не болезни, а врачу;

- Есть болезнь - есть и лекарство.

(Родителям предлагается сформулировать право детей на медицинское обслуживание).

Воспитатель: Ведь действительно при появлении ребенка на свет его сопровождают врачи, а значит, уже при рождении ребенок начинает пользоваться своим правом на медицинскую помощь и сопровождение. В Конвенции о правах ребенка это право звучит следующим образом:

Статья 6

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

Статья 24

1. Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.

Что же скажут нам дети о своем праве?

Дети: Все детёныши имеют право не умирать. Каждый детёныш имеет право жить, быть здоровым и весёлым.

- Взрослые должны лечить больного детёныша, жалеть его и стараться, чтобы лекарства, которые дают больному детёнышу, были не очень горькие. Все взрослые обязаны помогать мамам, у которых заболели детёныши.

Воспитатель: Но это не единственное право, которое ребенок получает при рождении. Порой мы даже не подозреваем, что соблюдаем некое право ребенка. Давайте озвучим пословицы и поговорки, которые стоят под цифрой 2:

- Доброе имя лучше богатства;

- С именем – Иван, а без имени – болван;

- Хорошо и там и тут, где по имени зовут;

- Человек без Родины – соловей без песни;

- Одна у человека родная мать, одна у него и Родина;

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

(Родители формулируют право ребенка на имя и гражданство).

Воспитатель: В Конвенции о правах ребенка это право звучит так:

Статья 7

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Как же это же право будет звучать на детском языке: предлагаю послушать наших детей:

Дети: Детёныш имеет право, чтобы папа и мама звали его по имени. Когда папа и мама зовут детёныша, детёныш имеет право прибегать.

- Все детёныши имеют право быть такими, какие они есть. Каждый детёныш имеет право жить со своими родителями в своей стае. Человеческий ребёнок имеет право жить со своей мамой и с папой в своей стране.

Воспитатель: Еще до появления ребенка на свет родители начинают подбирать имя для своего малыша. А знают ли ваши дети, почему они получили именно такие имена, в честь кого названы. Каждое имя имеет свое значение. Мы с детьми приготовили вам небольшой сюрприз-загадку. Попробуйте отгадать, о каком имени идет речь. (Включается аудиозапись, на которой дети раскрывают значение их имен, родители угадывают какое это имя).

Воспитатель: Следующим правом некоторые родители пренебрегает и поэтому у нас в стране так много детских домов, домов малюток. Давайте прочтем следующие пословицы и поговорки:

- Вся семья вместе, так и душа на месте;

- Согласную семью горе не берет;

- Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет.

Воспитатель: Предлагаем посмотреть вам на нашу выставку. Здесь вы видите генеалогические деревья и гербы ваших семей. Изготовляя такие макеты, дети изучают свои семьи, их традиции, устои. На деревьях ваших семей представлены “корни” - более старшие поколения и “плоды” - это ваши дети. И если эти деревья будут разрастаться, а дети узнают больше о своих семьях, если вы будете поддерживать интерес детей, то нам кажется, что ваши дети будут более чуткими, заботливыми и к вам, и к бабушкам, дедушкам, а так же к своим детям. Но если генеалогическое дерево мы составляли и с вашей помощью - вы отбирали и приносили фотографии, то гербы ваших семей для вас станут сюрпризом. На них дети отметили ваши занятия и интересы (родители рассматривают гербы и делятся впечатлениями). Попробуйте дома все вместе изготовить герб вашей семьи, но не забудьте, что мнение ребенка не должно остаться в стороне, без вашего внимания. Как же это право представлено в Конвенции о правах ребенка:

Статья 9

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае, например, когда родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка.

Воспитатель: Как же это же право будет звучать на детском языке: предлагаю послушать наших детей.

Дети: Детёнышей нельзя разлучать с родителями. Если родители детёныша очень рассердились на что-нибудь, остальные взрослые могут отвести детёныша в другое место, успокоить его родителей, а потом привести детёныша обратно к папе и маме.

Воспитатель: И вот малыш, появившийся на свет, приобрел свои первые права: право на имя и гражданство, право на семью, право на медицинскую помощь. Что же еще надо нашим детям? А дети нуждаются в помощи, заботе, воспитании. Но родители по-своему понимают понятие “воспитания”. Последнее время в средствах массовой информации можно слышать: “Ребенок попал в больницу после избиения его родителями”, или “Приемные родители держали ребенка закрытым в комнате в течение длительного времени”. Как правило, такие родители говорят, что они просто воспитывали своего ребенка, хотели из него сделать “человека”. Мы взрослые должны хоть на мгновение оказаться на месте маленького ребенка уже в тот момент, когда рука поднимается для воспитательного процесса. Неужели нам взрослым понравится, если мы подвергнемся психическому или физическому насилию. Конечно же, нет. Надо помнить и о том, что ребенок не в силах защититься, и по сравнению со взрослым он бессилен. Дети должны знать, что никто не имеет права применять к ним никаких мер насилия. А взрослым не знать об этом просто недопустимо. Давайте попробуем обратиться к народной мудрости, что подскажет нам она (пословицы и поговорки под цифрой 4):

- Наказывать легче, воспитывать труднее;

- Детей наказывай стыдом, а не грозьбой и бичом;

- Верная указка - не кулак, а ласка;

- Побои мучат, а не учат.

Воспитатель:

Статья 19

1. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Воспитатель: У наших детей на этот счет имеется свое мнение.

Дети: Детёнышей обижать нельзя. Взрослые обязаны наказывать тех, кто обижает детёнышей, следить, чтобы никто не делал детёнышу плохое, и смотреть, чтоб никто не забывал делать детёнышу хорошее. Взрослые всегда должны быть готовы помочь детёнышу, если ему нужна помощь.

Воспитатель: Очень скоро ваши дети вступят на новую ступень своего развития. Они станут старше и вступят на порог школьной жизни. И наши дети уже знают, что они имеют право получить образование.

Дети: Все детёныши обязаны выучить буквы и цифры, научиться читать, писать и считать. Взрослые, которые в школе учат детёныша читать и писать, не должны брать за это с родителей детёныша деньги. Детёныш, который уже умеет читать и писать, имеет право научиться ещё чему-нибудь. Взрослые должны устраивать такие школы, в которых детёнышам интересно и не страшно учиться.

Воспитатель: Как же это право представлено в Конвенции о правах ребенка:

Статья 28

Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности, вводят бесплатное и обязательное начальное образование…

Воспитатель: Что же нам подскажет народная мудрость (пословицы и поговорки 5):

- Ученье – путь к умению;

- Чему учился тому и пригодился;

- Ученье в детстве, как резьба на камне;

- Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.

Воспитатель: Отсюда можно сделать только один вывод: образование необходимо получить, чтобы ребенок в будущем смог проложить себе достойную дорогу, а помочь должны государство и конечно родители. Когда подходит время обучаться, родители, как правило, стараются загрузить своего ребенка различными кружками, секциями, дополнительными занятиями. Все это конечно неплохо. Но порой мы, взрослые все это проделываем для своей репутации, нам хочется показать какой ребенок у нас разносторонний, развитый. При этом, какое право ребенка нами нарушается? (Родители формулируют право ребенка на отдых). Однако очень часто мы не замечаем, что ребенок вечером валится с ног от усталости, у него не остается времени для игры, общения, отдыха. Мы должны помнить о разумном распределении нагрузки на детский организм, нам ни в коем случае не следует забывать о праве ребенка на отдых.

Статья 31

1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

А что думают дети о своем отдыхе?

Дети: Каждый детёныш, если он никому не мешает, имеет право делать то, что ему интересно, например, прыгать, бегать, танцевать, петь, рисовать или играть в какую-нибудь интересную игру. А если детёныш устал, он может просто ничего не делать.

Воспитатель: Постарайтесь разнообразить отдых ребенка. Ведь отдохнуть можно не только перед телевизором. Есть множество способов (прогулки и походы в цирк, театр; игры и общение со сверстниками, и многое другое). И научить правильно отдыхать своего ребенка можете вы, взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь не зря народом подмечено, что (пословицы и поговорки под номером 6):

- Чтобы лучше шло дело, пусть отдыхают голова и тело;

- После дела и погулять хорошо;

- И голове надо отдохнуть, не только рукам.

Задумывались ли вы когда-нибудь как отдыхают ваши дети? Если нет, то у вас есть прекрасная возможность посмотреть видеозапись отдыха ваших детей между занятиями в детском саду или после них (родители просматривают фрагменты сюжетно-ролевых игр, свободной деятельности детей, их общения). А ведь дети отдыхают не только в детском саду, но и дома. Мы предложили ребятам нарисовать выходной день в семье и приготовили для вас небольшую выставку детских рисунков. Дети не просто нарисовали, но и прокомментировали свои работы. Давайте сейчас послушаем детские высказывания, записанные на магнитофон, и посмотрим их работы.

Воспитатель: Сегодня на родительском собрании мы рассмотрели лишь некоторые права наших детей. Как же можно знакомить детей с их правами. Маленький ребенок не в силах изучить взрослые документы. На помощь могут прийти детские сказки и рассказы. Например, прочитав сказку “Золушка” можно познакомить ребенка с правом на защиту от физического насилия, грубого обращения, оскорбления и унижения. А сказка “Заюшкина избушка” поможет понять ребенку, в чем заключается право ребенка на личное имущество. Вы не знаете можно ребенка познакомить с правом на образование? Прочитайте ему рассказ Л. Толстого “Филиппок”, а после чтения обязательно поговорите с ребенком о том, для чего нужно учиться? Для чего надо знать буквы и уметь читать и писать? Можно стать, например, врачом, если этому не учиться? и др. И в заключение нашего собрания мы хотим подвести небольшой итог, и предлагаем вам составить цветок. Собрав его, мы сможем определить, до какого возраста человек считается ребенком, а также просмотреть некоторые права наших детей. Если оторвать хоть один лепесток, то цветок начнет гибнуть. Чтобы наши дети росли полноценными, цветущими необходимо, чтобы все лепестки были целыми, а значит надо, чтобы все права наших детей соблюдались, не нарушались, и следить за этим должны в первую очередь мы взрослые (родители собирают цветок – пазл, обмениваясь при этом мнениями) (рис. 1). В конце собрания родителям раздаются памятки с основными статьями Конвенции о правах ребенка, о также список детской литературы, которая поможет родителям при беседе с ребенком о правах.

Рисунок 1