Развитие творческих способностей учащихся начальных классов. 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Я, Газизова Алсу Наильевна, преподаю татарский язык и литературу в начальных классах. Обучение школьников я тесно связываю с процессом воспитания и развития личности. Поэтому внеклассная работа с учениками является органичным продолжением учебной деятельности.

В последнее время я возглавляю научное общество русскоязычных учащихся начальных классов «Казань – колыбель моя». Основной акцент делаю на формирование гражданственности учащихся. Школьники младших классов получают первые навыки исследовательской деятельности. Особая эмоциональность младших школьников создаёт предпосылки для проявления интереса к своей личности, к людям, к состоянию социальной и природной среды.

Я предлагаю детям по-новому взглянуть на привычные им вещи, явления, сказки, стихи. Работа ведётся поэтапно.

На первом этапе мы посетили музеи и познакомились с биографией Г.Тукая, А. Алиша, М. Джалиля. Также начали изучать и знакомится с произведениями этих писателей, а также и произведения Ш. Галеева и Р. Миннуллина.

На втором этапе учащиеся рассказывали о понравившихся произведениях, читали наизусть выученные стихотворения (на тат. яз.), делали поделки и рисовали иллюстрации к произведениям.

На третий этап детям предлагается задание такого типа – поискать, найти, посмотреть и сравнить: с какими произведениями в русской литературе можно сравнить эти произведения, этих писателей и почему?

За короткое время дети многое сделали и многое узнали. Результатом этой работы явилась публикации в журнале «Сабыйга» за 2009г. № 1-2 и газете «Сабантуй» за 2009г. №7.

Я считаю, что внеклассная работа органично продолжает и дополняет учебную деятельность, способствует достижению целей по формированию гражданственности, толерантности поликультуры, обеспечивает развитие коммуникативных компетенций.

Получив доступную возрасту информацию, творчески её осмыслив, мои ученики усваивают научные основы поисковой деятельности, овладевают навыками заботы об окружающей среде, совершенствуют диалоговую форму общения, учатся нести ответственность за свои поступки. В результате они смогут войти в современную жизнь на гражданском, социальном, культурном уровне.

Свою работу НОУ я веду в тесном контакте с родителями учащихся, учителями-предметниками и классными руководителями.

Следует учесть, что современная жизнь характеризуется кризисом в социально-экономической и духовно-нравственной сферах. Нарушение народных традиций в культуре, увеличение современными видами искусства оттесняют порой декаративно-прикладное искусство на задний план.

Самым важным этапом нашего НОУ является поиски ответов на многие вопросы. Например, будут ли знать наши внуки, что такое «тюбетейка», калфак, такыя и т. д.

Случайно заданный вопрос на уроке: «Что такое тюбетейка?» - привёл многих учащихся в замешательство. И ответ на этот вопрос я получила не сразу.

А вот вопросы: знают ли наши дети, как выглядит тюбетейка; кто носил кафтан, калфак; из чего сшит башлык? были вынесены на наше заседание НОУ и началась исследовательская деятельность учащихся. В этой работе приняли активное участие и родители под моим руководством.

Ведь единственным источником информации является школа, предметная внеклассная работа через НОУ.

За короткий срок учащиеся многое смогли и многое узнали об истории национальных головных уборов, таких как тюбетейка, такыя, камчат бүрек, кәләпүш, башлык, калфак…

Дети изучили историю и эволюцию мужских и женских головных уборов. Большую помощь и эмоциональный заряд для дальнейшей работы оказало посещение национального музея РТ. Здесь учащихся поразила цифра 100 – это более 100 тюбетеек хранится в музее и является гордостью нашего музея.

Именно в музее ребята узнали о том, что существуют женские и мужские тюбетейки; что этот головной убор популярен и у других народов: узбеков, казахов, таджиков и т. д. Эта информация подтолкнула ребят к изучению вопросов: какие тюбетейки существовали?; какие ещё головные уборы носили мужчины-татары и женщины-татарки?; везде ли слово «тюбетейка» звучит одинаково?

Творческие работы ребят были представлены в виде презентации, рефератов, вышивки, фотографии, проектов.

На следующем этапе работы ребята объединили свои работы и пришли к очень интересным наблюдениям, которые были представлены в виде таблицы (приложение 1).

Проведя такую работу с детьми, я уверена, что на вопрос: «Что такое тюбетейка?», мои ученики дадут достойный ответ. А на вопрос: «Будут ли наши внуки знать, что такое тюбетейка?» - могу уверенно ответить: «Да».

Приложение 2