Цель:
- Учить различать элементы дорог (проезжая часть, тротуар, перекресток, пешеходный переход зебра).
- Расширить знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах города.
- Формировать навыки самосохранения.
- Совершенствовать у детей в играх-соревнованиях навыки бега, подлезания, прыжков.
- Развивать навыки сценической выразительности.
- Воспитать чувство коллективизма, умение радоваться своему успеху и успеху товарищей.
Оборудование:
- Ширма для кукольного театра.
- Куклы бибабо: доктор Айболит, свинья, маленький поросёнок, собачка.
- Кегли 10 шт.
- 2 ориентира, 2 руля. 2 мяча d=15см, 2 мяча d=7 см, 2 хоккейные клюшки, 2 ворот h= 50см.
- Медали по количеству детей
- Кубок спортивный.
- Костюмы медведя, волка, лисы, зайца.
- Три плотных пластиковых круга желтого, красного и зеленого цвета для игры в «Светофор».
- Плакаты, иллюстрации, рисунки детей по правилам дорожного движения.
- Схема перекрестка с пешеходным переходом размером 3х7м.
Предварительная работа:
- Проведение с детьми серии познавательных занятий, бесед по ознакомлению с правилами дорожного движения.
- Изготовление поделок, рисунков для выставки «Дороги большого города»
- Экскурсии в учебный класс ГИБДД; к перекрестку; к светофору.
- Подготовка детьми театральной студии 2х спектаклей «Доктор Айболит и Пятачок», «Сказка про зайчишку, который спешил в школу».
- Знакомство на физкультурных занятиях с играми-эстафетами.
- Разучивание с вокальной группой частушек о правилах дорожного движения.
Ход мероприятия
Зал оформлен иллюстрациями и рисунками детей. На полу схема перекрёстка с пешеходными дорожками. Под музыку А. Филлипенко «Веселый марш» дети входят в зал, рассматривают оформление и садятся на стулья.
Ведущий: Ребята мы живём в большом, красивом городе с широкими улицами и проспектами. По ним движется много легковых и грузовых автомобилей, едут трамваи, автобусы, троллейбусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть такие чёткие и строгие правила для водителей автомобилей и пешеходов. О них мы сегодня и поговорим. Перейти с одной стороны улицы на другую непросто. Помогают три сигнала светофора для машин, и два для пешеходов.
Вбегает Незнайка.
Незнайка:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал...
Не зная знаков светофора,
Чуть под автобус не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг троллейбус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
Ребята, вы мне помогите,И, если можно, расскажите,
Дорогу, как переходить,
В больницу, чтоб не угодить?
Ведущий. Наши ребята уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, расскажут, как вести себя на улицах большого города. А сейчас послушай стихотворение «Три говорящих цвета» Юрия Могутина (рассказывает ребёнок)
Незнайка: Какое хорошее стихотворение! Теперь я понял, как переходить дорогу.
Ведущий: Дети, а где вы видели светофор? (Ответы детей). В следующий раз, когда будете около светофора, обратите внимание, как слушаются его сигналов и водители и пешеходы. А мы сейчас тоже поиграем в игру «Светофор».
Игра «Светофор».
Подгруппа детей – водители, подгруппа детей – пешеходы. Ведущий показывает одновременно водителям красный сигнал, пешеходам - зеленый, и наоборот. Игра проводится 4-5раз.
Ведущий: Дети, а если нет светофора, то в каком месте можно переходить проезжую часть улицы? (пешеходный переход – зебра)
Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом
Сначала налево ты посмотри,
Направо взгляни потом.
А если проезжая часть улицы широкая и на ней нет светофоров, ни пешеходных переходов, то, как её нужно переходить. Послушайте загадку.
Под дорогой лестница
Куда она ведёт?
Скажем дружно вместе мы
В подземный - (переход)
Главные правила пешеходов мы повторили, назовём их ещё раз, а ты Незнайка помогай нам:
- Переходить проезжую часть улицы только на зелёный сигнал светофора;
- Если нет светофора, там, где есть пешеходный переход «зебра», посмотрев налево, затем направо;
- Если нет пешеходного перехода - идти по подземному переходу.
Ведущий: Есть ещё одно правило для маленьких пешеходов, которые ещё ходят в детский сад. Что это за правило? ( Переходить проезжую часть улицы, держась за руку взрослого).
Сейчас мы поиграем в игру «Малыши и взрослые».
Игра «Малыши и взрослые»
Дети под музыку гуляют, бегают, по заданию ведущего, меняя движения по «тротуару», на смену музыки находят свою пару, переходят дорогу по «Зебре».
Незнайка: Молодцы! В игре все соблюдали правила. А скажите, почему вы играли только в специально отведённом месте, а не на проезжей части дороги? (ответы детей)
Ребенок:
И малышки даже знают - на дорогах не играют!
И без мам гулять нельзя - это помните друзья!
Ведущий: А я знаю историю про маленького поросёнка, с которым случилось несчастье. Он играл с друзьями в футбол и….. Лучше давайте посмотрим кукольный театр про этого поросенка, его маму и про доктора Айболита.
Кукольный спектакль «Доктор Айболит и Пятачок»
Собачка:
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок и паучок,
И медведица.
Всех излечит, исцелитДобрый доктор Айболит!
И пришла к Айболиту свинья
Свинья:
«Доктор горе, беда у меня:
Мой любимый сынок,
Мой малыш Пятачок
Побежал за мячом
И был сбит «Москвичом»
Он упал на дороге,
У него переломаны ноги,
Кровь из носа бежит…
Помоги Айболит!»
Доктор Айболит:
С Пятачком приключилась беда?
Подавайте его сюда.
Свинья:
Вы поможете доктор ему
Малышу, Пятачку моему?
Доктор Айболит:
Помогу непременно,
Но скажу откровенно
Я сердит на сынка твоего
Почему не учили его,
Чтобы правила знал он дорожные
Чтоб внимательным и осторожным был.
(Свинья приносит Пятачка.)
Собачка:
Лечит доктор поросёнка:
Мажет лоб и нос зелёнкой,
Лечит хвостик, лечит ножки,
И журит его немножко:
Доктор Айболит:
Разве можно играть на дороге?
Вот теперь переломаны ноги!
Даже маленькие знают:
На дороге не играют,
И кататься там нельзя,
Это помните друзья!
Пятачок:
Больше делать так не буду.
Правил этих не забуду.
Доктор Айболит:
Делаем ребятам предостереженье:
Выучите срочно правила движения,
Свинья:
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулём водители!
Пятачок:
Ты правила помни! Внимательным будь,
И станет тогда безопасным твой путь!
Ведущий: Понравился спектакль? Что неправильно сделал Пятачок? А как бы вы поступили, если бы у вас укатился мяч на дорогу? (Ответы детей: попросить взрослых принести, рядом с проезжей частью улицы играть нельзя).
Незнайка:
Засиделись наши ноги
Им, пройтись бы по дороге,
Ещё лучше пробежаться,
В быстроте посостязаться.
Ведущий:
Поднимайся, не ленись
В две команды становись.
Дети, участники соревнований строятся на линию старта в 2 колонны за капитанами.
Ведущий:
Мы играем в «Автодром»
Правила такие в нем:Змейкой кегли оббежать,
Руль другому передать.
Незнайка: Можно я тоже буду играть с вами?
Дети: Да!
Игра - эстафета «Автодром» Игроки по очереди бегут змейкой между кеглями, по наклонной доске. Руль используется вместо эстафетной палочки. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием. Ведущий и Незнайка участвуют в игре.
Ведущий:
Будем мостик строить с вами
Головой, спиной, руками.
По нему нельзя идти,
Под ним можно проползти.
Игра - эстафета «Мостик»
1-й игрок из команды встает боком к линии старта, опираясь на ступни и ладони, колени при этом не сгибает, 2-й игрок подлезает под этот «мостик» на четвереньках, затем 2-й игрок «строит мостик», а 1-й - подлезает. Двигаются так до финишной линии. Обратно до линии старта бегут, взявшись за руки. То же выполняет следующая пара из команды. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.
Ведущий:
В далёкой Австралии
Кенгуру живёт
Как спортсменка прыгает,
И траву жуёт.
Вам травы не предлагаю,
А попрыгать приглашаю.
Игра - эстафета «Кенгуру спешит домой»
Игроки по очереди двигаются прыжками, с мячом, зажатым между колен. Оббежав ориентир, возвращаются такими же прыжками и передают мяч следующему в команде игроку. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.
Ведущий:
Медвежата косолапы,
И у них четыре лапы,
Быстро бегают они,
Их попробуй, догони!
Игра «Медвежьи бега»
Игроки по очереди передвигаются, опираясь на ступни и ладони вокруг ориентира и обратно, дотрагиваются рукой до следующего игрока в команде, тем самым передавая эстафету.
Ведущий:
Капитаны лучше всех,
Их, конечно, ждёт успех!
Хороша у них сноровка,
Вот, что значит тренировка.
Игра «Забей гол»
Капитаны бегут с хоккейной клюшкой и мячом d=7 см до ворот h= 50см, с расстояния 2м бьют по воротам, и возвращаются бегом на линию старта. Побеждает та команда, чей капитан первый вернется на линию старта и попадет в ворота.
Ведущий: Пока судьи подсчитывают баллы, у нас музыкальная пауза.
Выходят дети вокальной группы, под аккомпанемент поют частушки
1 ребенок:
Про дорожное движенье
Вам частушки пропоем,
И с плохого поведенья
К сожалению, начнем
2 ребенок:
По шоссе на самокате
Глупый Миша лихо катит,
На машину налетел,
Чудом он остался цел.
3 ребенок:
Ангелина, где попало
Улицу перебегала.
А теперь ходить ей тяжко
С костылем идет бедняжка.
4 ребенок:
По дороге едет «Волга»,
А за нею грузовик.
Юра ждать не любит долго,
Перед ними напрямик
5 ребенок:
«Волга» вмиг затормозила,
Грузовик в нее влетел.
Две помятые машины.
Юра шепчет: «Не хотел»
1 ребенок:
Вова рядышком с дорогой
Захотел в футбол сыграть,
А в итоге: в гипсе ноги
И больничная кровать.
2 ребенок:
Чтобы не было, дружок,
У тебя несчастий,
Не играй ты никогда
На проезжей части.
3 ребенок:
Непослушная Кристина
Что лезешь под машину,
Ведь у нас для пешеходов
Очень много переходов.
4 ребенок:
Не бегу через дорогу,
А смотрю на светофор.
Он помощник очень строгий,
Служит людям с давних пор.
5 ребенок:
А еще есть переход
Прямо под землею.
Не ленись спуститься вниз
Дорожи собою.
1 ребенок:
Маму за руку держу,
Дорогу с ней перехожу.
От нее не убегаю,
Я ей очень доверяю.
Все дети:
Мы по улице шагаем,
И, конечно не спешим.
Мы науку эту знаем,
Как по улицам ходить.
Незнайка: Спасибо вам за частушки! Я постараюсь не попадать в такую ситуацию, о которой вы пели. Дети, а вы?
Неожиданно в зал вбегает лиса (ребенок в костюме лисы).
Лиса:
Ой, народу сколько в зале!
А вы зайца не позвали?
Я его ищу весь день,
А удачи, хоть бы тень.
Зайчик, где ты? Покажись!
На зов Лисички отзовись!
(Обращаясь к зрителям.)
Мне его увидеть нужно,
Позовем его все дружно!
Зрители хором зовут: «Заяц, заяц!»
Входит медведь.
Медведь: Что за крики, что за шум?
Лиса: Рада видеть тебя, кум! Ты зайчишку не видал?
Медведь: Может в школу побежал?
Лиса:
Так вернуться уж пора,
Он же учится с утра.
Медведь:
Надо нам его позвать,
Дружно, громко прокричать!
Зрители хором зовут: «Заяц, заяц!»
Входит волк.
Волк:
Я в листве так сладко спал,
Кто меня сюда позвал?
Лиса:
Не тебя, а зайца звали,
Лишь его нет в этом зале.
Волк:
Я с утра его видал,
В школу, кажется, бежал.
Медведь:
Позовем еще разок,
Чтоб он нас услышать смог.
Зрители хором зовут: «Заяц, заяц!»
Входит забинтованный заяц на костылях
Лиса (удивленно):
Что это с тобой, косой?
Забинтованный, хромой!
Заяц, лиса, волк, медведь поют песню на музыку Г. Гладкова «Такая-сякая!» к мультфильму «По следам Бременских музыкантов»
Заяц:
Я бежал через дорогу,
И попал под самосвал,
Лиса, волк, медведь:
Наложили гипс на ногу,
Руку тоже ты сломалС зайчишкой случилась ужасная беда,
Нельзя перед транспортом бегать никогда!
Заяц:
Голову об столб ударил,
Восемнадцать швов на ней,
Лиса, волк, медведь:
Нарушать не нужно правил!
Впредь же будешь ты умней.
Ну, разве же можно
На красный свет идти?
Ты будь осторожным
На светофор гляди!
Коль сигнал зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
А зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Ты правила помни,
Их соблюдай всегда,
Беда не случится
С тобою никогда!
Ведущий: Спасибо дорогие гости, что вы так интересно рассказали историю про зайчишку, который спешил в школу.
А сейчас жюри расскажет нам о том, какая команда победила в наших спортивных соревнованиях.
Награждение участников спортивных соревнований медалями и кубком.
Незнайка:
Я так счастлив, я так рад,
Что попал к вам в детский сад.
Смогли меня вы научить,
Как по улицам ходить!
Ведущий: Вот и подошёл к концу наш праздник, и в заключение хочется сказать:
Если вы серьезно приняли решенье: прожить лет сто и более того,
Без уваженья к правилам движенья с затеей той не выйдет ничего!
Дети исполняют песню «Школа пешехода», слова В. Мурзина, музыка С. Миролюбова.