“Чем легче учителю учить, тем труднее
ученикам учиться”.
Л.Н. Толстой
Вследствие происходящих в современном российском обществе социально-экономических и общественно-политических изменений требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к любым изменениям, способные сохранять продуктивный характер деятельности в условиях огромного потока информации. Становится очевидно, что необходимы специалисты обладающие информационной компетентностью, под которой мы понимаем интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации. Идеология компетентностного подхода базируется на понимании того, что не только объем, прочность, системность и глубина знаний, но и способ их организации в сознании человека является одним из показателей результативности его деятельности.
Вместе с тем, в настоящее время вся эта многочисленная информация, непосредственные знания о способах деятельности не обеспечивают умений их реального использования в практической деятельности. Эти знания будут оставаться мертвым грузом, если они не будут реализованы в конкретной деятельности. Именно для этого необходима целенаправленная работа по формированию информационной компетентности учащихся с помощью проектных технологий.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект (лат. projectus – брошенный вперед)
Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения:
- создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей,
- помогает обучаемому стать успешным, талантливым учеником
Зародился в 1919 г. в США, связан с:
- осуществлением прагматического подхода к обучению (“все из жизни, все для жизни” - Дьюи, Торндайк, Кильпатрик);
- положением психологии о том, что обучаемый с большим удовольствием выполняет ту учебную работу, которая привлекательна для него, которую сам выбрал;
- утверждением: “жизнь – лучшая лаборатория, она подсказывает учебные задания”.
Проект предполагает разработку:
- замысла, предварительный, предположительный поиск ответа на вопрос,
- путь решения проблемы, который осуществляется по-разному
Проектирование и рефератирование в образовательном процессе (различия):
Параметры сравнения | Проект | Реферат |
Направленность | Ориентирован на работу с различными источниками информации | Ориентирован преимущественно на работу с текстами |
Область распространения | Предполагает выход в социальное и культурное пространство | Не выходит за рамки образовательного пространства, школы, класса |
Основание | Исходит из проблемного и основополагающего вопроса | Исходит из конкретного учебного вопроса |
Ведущие виды деятельности | Исследовательская, творческая, игровая и т.д. | Поисковая с элементами исследовательской |
Используемые методы | Опирается на систему методов и их интеграцию | Основан преимущественно на логических и описательных методах |
Формы образовательного процесса | Опирается на новые формы организации учебного процесса | Не требует изменения форм учебного процесса |
Результат | Результат реальный | Текст |
В чем преимущество проекта? Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок “выплескивается” во внеурочную деятельность.
Перечислим еще некоторые достоинства метода проектов:
- Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
- Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
- Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
- При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
- Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
- Формирование информационной компетентности учащихся.
Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов
- Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
- Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
- Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.
- Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
- Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника.
- Учитель следит за своей речью (не “Ты сделал это неправильно!”, но “Почему ты это сделал так?”).
- Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Метод проектов ставит учителя в особую позицию - сотрудничества с учащимися. Поэтому педагогу необходимо:
- умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
- владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать последовательную самостоятельную работу учащихся;
- переориентировать всю учебно-воспитательную работу учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности, на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов деятельности исследовательского, поискового, творческого плана.
Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ - объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, фронтальных методов и классно-урочной системы.
Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов - и не более того.
Педагог в зависимости от цели обучения и содержания учебного материала выбирает те формы и методы, которые могут дать хороший результат.
Главные условия организации работы над проектом
- Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности.
- Обучение учащихся технологии проектной деятельности (умению определять цель, задачи, видеть предмет исследования, выдвигать гипотезу, планировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей). Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта.
- Стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень владения знаниями по предмету; движение в общеучебном интеллектуальном развитии.
- Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуй ее промежуточные результаты.
- Доступность информации о ходе проекта.
- В школе должна быть обширная библиотека - медиатека, в любую минуту доступная ученикам и учителям.
- Внутри и вне классного помещения должны быть уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах (в частности, ребята могут пользоваться коридорами, где тоже можно устроить рабочие уголки).
- Часы в каждом классе.
- Наличие в классах и других рабочих комнатах справочной литературы и материалов для самопроверки.
- Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью для самостоятельных занятий.
Классификация проектов
На основе материалов А.С. Сиденко.
По характеру результата:
- информационный проект;
- исследовательский проект;
- обзорный проект;
- проекты-инсценировки.
По форме:
- видеофильм;
- рекламный ролик;
- телепрограмма;
- интервью с известными людьми;
- журнальный репортаж;
- рок-опера.
По профилю знаний:
монопроекты - в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно-урочную систему;
межпредметные проекты - по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.
По числу участников:
- личностные;
- парные;
- групповые.
По характеру координации:
с открытой, или явной, координацией. - Координатор проекта участвует в проекте в собственной, своей функции, ненавязчиво направляя работу, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников;
со скрытой координацией. - Координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.
По продолжительности:
краткосрочные - на нескольких уроках (3-6 уроков);
средней продолжительности – один - два месяца;
долгосрочные - до года.
На основе материалов Е.С. Полат.
исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов;
творческие - предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
ролево-игровые - Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы;
информационные - требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории;
практико-ориентированные - отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Формы продуктов проектной деятельности
Внешние продукты:
- Веб-сайт (предметный, тематический)
- Атрибуты несуществующего государства
- Видеоклип
- Газета
- Игра
- Костюм
- Музыкальное произведение
- Спектакль
- Анализ
- Публикация
- Справочник
- Учебное пособие
- Урок
Внутренние продукты:
Развитие способностей:
- вербально-лингвистических;
- логико-математических;
- визуально-пространственных;
- моторно-двигательных;
- межличностных;
- внутриличностных;
- музыкально-ритмических;
- натуралистических.
Требования, предъявляемые к учащимся при самостоятельной работе над проектом
Работа с информацией | |
Поиск информации | |
УРОВЕНЬ I | • задает вопросы,
указывающие на отсутствие информации,
необходимой для того или иного действия в рамках
проекта; • следует технологии работы с конкретным источником информации, предложенной учителем |
УРОВЕНЬ II | • определяет, какие
его знания могут быть использованы при работе
над проектом; • определяет “белые пятна” в имеющейся информации; • демонстрирует владение технологиями поиска информации в источнике определенного типа (источник задает учитель); • использует бумажные и электронные каталоги |
УРОВЕНЬ III | • определяет общее
направление поиска и возможные источники
недостающей информации; • прогнозирует минимальный и максимальный объем информации по тому или иному вопросу, необходимый для выполнения проекта; • формирует тематические каталоги любым способом, на любом носителе |
УРОВЕНЬ IV | • указывает
противоречия или неполноту информации, которой
он располагает на предпроектном этапе; • обосновывает свой выбор источников информации по тому или иному вопросу, дает их характеристику; • вырабатывает критерии для отбора и первичной систематизации информации |
Обработка информации | |
УРОВЕНЬ I | • структурирует
полученную информацию в форме и на носителях,
предложенных учителем; • высказывает свое отношение к полученной информации на основе имеющегося опыта; • делает выводы, касающиеся темы проекта, аргументируя их на основе полученной информации |
УРОВЕНЬ II | • систематизирует и
структурирует полученную информацию в
соответствии с принципами, определенными
совместно с учителем; • высказывает свое понимание (интерпретирует) самостоятельно полученных данных (статистических данных, свидетельств, расчетов и т.п.); • указывает на свое согласие или несогласие с имеющимися сведениями; • определяет необходимость той или иной информации для реализации проекта; • использует полученную информацию для аргументации (опровержения) идей, лежащих в основе проекта, уточнения или изменения плана деятельности |
УРОВЕНЬ III | • самостоятельно
определяет структуру для размещения полученных
данных и сведений; • интерпретирует полученную информацию в контексте темы проекта; • дает объяснение выявленным противоречиям в информации и выходящим из общего ряда данным; • сопоставляет информацию, полученную из разных источников; • делает самостоятельные выводы на основе полученной информации с использованием основных логических операций (анализ, синтез, аналогия) |
УРОВЕНЬ IV | • предлагает и
реализует способы проверки новой для себя или
противоречивой информации; • делает аргументированный вывод |