Цели и задачи:
1. Расширение знаний учащихся о пейзаже как жанре в искусстве.
2. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения.
3. Отработка приемов рисования кистью.
4. Коррекция мелкой моторики, объема внимания, зрительного восприятия.
5. Воспитание любви к родной природе.
6. Укрепление межпредметных связей между литературой и изобразительным искусством.
Материалы к уроку:
1. Зрительный ряд: набор пейзажей И.Левитана, цитаты из рассказов К.Паустовского “Мещерская сторона”.
2. Художественные материалы: тетради по изо, ручки, карандаши простые, кисти, гуашь, ластики, баночки с водой, палитры, подмалевок на А3, выполненный учениками на прошлом уроке.
План урока:
1. Организация внимания учащихся.
2. Постановка темы урока.
3. Объяснение нового материала.
4. Обобщение по теме урока.
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа.
7. Итог урока.
Ход урока
1. Организация внимания учащихся.
1) Приветствие.
2) Проверка готовности к уроку.
2. Постановка темы урока.
Сегодня я познакомлю вас с новым жанром изобразительного искусства - пейзажем, а затем вы нарисуете пейзаж по произведению К.Г.Паустовского “Мещерская сторона”.
3. Объяснение нового материала.
Новое слово “пейзаж” запишите в тетрадь по ИЗО.
Что же такое пейзаж?
Пейзаж (фр.) - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида, местности, ландшафта.
Отдельное произведение этого жанра тоже называется пейзажем.
Виды пейзажа запишите в тетрадь.
1. Сельский
2. Городской.
3. Индустриальный.
4. Марина.
Рассмотрим пейзажи И.Левитана, которые часто называют “пейзажами настроения”. На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояния тревоги, радости, грусти. В своем творчестве К.Паустовский обращался к работам И.Левитана: “В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы”.
4. Обобщение по теме урока.
В литературе часто встречаются описания природы. Очень красиво и необычно описывает Мещерскую сторону К.Г.Паустовский: “Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму…”
Мещерский край, эта последняя любовь К. Паустовского, вызвал целую россыпь изумительных по лиризму рассказов и пленительную по своей поэтичности, прозрачности красок и музыкальности повесть "Мещерская сторона". Поэтичность всегда сочеталась у писателя с такой документально-географической точностью, что его лирическая проза была предметом уважительного внимания ученых-географов.
Сегодня вы будете переводчиками. Вам необходимо перевести отрывки произведения К.Г.Паустовского “Мещерская сторона” с литературного языка на язык рисунка. Из рассказов К.Г.Паустовского вы возьмете по одному понравившемуся отрывку и нарисуете. У каждого из вас получится собственный пейзаж. Учитель раздает цитаты из рассказов с описанием природы (приложение 1). Затем мы зачитаем отрывки и сравним с вашими работами.
5. Физкультминутка.
Чтобы подготовиться к практической работе, выполним упражнения.
- Возьмите в руки кисти. Повторяйте за мной движения: рисуем в воздухе треугольник, круг, квадрат.
- Красим забор, сверху вниз, слева направо.
- Как птичка клювом пьет воду?
6. Практическая работа.
Возьмите подмалевок и приступайте к работе (подмалевок земли и неба ребята выполняют заранее).
7. Итог урока.
Сегодня мы познакомились с новым жанром изобразительного искусства “пейзажем”. Что означает это слово? Какие виды пейзажа вы запомнили? Произведения какого художника помогли нам представить красоту русской природы? Как называется произведение К.Г.Паустовского, отрывки из которого вы рисовали? Свои работы вы закончите на следующем уроке.