Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний о глаголе, дополнение новыми сведениями.
Задачи:
обучающие
- формировать умение находить изученную часть речи;
- задавать вопрос к глаголу;
- формировать умение использовать глагол в речи;
развивающие
- развитие диалоговой формы общения внутри микрогрупп и между ними;
- развитие творческих умений и коммуникации;
воспитательные
- воспитание и развитие личностных компетенций учащихся;
- воспитание пытливости при получении знаний;
- формировать интерес к языку и речевому творчеству.
1. Орг. момент.
Прозвенел уже звонок
Все готовы на урок?
Все лежит у нас на парте
Ручки, книжки и тетрадки.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.
2. Оформление тетрадей.
3. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним материал, с которым знакомились во втором классе, а так же узнаем что-то новое. Но для начал, давайте, определим тему сегодняшнего урока.
- Прочитайте загадку, определите, о какой части речи в ней говорится.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет
Летит ракета.
Люди строят зданья
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
(Запись на доске)
- Молодцы!
- Почему вы так решили? Что вам помогло отгадать?
- О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке?
Запишите тему урока “Глагол”.
- Сегодня у нас первый урок по этой теме. С этой частью речи мы знакомились во 2-м классе.
- Вспомните, что вы знаете о глаголе. (Ответы детей)
- Глагол – важная часть речи. Он помогает четче выражать свои мысли. По частоте употребления глагол занимает 2-е место среди других частей речи.
- Вот таким я представляю себе “Глагол” (вывешивается рисунок глагола).
- На какие вопросы отвечает глагол, выберите эти вопросы? Что? Что делать? Кому? Что сделал? Что будет делать? Откуда?
- Какие ещё вопросы глаголов вы знаете?
- Что обозначает глагол? (На “рукав” рисунка крепится действия предмета)
4. Работа по учебнику.
- Сейчас мы с вами поработаем с учебником. Применим ваши знания на практике.
- Откройте учебник на стр. 62 упр. 1
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать?
- Выпишите по 3 глагола в тетрадь с вопросами.
Проверка.
5. Проблемная ситуация.
- Ребята, а сейчас вам задание для работы по группам.
- Распределите слова на 2 группы: Красит, грустить, продает, радоваться, желать, ремонтировали, строить, мерзнуть.
- Какие группы слов у вас получились? (1 ученик от группы у доски распределяет слова по группам, объясняя, почему они так распределили слова)
- Ребята, а глаголы из первой группы относятся к каким профессиям? Все профессии важны и кто - то из вас выберет себе профессию строителя, продавца, а может быть маляра.
- Что вы можете сказать о словах первой группы?
- А слова второй группы являются глаголами? Что они обозначают, как вы думаете?
- Значит, глаголы обозначают действия предметов и состояние.
- Давайте, сравним наш вывод, с выводом учебника.
- Что могут обозначать глаголы? (Действия, состояния)
Вывод: глагол обозначает – действия предметов, состояния. (Карточка крепится к рисунку)
6. Физ. минутка.
В понедельник я купался,
А во вторник загорал….
7. Закрепление.
- Запишите в тетради слова, самостоятельно распределив их на 2 столбика, по их значению: Рисую, мечтаю, падает, переживает.
1 ученик у доски распределяет слова.
Проверка. (Сигнальные карточки)
8. “Путешествие в прошлое”.
- А сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое. И узнаем, что обозначало слово глагол в древности.
- Для этого мы обратимся к справочному бюро “Хочу всё знать”.
9. Итог.
- О какой части речи говорили на уроке?
- Какие “открытия” сделали на уроке?
10. Домашнее задание.
- Дома вы будете выполнять упражнение 3, стр. 63.
Вам нужно записать слова в две группы.
11. Синквейн.
- Сейчас мы с вами составим синквейн. (Группа)
Глагол.
Урока время истекло
И я вам благодарна
За то, что весь урок
Работали ударно.