Цель урока: формирование доброжелательного отношения к кошкам через знакомство с их повадками и возможностями, правилами ухода за этими животными; определение их роли в жизни человека.
Задачи:
- формировать доброжелательное отношение к кошкам;
- формировать положительное нравственное начало ребёнка;
- определить роль кошки в жизни людей; познакомить с правилами ухода;
- учить работать в группах;
- развивать коммуникативные качества личности ребёнка.
Ход урока
I. Включить слайд “Дикие и домашние кошки” (Приложение 1).
(ФОУК (формирование общеучебных компетентностей): обобщать, группировать)
1. - Кто изображён на этом слайде?
- Как назвать одним словом?
- На какие 2 группы можно их разделить? (Дикие и домашние)
- Покажите домашних кошек.
2. - К какой группе относятся кошки? Выбери.
На доске: насекомые, паукообразные, рыбы, птицы, звери.
Докажи. (Звери.Общий признак - шерсть)
II. Индивидуальная работа с карточкой. (Приложение 2)
На карточке рис. кошки и столбик слов голова, туловище, шея, ноги, хвост).
- С помощью стрелок соотнеси части тела со словами.
Проверка.
III. Физминутка.
- Как кошка умывается?
- Как потягивается?
- Как спинку выгибает?
- Ноги как тянет?
- Что делает, когда злится?
IV. Работа в группах.
На столах принадлежности по уходу за кошкой (у каждой группы свои).
- Рассмотрите и решите, для чего нужна каждая вещь? Обменяйтесь мнениями.Учитесь договариваться.
1. Питание (ФОУК: определить цель задания; сформулировать тему задания; выделить непонятное, сформулировать вопрос к тому, что непонятно; извлечь из этого задания полезную информацию).
Дети выходят к доске с теми вещами, которые относятся к питанию. Доказывают свой выбор.
На интерактивной доске слова (Приложение 1):
Распредели слова по столбикам. (Полезно: мясо и рыба в сыром виде, яйца, зелень, овощи, хлеб, растительное масло (1 чайная ложка в неделю), творог, вода. Можно: молоко, каша, колбаса, суп. Нельзя: копчёности, сладости, сало)
2. Уход за шерстью.
Дети выходят к доске с принадлежностями для ухода за шерстью. Доказывают свой выбор.
Справка: длинношёрстных кошек расчёсывать ежедневно, короткошёрстных - 1 раз в неделю.
3. Сон.
- Специальная корзинка - лежанка.
- Определить место для сна, оборудовать его.
- Вам решать, пускать кошку в вашу постель или нет!
3. Туалет.
- Подполье.
- На улицу выпускать.
- Купить унитаз для кошек (мыть после каждого испражнения или использовать наполнители: специальные; бумагу; песок и т.д.)
4. Игры.
Выбери, докажи. (Мячик, катушка на верёвочке. После еды играть с кошкой нельзя, пусть отдохнёт)
5. Викторина “Для чего это?”
- Поводок (выгуливать кошку в большом городе, чтобы не потерялась).
- Клетка (н-р, отнести животное к врачу).
- Пульверизатор - прибор для распрыскивания жидкостей (заливают водой и используют для того, чтобы отучить кошку от вредных привычек).
- Дощечка (точить коготки).
IV. Работа в парах.
- Как много надо знать, чтобы содержать кошку дома.А зачем?
- Какую пользу приносят эти животные? Обсудите, обменяйтесь мнениями, учитесь уступать друг другу, примите общее решение.
V. Развитие нравственного начала ребёнка (ФОУК: концентрировать внимание при слушании; найти непонятное, сформулировать вопрос к тому, что непонятно; выделить главную мысль; высказать своё мнение относительно услышанного), (Приложение 1).
Сочинение мальчика. “ Наши соседи-дачники с наступлением осени уехали в город, а во дворе дачного домика оставили кота. Кот ходил грязный, голодный и тёрся о ноги прохожих. Я прогнал бездомного кота. Ведь бездомные коты - разносчики заразных болезней”. (Ребёнок побеспокоился о здоровье близких людей. Действительно, многие бездомные животные часто являются источниками болезней. Но кот, которого прогнал мальчик, - давно ли он стал бездомным? Как он стал бездомным? Почему? А теперь попробуйте представить, что чувствовал брошенный хозяевами кот? У него недавно был свой дом, своя лежанка, его ждала миска с едой, его любили… А теперь?)
Сочинение девочки. “Поздно осенью, когда стало холодно, к нашему дому пришёл бездомный кот. Он был очень голодный. Нам стало жалко брошенного дачниками кота.И мы, ребята из нашего подъезда, стали его кормить.В этом году зима была очень холодная, и, чтобы кот не замёрз, мы устроили ему тёплое местечко. Так в тепле и сытости кот прожил всю зиму. Он привык к нам и всегда ждал нас. Нам бы хотелось взять его домой, но родители говорят, что ему на свежем воздухе, на просторе лучше, чем в квартире”. (Может быть дети правы,что приютили бездомного кота в своём подъезде, заботились и кормили его?)
VI. Интересные факты из жизни кошек (ФОУК: сформулировать вопросы к тексту; найти непонятное, сформулировать вопрос к тому, что непонятно; извлечь полезную информацию).
Удивляют, например, грандиозные путешествия кошек к местам прежнего жительства. Пока непонятны способы их ориентации в таких путешествиях. Из Тулы и Владимирской области коты возвращались в Москву за 3 месяца. В Италии кошка вернулась в родной дом за 800 километров.
В 1985 году из США поступило ещё более удивительное сообщение. Кот ветеринара из Нью-Йорка, переехавшего в Калифорнию, через 5 месяцев явился вслед за ним и сразу улёгся в своё любимое кресло. Он не только поставил своеобразный рекорд, пройдя 4 тыс.км, преодолевая реки и горы, но и задал специалистам ешё пару загадок. Во-первых, почему он вернулся не домой, а разыскал новое место жительства хозяина. Во-вторых, как он ориентировался в данном случае.
В Англии на содержание каждой казённой кошки, используемой для охраны продовольственных складов, отпускается определённая сумма денег. На таком же довольствии находятся кошки, сохраняющие от мышей книжные и другие ценности Британского музея. В Австрии кошка, отслужившая ряд лет на охране складов, получает право на пожизненную пенсию, выдаваемую в виде молока, мяса и бульона.
VII. Показ слайдов “Породы кошек”. (Использование презентации Приложение 1)
VIII. Итог урока.
- Что понравилось?
- Что показалось интересным?
- Что нового узнали?
IX. Раскрась рисунок и узнай тему следующего урока. (Приложение 6)